на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию

Реферат: Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию

Министерство сельского хозяйства

Государственный Университет по Землеустройству

Кафедра земельного права

Реферат по экологическому праву

на тему:

Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию

Выполнила:

Студентка 5 курса

юридического факультета

Москва 2010


Введение

Основным источником права в РФ является Конституция, которая провозглашает нашу страну демократическим и правовым государством. Для построения такого государства необходимо восприятие российскими гражданами целой системы ценностей, без которых невозможно построение такого государства и полноценного гражданского общества. Одним из элементов этой системы является приоритет прав и свобод человека и гражданина, их уважение и соблюдение, гарантированность и наличие реально и эффективно действующих механизмов обеспечения и защиты. Главный способ формирования таких механизмов - это законодательное регулирование. По моему мнению, особое место занимает законодательное регулирование прав граждан на информацию, поскольку это право также является гарантией для реализации и других прав человека. Права и свободы граждан не будут полностью реализованы без возможности получения достоверной информации.

Право гражданина на информацию можно рассматривать как гарантию, которая повышает правовую защищенность личности вообще и позволяет менее зависеть от государственных структур, а также дает более полные гарантии удовлетворение интересов и реализации своих прав.

И так информация играет первостепенную роль в реализации прав и свобод человека. Нормы, гарантирующие доступ к информации в России в основном носят декларативный характер, что делает очевидным дистанцию между правом на информацию и его реализацией.

В современном обществе идет активное развитие и возрастания уровня техники и промышленности, но со временем происходит износ, практически без тенденций к обновлению, что приводит к ухудшению экологической обстановки в стране и к кризису управления указанной сферой общественных отношений. В условиях возрастающего в последние несколько лет интереса к информационным правам граждан, и в связи с актуальностью экологических проблем как в рамках отдельно взятой страны, так и в мире в целом, возникла необходимость появления такого термина как «экологическая информация».

Экологические права граждан находятся в тесной взаимосвязи с информационными, но несмотря на большой законодательный массив, реализация этих прав представляет собой очень серьёзную проблему вследствие высокого уровня эколого-правового нигилизма населения и отсутствия должного объёма правоприменительной практики, поскольку право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением[1].

Целью данной курсовой работы является определение правового статуса экологической информации, определения требований предъявляемых к экологической информации и правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к ней.

Отметим, что актуальность данной проблемы состоит в том, что конституционное право на экологическую информацию имеет важное значение в жизнедеятельности всего общества. К тому же со временем общество будет становиться все более развитым, стремиться к более устойчивым демократическим нормам и степень влияния на реализацию других прав и свобод гражданина будет только расти. Соответственно, ограничивая такое право – будет ослабляться механизм обеспечения свободы личности в целом, тем более, если это происходит незаконно и необоснованно. Расширять его и делать более надежным в реализации - значит укреплять юридическое положение гражданина, повышать уверенность человека в собственных силах, содействовать наиболее полному удовлетворению его интересов, в чем, собственно, и заключается главная ценность прав и свобод.


1. Понятие и содержание экологически значимой информации

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает общее определение информации. Под ней понимается- сведения(сообщение, данные) независимо от формы их представления. Федеральный Закон(1995года) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрывал понятие информации более удачно и полно, информация понималась как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В общее понятие информации входит и экологическая информация, но дефиниция данного термина должна содержать не только общие понятия об информации, а также подчеркивать специфику предмета. В российском законодательстве, к сожалению, нет определения экологической информации, но дабы эффективней защищать права граждан на экологическую информацию было бы полезно ввести его.

Понятие экологически значимой информации может быть общим (исходным) и специализированным(правовым). В общем информация это сведения о явлениях и процессах. Экологической (или экологически значимой) является любая информация (сведения), которая: а) отражает процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества; б) необходима для целей охраны окружающей среды, т. е. должна быть использована при принятии экологически значимых решений во всех сферах и видах деятельности[2]. Содержание и назначение информации делают ее экологической.

Специалисты в области экологической информации пытаются конкретизировать понятие такой информации, чтобы оно выражало содержание и назначение, для решения экологических задач охраны окружающей среды и охватывало как можно более широкий круг входящих в него сведений и форм. Так, М.М. Бринчук обобщил имеющиеся сведения и указал, что экологическая информация включает в себя данные:

— о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

— об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

— о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

— о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;

— о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

— о деятельности государственных и муниципальных органов юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России[3].

Пользователями такой информацией являются граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, организации и предприятия, государственные структуры, т.е. полный круг субъектов экологического права. Так же экологическую информацию в своей деятельности используют представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

Что касается правового понятия юридической информации, то дефиниция дается в ст. 21 Модельного закона об охране окружающей среды, принятого Советом Европы в 1994г., в котором под такой информацией понимается существующая в письменной, визуальной, устной форме или в базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности, связанной с вредными воздействиями, или о мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.


2. Правовое регулирование прав граждан на экологическую информацию

2.1 Экологическая информация в российском законодательстве

В России в целом довольно развитое законодательство, регламентирующие право на получение экологической информации. Как уже отмечалось выше, информационные права граждан находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и способствуют их реализации.

В ст. 42 Конституции РФ говорится о том, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Но граждане, как правило, слабо знают свои экологические права, что представляет собой серьёзную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, также реализовать и другие конституционные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Также в ч.2 ст.24 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы[4]. Эту норму следует толковать широко, поскольку эта норма является нормой прямого действия. Данное положение соотносится и с ч.4 ст. 29, согласно которой, каждый имеет право свободно искать и получать необходимую для него информацию (в том числе и экологическую). Данное право реализуется, прежде всего, через средства массовой информации.

В ст.38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г № 2124-1 «О средствах массовой информации» закреплено, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференции, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах[5].

Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а также включает в полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ обеспечение населения информацией об окружающей среде (ст.5, ст.6), закрепляет право граждан направлять обращения в соответствующие органы и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11), а также закрепляет обязанность формирования и ведения единой информационной базы данных в области охраны окружающей среды( ст.20)[6]. Помимо этого ч. 3 ст. 63 данного Закона устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, её изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

По нормам, установленных данным законом можно заметить, что ограничена сфера информационных интересов граждан о состоянии окружающей природной среды только местами их проживания, что по-моему мнению является нецелесообразным ограничением. А так же не закреплено наличие ответственности за отказ от предоставления, несвоевременности или искажения информации о состоянии окружающей среды( что содержалось в Законе « Об охране окружающей природной среды» РСФСР). Отсутствие данного положения можно рассматривать двояко. С одной стороны, административные взыскания должны устанавливаться специализированным актом, то есть данный шаг законодателя можно считать правомерным. Но с другой стороны, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, хотя и содержит ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации», но из содержания нормы статьи следует, что за отказ от предоставления экологической информации ответственность не наступает. Можно, конечно предположить, что законодатель провёл знак равенства между «сокрытием» и «отказом в предоставлении», но это, по меньшей мере, терминологически не вполне корректно[7].

Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизационных технологиях и защите информации» закрепляет принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информатизационных технологий и защите информации:

·  свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

·  установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

·  достоверность информации и своевременность ее предоставления[8].

Так же законом устанавливаются общие требования, касающиеся информационных систем — государственных, муниципальных и иных. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления — Правительством РФ или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Данный закон является общим и распространяется на все виды информации. Он содержит лишь классификацию её, исходя из статуса собственника информационного ресурса. Если бы в данном законе было бы предусмотрено деление информации на виды в зависимости от содержания и характера, то можно было бы включить туда определение экологической информации, что решало бы проблему с легальной трактовкой этого понятия. Однако в ситуации, имеющей место в действительности подобную норму добавлять в Закон нельзя, так как это испортит конструкцию и нарушит концепцию нормативного правового акта. Поэтому, исходя из представленных соображений, упомянутый Закон можно назвать не вполне самодостаточным для регулирования экологической информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.