на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию

В целом, если сделать вывод из всего вышеперечисленного, то гражданин, обращаясь за экологической информацией, реализует свое конституционное право, а на органы власти, предприятия и других субъектов возложена обязанность предоставлять такую информацию (кроме информации с ограниченным доступом). Также Конституция РФ в ст.41 устанавливает ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, тем самым дает гарантию информирования населения при данных угрозах.

Также, существует ряд нормативных актов, отражающих механизм доступа, предоставления и распоряжения экологической информацией в зависимости от специфики и содержания подотраслей экологического права. К таким актам относятся Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ - (ст.75); Водный кодекс РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ - (ст.ст.78-79); Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ - (ст.70); Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (ст.14), Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст.ст. 5, 6, 27, 29), Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст. ст. 6-8), Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 100-ФЗ «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса» (ст.14), Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (ст.23), Федеральный закон от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»[27] (ст.17), Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»[28] - (ст.ст. 2732), а также некоторые другие акты.

Что касается защиты прав граждан на экологическую информацию, то она регламентируется прежде всего Законом РФ от 25 февраля 1993 года № 4552-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[29]. Данный Закон предусматривает механизм обращения граждан в суд, сроки и порядок рассмотрения этих обращений, а также процедуру принятия и исполнения решений по ним.

Поведем итоги. Действующее российское законодательство достаточно широко охватывает процессы, связанные со сбором, накоплением, распространением и доступом к экологической информации, что является стороной положительной. Но на фоне появления тенденций к дальнейшему развитию, прогрессу, возникают различного рода проблемы, касающиеся непосредственной реализации правовых норм в обозначенном направлении. Возьмем к примеру, в Российском законодательстве до сих пор не решен вопрос о сроках предоставления информации, доступе к первичной и аналитической информации, платности или бесплатности предоставления экологических данных. Нет процедуры сотрудничества между общественностью и государственными органами, владеющими экологической информацией и принимающими экологически значимые решения. Хотя российские граждане имеют право представлять государственным органам свои замечания к проектам, однако должностные лица не обязаны их учитывать и обосновывать свой отказ. Более того, было бы не лишним предусмотреть специальный порядок защиты лиц, сообщающих об экологических правонарушениях и добивающихся решения какого-либо экологического вопроса. В российском же законодательстве вопрос правового иммунитета вообще не отражен.

Все вышеперечисленное подтверждается относительно небольшой судебной практикой, по данного рода делам, а также, отсутствие чёткого механизма функционирования системы государственных органов, распоряжающихся экологической информацией.

2.2 Международное и зарубежное законодательство об экологической информации

Международное законодательство и законодательство некоторых зарубежных стран в регулировании вопросов экологической информации, можно сказать, ушло дальше России. В европейских странах гораздо раньше осознали наличие проблем, связанный с экологической информацией и к чему они могут привести, т.е. оценили их значимость. В государствах же так называемого «ближнего зарубежья» дела обстоят ещё более неоднозначно, чем в России.

Удивительным является, по нашему мнению, то обстоятельство, что многие положительные процессы на международном уровне проходили под пристальным вниманием России, а то и с непосредственным участием (например, разработка Орхусской конвенции). Однако, тем не менее, коэффициент полезного действия от принятия позитивных результатов остаётся предельно низким[30].

В европейских странах проблема обеспечения права на получение информации о состоянии окружающей среды широко освещается и в стоит в числе глобальных проблем человечества, где наблюдается тенденция к большей прозрачности отношений между государством и обществом.

Важнейшим документом, принятым в данной области является принятая 7 июня 1990 года Советом Европейского Сообщества Директива «О свободе доступа к информации об окружающей среде» (90/313/ЕЭС)[31], в которой регламентируется, что информация об окружающей среде, или иначе - экологическая информация - определяется как любая доступная информация в письменной, визуальной, акустической или фиксирующей факты форме о состоянии воды, воздуха, почв, фауны, флоры, земли и естественных ресурсов, а также о деятельности (включая деятельность, вызывающую такое неприятное явление, как шумы) или мероприятиях, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду (либо способных воздействовать на нее таким образом), или о деятельности и мероприятиях, нацеленных на защиту окружающей среды, включая административные меры и экологические программы. Данное определение не включает в себя информацию о климатических изменениях и условиях человеческого существования в результате экологических бедствий. В соответствии со ст. 3 Директивы, государства-члены ЕЭС должны обеспечить обязанность органов власти предоставлять информацию об окружающей среде физическим и юридическим лицам по их запросам без выяснения причин их интереса. Государства-члены ЕЭС должны также определить систему практических мер по обеспечению доступа к подобной информации.

Обязывает правительственные органы государств-членов ЕС по первому требованию открывать доступ к информации (за исключением специально оговоренных требований) любого физического или юридического лица. При этом лицо, требующее информацию, не должно объяснять причины своего запроса, а также государства - члены ЕС обязаны обеспечить возможность апелляции для лица, которому без уважительных причин отказано в предоставлении информации.

Директива устанавливает перечень оснований, которые могут быть утверждены государствами законодательно, согласно которым может быть отказано в выдаче информации. Это касается случаев, когда запрос затрагивает:

- конфиденциальность данных работы органов государственной власти, а также конфиденциальность вопросов, касающихся международных отношений;

- сведения, касающиеся государственной безопасности;

-  дела, которые являются или являлись подсудными или в стадии расследования (включая дисциплинарные расследования), а также дела, по которым ведется предварительное следствие;

-  коммерческую и промышленную тайну, включая интеллектуальную собственность;

- тайну персональных баз данных и (или) досье;

-  материалы, предоставленные третьими лицами без юридического обязательства их разглашения;

-  материалы, разглашение которых может нанести вред окружающей

среде.

Информация, находящаяся в распоряжении органов власти и частично подпадающая под вышеперечисленные исключения, должна предоставляться в части, не затрагивающей эти охранные темы, если возможно выделить такую часть.

В статье 3 Директивы в просьбе на доступ к информации может быть также отказано, если удовлетворение этой просьбы связано с предоставлением документов или данных, или международных соглашений, находящихся на заключительном этапе подготовки, или когда запрос является очевидно нереальным, или он сформулирован в слишком общей форме. При этом органы государственной власти должны ответить лицу, обратившемуся с просьбой предоставить информацию, в максимально короткие сроки и не позднее, чем через два месяца, при этом мотивировав отказ.

Следует согласиться с Н. Н. Гришиным, который отмечает, что вышеперечисленные ограничения весьма серьёзно ограничивают права общественности на доступ к экологической информации и, следовательно, на участие в системе принятия экологически значимых решений.[32]

8 июля 1994 года Германия приняла Закон «Об экологической информации» на основании Директивы ЕС опубликовала в Федеральных ведомостях (Bundesgesetzblatt)[33]. Закон по объему небольшой, состоит из 11 статей, в общих чертах повторяющих положения Директивы, но также в нем содержатся и оригинальные положения. В законе дается определение экологической информации и устанавливает, что любой гражданин имеет право на доступ к подобной информации, причем заявитель не обязан доказывать наличие интереса, но в то же время запрос должен быть достаточно определенным, т.е. необходимо указание, какая именно информация запрашивается. На запрос орган власти может предоставить информацию, разрешить просмотр документов либо предоставить доступ к иным информационным носителям. Срок, в течение которого орган власти обязан ответить на запрос, по Закону составляет два месяца. Установлены также исключения и ограничения в праве на информацию в целях защиты публичного и частных интересов. Например, информация не может быть предоставлена: экологический информация правовой законодательство

1.   Когда ее разглашение может повлиять на международные отношения, вопросы национальной обороны или конфиденциальность процедур государственной власти, либо представляет значительную угрозу общественной безопасности.

2.  Когда информация касается данных, добытых органом власти во время и посредством юридического процесса в отношении дел, находящихся на рассмотрении, в стадии уголовного расследования или административной процедуры.

3. Если разглашение информации значительно нанесло бы ущерб природным богатствам, указанным в Законе, либо успех государственных мер по охране окружающей среды был бы подвергнут опасности.

Запрос должен быть отклонен в случае, когда он касается незаконченных документов, сведений, носящих внутренний характер, либо когда заявитель уже обладает запрашиваемыми данными. Закон определяет также иные основания ограничения права граждан на экологическую информацию.

Стоит обратить внимание на еще один международный документ, который играет большую роль в рассматриваемом вопросе. Это Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, 1991) от 25 февраля 1991 года, вступила в силу 10 сентября 1997 года и была подписана Российской Федерацией 6 июня 1991 года, но до сих пор не ратифицирована[34].

Положения указанной Конвенции предусматривают уведомление стран участниц, а также общественность о предполагаемых вредных воздействиях на окружающую среду.

Это уведомление, в частности, содержит:

-    информацию о планируемой деятельности, включая любую имеющуюся информацию о ее возможном трансграничном воздействии;

- информацию о характере возможного решения;

- указание разумного срока, в течение которого требуется дать ответ с учетом характера планируемой деятельности;

Помимо этого, уведомление может включать соответствующую информацию, касающуюся процедуры оценки воздействия на окружающую среду, включая указание на сроки представления замечаний; а также соответствующую информацию о планируемой деятельности и ее возможном значительном вредном трансграничном воздействии.

14 июня 1992 года на Конференции в Рио-де-Жанейро была принята Декларация по окружающей среде и развитию, провозгласившая, что экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан[35]. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных веществах и деятельности в их общинах и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты (десятый принцип Декларации).

Впервые широко вопрос о доступе к экологической информации обсуждался на Конференции министров окружающей среды Европы в Софии в 1995 году. На ней были одобрены Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды. Основной смысл документа в том, что он признаёт доступ к экологической информации как естественное право каждого. Положения итогового документа совещания в целом повторяют нормы уже упомянутой Директивы ЕС (90/313/ЕЭС).

Определенное юридическое значение имеет то понятие экологической информации, которое содержится в Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды: под термином «экологическая информация» понимается любая информация о состоянии вод, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и природных зон и о деятельности или мерах, которые оказывают неблагоприятное воздействие или могут оказывать такое воздействие на них, а также о деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы рационального использования окружающей среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.