В случае возникновения
споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю или
часть доли, содержащихся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли устанавливается
на основании договора или иного подтверждающего возникновение у учредителя
права на долю или часть доли документа.
Чтобы упорядочить
корпоративные связи в обществе, ст. 31.1. Закона об ООО вменяет в обязанность
участников ООО своевременно информировать уполномоченный орган об изменениях
персональных данных и размеров доли. Как справедливо отмечают исследователи,
данная обязанность по сути дублирует работу нотариусов[52].
В случае непредставления
участником общества информации об изменении сведений о себе с общества
снимается ответственность за причиненные в связи с этим убытки.
Сведения, внесенные в
список участников общества с ограниченной ответственностью, являются открытыми
и могут в установленном порядке предоставляться заинтересованным лицам. В то же
время общедоступность сведений об участниках повышает риск рейдерских захватов[53].
Следует отметить, что ст.
31.1. Закона об ООО закрепляет обязанность общества с ограниченной
ответственностью обеспечивать ведение и хранение списка участников с момента
своей государственной регистрации.
При этом Закон N 312-ФЗ
не содержит норм, определяющих особый порядок вступления в силу и действия
указанной статьи, в связи с чем подлежат применению общие правила гражданского
законодательства, согласно которым (п. 1 ст. 4 ГК РФ) акты гражданского
законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим
после введения их в действие.
Таким образом, отражать в
списке участников общества с ограниченной ответственностью сведения об
обстоятельствах, возникших в период с момента регистрации до 01.07.2009,
общество не обязано - отражать необходимо только сведения об обстоятельствах,
имеющих место на указанную дату.
1.2 Порядок и основные этапы образования
общества с ограниченной
ответственностью как субъекта
предпринимательской деятельности
Порядок учреждения
общества можно условно разделить на три этапа:
1) разработка устава
общества;
2) проведение учредительного
собрания общества;
3) государственная
регистрация общества.
В связи с необходимостью
одновременного наличия и устава, и учредительного договора, общество в том
виде, как оно конструировалось ГК и Законом об ООО, оказалось находящимся в
промежуточном положении между союзом лиц (персональным торговым товариществом)
и союзом капиталов (капиталистической торговой организацией, корпорацией).
Наличие договора, регулирующего отношения участников в течение всего времени
существования общества с ограниченной ответственностью, является признаком
товариществ, а наличие устава - признаком хозяйственного общества.
Данный подход обычно
оправдывается тем, что общество с ограниченной ответственностью - переходная
организационно-правовая форма между хозяйственными товариществами и
акционерными обществами[54].
Некоторые исследователи
полагали, что такое положение, по замыслу законодателя, возможно, объясняется
необходимостью наличия между участниками общества особых доверительных
отношений, составляющих основу его успешного функционирования[55].
Между тем обозначенный
подход не находит подтверждения в законодательстве, которое определенно относит
общества с ограниченной ответственностью к хозяйственным обществам. Кроме того,
данный подход продемонстрировал свою практическую несостоятельность. Многие
представители бизнеса считают, что учредительный договор представляет собой
лишний документ. Он дублирует некоторые положения устава и осложняет работу
общества. Дело в том, что любые изменения в уставе должны быть зафиксированы в
учредительном договоре, то есть его нужно постоянно менять[56].
Как справедливо отметил Я.А. Юкша, наличие «договорного» подхода в российской
правовой системе часто не дает обществу с ограниченной ответственностью
нормально функционировать[57].
Очевидно,
учитывая указанные обстоятельства, с 1 июля 2009 года в число учредительных
документов общества больше не входит учредительный договор. Таким образом,
общества с ограниченной ответственностью стали уставными коммерческими
организациями[58].
Правительство заявило,
что поправки должны усовершенствовать законодательство и «упростить» работу
обществ с ограниченной ответственностью. По мнению исследователей, эти
изменения направлены на то, чтобы свести к минимуму различия между ООО и ЗАО и
совместить в ООО все самые удобные для ведения предпринимательской деятельности
положения об ООО и ЗАО. В связи с этим существует предположение, что скорее
всего в течение ближайших лет будет принято решение о прекращении существования
в России такой организационно-правовой формы, как ЗАО[59].
Действительно, форме ООО
следует придать черты полноценной корпорации (уставного объединения капиталов).
Элементы договорного объединения лиц (учредительный договор, возможность
исключения участника из ООО и др.) в подобной конструкции должны быть
устранены. Учредительным документом ООО должен выступать только устав. Договор
о создании ООО должен приобрести природу, аналогичную договору о создании АО[60].
В то же время не вполне
ясна судьба тех прав и обязанностей, которые зафиксировали в ранее заключенных
учредительных договорах участники. Видимо, предполагается, что бывшие
учредительные договоры будут приравнены к договорам об учреждении общества[61].
Дело в том, что
исключение из числа учредительных документов учредительного договора не
означает, что при учреждении ООО его учредители не должны подписывать договор
об учреждении (п. 1 ст. 89 ГК РФ).
В связи с тем, что
договор, заключаемый при учреждении, утратил статус учредительного документа,
положения, разъясняющие его содержание, были перенесены из ст. 12 Закона об ООО
в ст. 11 указанного Закона. Согласно указанной норме договор об учреждении
общества с ограниченной ответственностью определяет:
- порядок осуществления
ими совместной деятельности по учреждению общества;
- размер уставного
капитала общества;
- размер их долей в
уставном капитале общества;
- иные установленные
Законом об ООО условия.
В целом эти положения
повторяют ранее действующие, за исключением того, что теперь в договоре об
учреждении не требуется указывать состав участников, порядок распределения
прибыли между ними, состав органов общества и порядок выхода из него.
Таким образом, количество
существенных условий договора об учреждении общества уменьшилось. ФАС
Западно-Сибирского округа в одном из своих постановлений указал, что в случае
отсутствия хотя бы одного из существенных условий, указанных в законе,
учредительный договор считается незаключенным[62].
Данные выводы подлежат применению в отношении договора об учреждении общества с
ограниченной ответственностью.
Ранее действовавшие нормы
Закона об ООО, касающиеся содержания учредительного договора, предусматривали
возможность указания в договоре ответственности за нарушение обязанности по
внесению вклада. Однако данные положения не разъясняли, какой может быть
ответственность. Теперь же в ст. 16 Закона об ООО установлено, что договор об
учреждении может содержать условие о взыскании неустойки (штрафа, пени) за
неисполнение обязанности по оплате долей в уставном капитале общества.
Данный договор,
представляющий собой разновидность договора о совместной деятельности[63],
должен быть заключен в письменной форме. В то же время правовая природа
договора об учреждении в Законе об ООО не раскрывается. В этой связи следующее
высказывание Ю.Г. Лесковой: «...если сравнить между собой направленные на
создание соответствующих коллективных образований договоры простого
товарищества, учредительный договор, а также договор о создании акционерного
общества, нетрудно установить, что во всех трех определениях основное место
занимают условия, которые относятся к «совместной деятельности участников»[64].
Лица, имеющие намерение
создать ООО, должны провести общее собрание, принимающее решение об учреждении,
в котором должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и
принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества,
избрания или назначения органов управления общества, а также образования
ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы
предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с
Законом об ООО.
Если требуется оценка
материальных или нематериальных активов, которые вносятся в качестве вклада в
уставный капитал ООО, в этом случае в решении должна быть ссылка на утверждение
результатов проведенной профессиональным оценщиком оценки. Данный вопрос
решается исключительно единогласно.
ООО, как отмечалось выше,
может быть учреждено одним лицом. В этом случае учредительным документом
общества является только устав, который утверждается единственным учредителем.
Однако при увеличении количества участников ООО до двух это автоматически
влечет за собой необходимость внесения изменений в устав общества.
При учреждении общества
единственным участником вместо протокола общего собрания принимается решение об
учреждении общества, которое должно содержать:
размер уставного капитала
общества,
порядок и сроки его
оплаты,
размер и номинальную
стоимость доли учредителя, которая соответственно равна стоимости уставного
капитала;
назначение органов
управления обществом.
При учреждении общества
учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если
в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного
аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.
Избрание органов
управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора
общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее
трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.
Если к моменту избрания
органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания
ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из
учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании
имеет один голос.
Общество несет
ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его
учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием
участников общества.
При этом п. 6 ст. 11
Закона об ООО ограничивает ответственность общества по этим обязательствам
учредителей в размере не более чем одна пятая оплаченного уставного капитала
общества.
Завершающим этапом
учреждения ООО является государственная регистрация соответствующих юридических
действий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004
г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»[65]
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в
качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств,
а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства
требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по
денежным обязательствам.
Общество подлежит
государственной регистрации в территориальном органе Федеральной налоговой
службы РФ по юридическому адресу будущего либо реорганизуемого юридического
лица. Следует отметить, что в настоящее время территориальные органы ФНС России
стали обращать особое внимание на соответствие юридического и фактического
адресов места нахождения организации[66].
В связи с этим видится возможным (при отсутствии на праве собственности
помещения для офиса) заключать договор на почтово-секретарское обслуживание,
что позволит на законных основаниях получить юридический адрес, а также
получать всю корреспонденцию через данный адрес, фактически располагаясь по
другому адресу.
Государственная
регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа
2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей»[67]
в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в
регистрирующий орган по юридическому адресу будущего ООО. Документы
представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым
отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
К оформлению документов,
представляемых в регистрирующий орган, предъявляются следующие требования[68]:
1) все регистрационные
документы представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном
виде;
2) регистрационные
документы заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой
синего или черного цвета либо машинописным текстом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|