на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Характерные черты и особенности процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России

создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;

вовлечь в гражданский оборот максимальное количество объектов государственной собственности, оптимизировать структуру государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходы федерального бюджета на управление государственным имуществом;

привлечь инвестиции в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;

создать широкий слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширить производство и создать новые рабочие места;

обеспечить контроль над выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;

сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;

восстановить активное функционирование фондового рынка;

рационально пополнить доходную часть бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации;

усилить социальную направленность процесса приватизации государственного имущества.[3]

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.

1.2 Проблемы приватизации

приватизация государственный муниципальный имущество

Приватизация государственного и муниципального имущества в Российской Федерации имеет свои отличительные черты, свои положительные и отрицательные моменты.

Первое чем можно охарактеризовать приватизацию государственного и муниципального имущества это спонтанность реформы. Она проводилась в России без предварительной разработки, методом «проб и ошибок». Значение, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были заранее определены. Также можно отметить, что время внедрения приватизации в политику государства совпало с переходом страны к новой общественно – политической формации. Она сопровождалась сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызвало чрезвычайные сложности в государственном управлении общественными процессами.

Приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления. Отношения в экономической среде страны были напряженными и тяжелыми с психологической стороны.

Приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства

И, пожалуй, главная проблема в данном вопросе на момент внедрения данного преобразования в политику страны стало то, что при советской власти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнедеятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватизация имели место одновременно во всех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании, место государственных организаций все чаще стали занимать частные хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. В политической сфере, в результате ликвидации монополии, слившейся с государством коммунистической партии, стали признаваться политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утвердилось идеологическое многообразие, возникли и действуют многочисленные частные учреждения культуры и средства массовой информации. Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества, неодинаковы.

Однако наряду с отрицательными моментами, существующими, судя по отрицательным высказываниям, происходящая у нас приватизация имеет и другую сторону. К ее положительным последствиям можно отнести: рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции, рост валового национального продукта, получение казной доходов от продажи государственного или муниципального имущества, сокращение дотирования неэффективных производств и активизацию внутренних инвестиций, расширение базы налогообложения в государстве.[4]

Целью приватизации является формирование эффективного собственника, а не полубесплатная раздача государственной собственности всем гражданам понемногу. С точки зрения Л.Г. Кириллова, «приватизация не бог и не дьявол, а только механизм управления собственностью, позволяющий решить определенные задачи, достигать конкретные цели, получать необходимые результаты, координировать взаимодействие и регулировать распределение по ситуациям и интересам за счет воздействия на конкретные объекты собственности»[5]. Достичь поставленной перед приватизацией цели можно через повышение информационной прозрачности процесса приватизации[6]

Правовые основы приватизации государственной и муниципальной собственности на тот момент были не доработаны, нежели сейчас. В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест.

Принятый 21 декабря 2001 года Государственной Думой Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» внес полноценные ясности во многие недоработки прежних законопроектов. В указанном Законе процесс приватизации делается более открытым, прозрачным и плановым, главным образом благодаря детально разработанному порядку формирования и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год. Он также исключает субъективный подход при выборе способов приватизации. Согласно Закону все имущество делится на две категории. Первую категорию составляют государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям.

В Законе расширяется инструментарий (способы) приватизации, который рассчитан на привлечение к приватизации субъектов малого предпринимательства. К таким способам относятся продажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурентности, продажа акций по результатам доверительного управления. Причем предполагается поэтапное применение новых способов приватизации, и только в случаях, когда имущество не было продано на аукционе. Урегулирована продажа акций на биржевых торгах, продажа путем публичной оферты, продажа имущества по результатам доверительного управления и т. д.

Важным нововведением является приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это повысит стоимость и инвестиционную привлекательность предприятий. Приватизация земельных участков в составе предприятий соответствует государственной политике по формированию единых объектов недвижимости, а также по стимулированию их эффективного использования и оборота. Для этого земельные участки будут либо сразу включаться в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ, либо продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене земли, что приведет к созданию единых объектов недвижимости.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия подлежат приватизации только после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия России в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении предприятий из числа стратегических предприятий. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации унитарные предприятия будут приватизироваться только после принятия соответствующего федерального закона.

В данный закон вносилось множество изменений, дополнений, последнее из которых произошло 31 мая 2010 года.[7] Эксперты Профсоюза на момент еще только принятия решений о внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» высказывали мнение, что проблема вялотекущей приватизации не в том, что отсутствует организация, которая бы продавала госимущество, а в том, что сегодня она просто невыгодна чиновникам. Если называть вещи своими именами, то когда министерство или ведомство курирует ГУП или акционерное общество, где есть государственный пакет, то это становится для чиновников механизмом извлечения административно-статусной ренты. Потому что руководитель того же ГУПа назначается министерством, план финансово-хозяйственной деятельности утверждается министерством и т.д. Все эти полномочия и позволяют чиновникам получать упомянутую выше ренту.

На сегодняшний день функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества выполняет Росимущество , к слову, являющееся юридическим лицом. Если рассматривать законопроект с этой точки зрения, то его целесообразность неочевидна, поскольку правительство РФ уже привлекло специально созданное для этих целей юридическое лицо, выполняющее узкие и специализированные функции. Если же рассматривать законопроект в плоскости привлечения к процессу продажи приватизируемых федеральных объектов иных, не связанных с государством, третьих лиц, обладающих признаками юридического лица, то в этой части законопроект нуждается в детализации, устанавливающей критерии оценки юридического лица для определения возможности вовлечения его в процесс продаж и принятия решения о его привлечении, тем более что продажи осуществляются от имени РФ, что должно накладывать на подобные юридические лица особые требования.

1.3 Субъекты и объекты приватизации

Субъекты, как и объекты, являются неотъемлемыми участниками в данном преобразовании, где под первыми следует понимать продавцов, покупателей государственного имущества, а также специально созданные государственные органы. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев предусмотренных законом[8]. Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателей.

Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи государственного или муниципального имущества покупатель не имел законных прав на его покупку, сделка приватизации государственного или муниципального имущества признается недействительной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продавцами государственного или муниципального имущества являются специализированные учреждения и назначенные им представители. Специализированное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации является юридическим лицом и наделено обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Оно осуществляет продажу объектов приватизации; ведет учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получает и перечисляет полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении и прочие функции, необходимые для проведения приватизации государственного и муниципального имущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.