Что касается объектов приватизации,
то это отчуждаемое в собственность физических или юридических лиц
государственное или муниципальное имущество. Государственное и муниципальное
имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц
исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в
государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных
обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное
имущество). Приватизация основывается на признании равенства покупателей и
открытости деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления. Итак, объект приватизации — это государственное и муниципальное
имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в
действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие
предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего, объекты недвижимости
(предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними
объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные
бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права
(например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
в капитале хозяйственных обществ). Надо признать справедливым мнение о том, что
в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые
распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты
приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени
затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.
Стадия исполнения решений об условиях приватизации
государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями
государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с
принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется
избранный способ приватизации имущества. Итак, способ приватизации имущества —
это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации
имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества
в частную собственность физических и юридических лиц.[9]
Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть
использованы следующие способы (ст. 13 №178-ФЗ):
-преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное
общество (акции созданного общества, как правило, переходят в собственность РФ,
субъекта РФ или муниципального образования);
-продажа государственного или муниципального имущества на
аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не должны выполнить
какие-либо условия в отношении такого имущества. Победителем аукциона
признается участник, предложивший наиболее высокую цену;
-продажа акций открытых акционерных обществ на
специализированном аукционе (акции продаются на открытых торгах, все победители
получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;
-продажа государственного или муниципального имущества на
конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные
условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену,
при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий
конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут);
-продажа за пределами территории Российской Федерации
находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ
(может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения
ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);
-продажа акций открытых акционерных обществ через
организатора торговли на рынке ценных бумаг (осуществляется в соответствии с
правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут
привлекаться брокеры);
-продажа государственного или муниципального имущества
посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по
продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Право приобретения
имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок
заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального
предложения);
-продажа государственного имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа этого имущества посредством
публичного
предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в этом
случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую
цену);
-внесение государственного имущества в качестве вклада в
уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при
учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых
дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных
обществ);
-продажа акций открытых акционерных обществ по результатам
доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам
конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор
купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно).
В процессе приватизации государственного и муниципального
имущества можно выделить несколько этапов:
1. Выступление с инициативой в проведении приватизации.
Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ,
Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного
самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в
подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в
компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения
о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен
отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием
такого решения направляется заявителю.
3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия
положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают
комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации.
Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о
приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем
на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по
управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе
комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные
организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и
условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают
соответствующие органы по управлению имуществом.
4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.
Конкретный способ приватизации предусматривается решением об
условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к
другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в
решение об условиях приватизации. Здесь нет очередности.
Подавляющее большинство способов приватизации относятся к
продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа —
исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество,
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в
уставные капиталы открытых акционерных обществ). Рассмотрим их (способы) более
подробно.
Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное
общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения
юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение
деятельности одного юридического лица и возникновение нового. В силу п. 2 ст.
13 Закона «о приватизации государственного и муниципального имущества»
приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если
размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 настоящего
Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного
общества, установленный законодательством, может осуществляться только путем
преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных
случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия
осуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами.
В рассматриваемом случае преобразование унитарного
предприятия в открытое акционерное общество приводит не только к изменению
организационно-правовой формы юридического лица, но и к смене формы
собственности. Однако кроме решения о преобразовании унитарного предприятия в
открытое акционерное общество Гражданский кодекс (п. 5 ст. 58) называет второй
юридический факт: передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется
передача государственного или муниципального имущества акционерному обществу,
возникшему в результате такого преобразования.
Тем не менее, способом приватизации является именно
преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а не
передаточный акт. Последний используется и при продаже государственного или
муниципального имущества различными способами приватизации, выполняя
специальную (учетно-бухгалтерскую) функцию.
Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом
установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов
федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности
акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств
которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества,
соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности,
приватизация такого имущества может осуществляться:
-путем преобразования унитарного предприятия в открытое
акционерное общество;
-на аукционе;
-на специализированном аукционе;
-посредством продажи за пределами территории Российской
Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых
акционерных обществ;
-посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми
актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный
капитал стратегического акционерного общества.
Приватизация имущества, не соответствующего указанным п. 3
ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:
-путем преобразования унитарного предприятия в открытое
акционерное общество;
-на аукционе;
-на специализированном аукционе;
-на конкурсе;
-посредством внесения акций в качестве вклада в уставный
капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).
Следующий способ приватизации — внесение государственного или
муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых
акционерных обществ. Во-первых, соответствующее решение о таком внесении
принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта
Федерации, органом местного управления. Во-вторых, в уставные капиталы открытых
акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное
имущество, а также исключительные права. В-третьих, доля акций открытого
акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее
субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными
образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного
общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не
установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ. В-четвертых,
внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных
прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при
учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых
дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных
обществ (ст. 25 Закона).
Отличительная особенность данного способа приватизации
заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном
случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.[10]
Глава 2. Структура и функции Территориального управления Росимущества по Челябинской области
Федеральное агентство по управлению государственным
имуществом: - является уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия
собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом
Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в
соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные
федеральные органы исполнительной власти); - осуществляет полномочия
государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных
Федеральным законом «О несостоятельности» (банкротстве), а также полномочия
собственника имущества должника - федерального государственного унитарного
предприятия при проведении процедур банкротства; - является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3
статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах»
Территориальное управление Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в Челябинской области состоит,
Руководства и Организационной структуры включающей в себя 9 отделов по работе
приватизации государственного имущества области:
1.
Отдел
делопроизводства и информационно-аналитического обеспечения;
2. Отдел Бухгалтерского учета;
3.
Отдел правового
обеспечения и кадровой политики;
4.
Отдел
приватизации и контроля за использованием федерального имущества;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|