2-
Перенесение усадьбы домохозяина на
выделенный ему зем участок (затраты за счет общины) – такой вариант носил
название «хутор». Такому варианту придавалось большое значение, села и деревни,
по мнению Столыпина д. б. исчезнуть, поскольку не эффективны для с/х, велась
усиленная пропаганда. Поначалу все шло нормально, такая реформа д. б. осуществляться
длительное время. В начале реформы было 12 млн. крестьянских домов, из которых
4 млн. – подворное земледелие (южные районы), 8 млн. – 6 млн. к 1916 г. были
записаны на выдел из общины. Налогоплательщиком стал единоличный домохозяин. Т.
о. Главный результат реформы Столыпина – крестьянин – единоличник, а,
следовательно: дом – собственность, собственник земли.
3-
Нужно было бороться с сельским
перенаселением – из густонаселенных европейских частей России в Сибирь, Урал и
Дальний Восток. Причина: сельская беднота, ослабить земельный голод в
центральных губерниях, переместить ожесточенную часть населения на окраины
России подальше от помещичьих имений. ( т.к. из общины стала выходить беднота.
Которая стремилась укрепить за собой землю, с тем, чтобы продать ее и уйти в
город или перебраться в другие «лучшие места». Эти «бедняцкие земли» скупались
все теми же крепкими хозяевами, которые, т. о. Еще более улучшали свое
положение). Основная часть переселенцев отправилась в Сибирь. Последствия
переселения – процесс переселения и землеустройства был плохо организован.
Большая часть крестьян вместо того. Чтобы утвердиться в качестве
самостоятельных хозяев, попала в кабалу местного кулачества. Около 16 %
переселенцев вернулись в родные края, беднота все больше ожесточилась.
4-
Развитие частного ипотечного
кредитования (на основании указа Александра II – 1859 г.).
Перед началом 1917 г. крупным собственником земли стал банк, а крестьяне
переезжали в города, это было потому. Что крестьяне не выполняли условия
кредитования, т.о. банк приобретал право собственности на землю.
Итог реформы – активно начатая Столыпиным реформа не
была доведена до конца, этому помешала война, был остановлен выдел крестьян.
Идеи Столыпина по ликвидации общины не оправдали себя,
после октябрьской революции села и общины стали восстанавливаться, т.к. вместе
было лучше выжить.
Столыпинскую реформу как «+» или «минус»
охарактеризовать нельзя, т.к. были и плюсы и минусы. После реформы произошло
обезземеливание крестьян.
Столыпинскоя реформа – это официально поддерживаемое
гос-ом направление, наряду с этим возникло другое явление – это «с/х
кооперация» (с лат. – общее дело), такое направление гос-о не поддерживало, это
было самодеятельность народных масс.
Крестьяне стихийно стали объединяться в кооперации – в
период Столыпинской реформы существовало 2-е формы кооперации:
1-
производственная (объединения для
производства продукции). Упряжь – объединение тягловой силы (лошадей), где
доходы распределялись по количеству предоставленных лошадей.
2-
Потребительская (сбытовая,
снабженческая, кредитная) – связь города и деревни. Такая форма дают быструю
отдачу.
Гос-во к этому процессу относилось враждебно,
царское правительство этого боялось, но под давлением факторов успешного
развития кооперации 18 ноября 1908 г. – царское правительство утвердило устав
с/х товариществ и потребительских обществ.
Они назывались «благотворительными учреждениями»,
которые по российскому законодательству не являлись юр лицом, т.е. не могли
иметь счет в банке и осуществлять финансовые операции, они д.б.
регистрироваться в специальной окружной комиссии. Данным объединениям не давали
работать. После победы февральской революции новое временное правительство 20
марта 1918 г. приняло первый русский кооперативный закон «о кооперативных
товариществах и их союзах», после этого с/х кооперация приобрела статус юр
лица. Т.е. стало участником хозяйственного оборота. В законе устанавливались
ограничения на пай (т.е. равное положение участников кооператива)
1913 г. – наилучший год для с/х. Но это было не так,
т.к. не было поддержки правительства.
6.
Особенности регулирования аграрных отношений в первые годы Советской власти (до
1921г.) Декрет о земле 1917г. декрет о социализации земли 1918г. Положение о
социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому
земледелию.
Октябрьская революция 1917 г. существенно изменило
ситуацию в с/х. К власти пришли большевики.
В. И. Ленин выступал за аграрный строй с многоукладной
экономикой: 1) гос п/п (совхозы); 2) объединения частных собственников на землю;
3) единоличное крестьянское хозяйство.
В апреле 1917 г. – первый всероссийский съезд
крестьян, здесь был разработан и утвержден единый крестьянский наказ (на основе
300 тыс. крестьянских наказов из разных губерний России). В наказе четко было
выражено неприятие крестьяне к любой форме собственности на землю, крестьяне
выступали за уравнительное землепользование (по едокам или по работникам).
Ленин и партия большевиков включило в программу
осуществление данных наказав, и как результат крестьяне пошли за большевиками и
большевики одержали победу.
Вечером 25 октября в Петрограде открылся II
Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, а 26 октября на 2-м
заседании съезда по докладу Ленина были приняты: Декрет о мире и Декрет
о земле.
Декрет о земле
– был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый зем строй
России: 1) декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется
немедленно и без всякого выкупа; 2) все земли обращаются во всенародное
достояние, и переходит в пользование всех трудящихся.
Уничтожение частной собственности на землю фактически
являлось национализацией земли (передача всей земли в собственность гос-ва),
хотя в самом декрете термин «национализация земли» не содержался.
Декрет о земли состоит их 2-х частей: 1)
большевистский вариант реформирования с/х; 2) единый крестьянский наказ.
Вопрос «Чья земля по декрету о земле?»
С 1917 – 1937 гг. – период национализации земли, но ее
на самом деле не было. Крестьяне сохранили титул собственника на землю.
По декрету зем участки с повышено культурными
хозяйствами превращались в гос хозяйства, а основная масса земель передавалась
на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или
потребительско – трудовым нормам.
Правом пользования землей наделялись все граждане
России, желающие обрабатывать ее своим трудом вмесите с семьей или в
товариществе. Наемный труд не допускался.
Формы пользования землей допускались различные: -
подворные
-
хуторские
-
общинные
-
артельные
Т.о. декрет о земле предусмотрел различные формы
землепользования – гос п/п, товарищества, артели, трудящиеся крестьяне.
Впоследствии хуторское, общинное и единоличное землепользование были отменены,
а другие укрепились.
III
Всероссийский съезд советов 18 января 1918 г. принял основные положения Декрета
о социализации земли. Съезд поручил ВЦИК доработать и утвердить весь Декрет
в целом. Под влиянием большевиков проект Декрета был существенно исправлен, а
ряд положений принципиально изменен. 9 февраля 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о
социализации земли. Декрет состоит их 13-и разделов, в которых были развиты и
более детально сформулированы основные принципы и положения Декрета о
социализации земли. Новый закон подтвердил национализацию земель, недр, лесов и
вод. Декрет также подтвердил право исключительной гос собственности на землю и
недра. Земля предоставлялась без всякого выкупа в пользу трудящегося народа: в
первую очередь земля предоставлялась в пользование для ведение с/х гос
хозяйствами, с/х коммунам и товариществам. Декрет подробно урегулировал
уравнительное распределение земли.
Положения о социалистическом землеустройстве. 14 февраля 1919 г. ВЦИК принял положение о
социальном землеустройстве и о мерах перехода к социальному земледелию. Это
положение связало мероприятия по землеустройству и переустройству с/х.
1)
вся земля объявлялась единым гос
земельным фондом в пределах РФ;
2)
в ней выделялась особая часть –
с/х фонд.
Землеустройства – система мероприятий по
рациональной организации зем участков.
В положении обосновывалась необходимость перехода от
единоличных форм землепользования к землепользованию: - совхозов, - с/х коммун,
- артелей, - товариществ по общественной обработке земли (урожай делился в
зависимости от вклада каждого участника).
В положении содержалось требование: - рационального
использования с/х земель, - охрана земель от истощения, - строительство
мелиоративной системы, - насаждение защитных лесов.
Единый гос земфонд – в положении составные части этого
фонда не перечислялись, но упоминались такие категории земель: - земли с/х
назначения, - земли, занятые промышленными п/п, транспортными и курортами, -
городские земли, - поселковые земли.
При проведении землеустройства коллективные хозяйства
ставились на первое место, и их землеустройство осуществлялось в первую
очередь.
7. Особенности
регулирования аграрных отношений в период НЭПа. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
Закон о трудовом землепользовании 1922 г.
Политика «военного коммунизма» вызревала постепенно.
После национализации всей промышленности летом 1918 г., последовала национализация
сети ж/д, затем частных банков, включая кооперативные.
21 ноября 1918 г. СНК издает декрет о переходе всей
системы распределения в руки гос-ва. Для получения продуктов каждый гражданин
обязан был приписаться к какому-нибудь потребительскому обществу – кооператив
или потребительская коммуна.
Осенью 1918 г. была ликвидирована частная торговля.
11 февраля 1919 г. в стране была введена
продразверстка, по которой гос-во фактически бесплатно изымала у крестьян все
излишки хлеба (а зачастую – и необходимые запасы). В 1920 г. разверстка
распространилась на картофель, овощи и другие с/х культуры.
Период НЭПа начался с декрета ВЦИК от 21 марта 1921 г.
«О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогов». Суть –
обязательство по сдаче продовольствия гос-ву, крестьянин знал, сколько должен
гос-ву, а излишки продавал по рыночным ценам. Размер налога снижался почти в
2-а раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на
зажиточных сельских хозяев.
Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у
крестьян после уплаты налога продукцией «предел местного хозяйственного
оборота».
В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Зем
кодекса РСФСР. Проект включал основные положения Декретов о земле и
социализации земли.
Проект содержал: закрепление права гос собственности
на землю, давалось определение единому гос зем фонду, указывались формы и виды
землепользования, содержались положения о с/х землях, городских и транспортных,
проблема землеустройства, рассмотрение земельных споров.
III
Всероссийский съезд советов (в декабре 1920 г.) – говорилось о необходимости
перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству.
IX
Всероссийский съезд советов (декабрь 1921 г.) – поручил Наркомзему пересмотреть
действующее зем законодательство в целях полного согласования его с основами
НЭПа и превращение его в стройный, ясный, доступный пониманию каждого
землевладельца свод законов о земле.
В целях упорядочения и создания устойчивого
единоличного хозяйства 3-я сессия ВЦИК 9-го созыва в мае 1922 г. приняла закон
« О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе зем
законов». Этот закон вводил понятие трудового землепользования – крестьянин на
своей земле должен использовать свой собственный труд и труд членов семьи,
наемный труд запрещался. Границы зем участка не могли быть изменены, только для
целей лесоустройства.
В земельных отношениях начинает господствовать принцип
стабильности.
ЗК признавал право собственности крестьян на строение,
насаждения и урожай, т.е. на все то, что находилось на земле.
НО! Запрещалась покупка, продажа, завещание. Дарение,
залог земли, разрешалась только аренда одного землепользователя у другого.
Эффект был высокий – повысилось производство с/х
продукции.
4-я сессия ВЦИК (30 октября 1922 г.) утвердила ЗК
РСФСР, который вступил в силу 1 декабря 1922 г. ЗК собрал воедино и
кодифицировал все действующие и не противоречившие новым условиям и новой
политике законодательство. Он подробно регулировал землепользование совхозов,
с/х артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли, регулировал
землепользование единоличных крестьянских хозяйств, правовое положение
земельного общества и крестьянского двора, допускал в виде исключения трудовую
аренду и вспомогательный наемный труд, закрепил право гос собственности на
землю и установил земельные категории в зависимости от их целевого назначения:
1- луговой (для с/х) фонд, 2- лесной фонд, 3- гос имущества, вводил единый с/х
налог, который взимался в зависимости от количества и качества земли.
Налогоплательщиком признано крестьянское хозяйство.
Особенность налога – по технике налогообложения он
напоминал налогообложение собственника земли (наследие быть не могло, т.к.
земля являлась гос собственностью, а налоги все равно платили крестьяне). Т.о.
обязанности собственника земли возложены на крестьянина.
В период НЭПа приобретает рассвет с/х кооперация.
Декрет от 16 августа 1921 г. и от 24 января 1922 г. –
в с/х производственной и потребительской кооперации будет восстановлено
добровольное членство. 22 декабря 1923 г. добровольное членство было
восстановлено в потребительской кооперации при распределении продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|