на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Функциональная роль средств массовой информации в современном политическом процессе в Российской Федерации

Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.

Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию, ни с одним субъектом.

Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие “журналистика” может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий - элементом журналистской деятельности.

Значимым представляется и функция СМИ применительно к уровню социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции:

I. Информационная:

– информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

– информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной связи:

– комментирование и интерпретация происходящего;

– поддержка существующих норм и властных отношений;

– социализация;

– координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности:

– выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

– поддержание общности социальных ценностей.

IV. Рекреативная:

– создание возможностей для отдыха и развлечения;

– снижение социальной напряженности.

V. Мобилизации:

– организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:

1. Информационная функция:

– нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

– удовлетворение общих интересов и любознательности;

– обучение и самообразование;

– поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

2. Функция личностной идентификации:

– подкрепление индивидуальных ценностей;

– получение сведений о моделях поведения;

– идентификация с ценностями других;

– достижение понимания самого себя.

3. Функция интеграции и социального общения:

– понимание положения другого, переживание;

– формирование основы для диалога, социального общения;

– помощь в реализации социальных ролей;

– возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

4. Функция развлечения:

– эмоциональная разрядка;

– заполнение свободного времени;

– эскапизм, уход от проблем;

– получение эстетического наслаждения;

– сексуальное возбуждение.

В работе В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни.

Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но существует самое простое разделение функций СМИ, которое предлагают современные исследования:

·  гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;

·  политические (идеологические) функции СМИ - формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

Осуществленный анализ функций СМИ дает основание сделать три следующих основных вывода:

1) представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции;

2) функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились четыре теории прессы), что требует, в свою очередь, «заземления» анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны;

3) средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества (в этом мы полностью согласны с В. В. Ворошиловым), именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская.


2. Роль СМИ в политическом пространстве Санкт- Петербурга

2.1 Структура медиа-пространства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург — является одним из городов, определяющих развитие медиа-пространства страны. По сравнении с другими региональными центрами для печатного рынка Северной столицы характерны более высокие количественные и качественные показатели. В Санкт-Петербурге выпускается более 100 газет и 150-ти журналов. Разовый тираж газет — примерно 10 млн. экземпляров, журналов — свыше 7 млн. экземпляров. Примерный годовой объём реализации периодической печатной продукции в городе — 185 млн. экземпляров: 132 млн. экземпляров — реализация в розницу и 53 млн. экземпляров — по подписке.

Состояние петербургского медиарынка на текущий момент полностью соответствует общей уже для крупных регионов России тенденции политической поляризации ключевых средств массовой информации на три основных лагеря. Это связано с реализацией стратегии укрепления "вертикали власти", насаждением института полпредства и, как следствие, с провозглашенным формированием единого информационного пространства, когда полномочным представителям президента приходится осваивать уже прочно занятое губернаторами региональное информационное поле, отвоевывая у него влиятельные куски с целью обезопасить свои PR-тылы и ослабить сепаратизм региональных лидеров.

Первый лагерь - прогубернаторские СМИ, зависящие от администрации города либо исключительно финансово, либо исторически. Второй - СМИ "полпредовские", оппозиционные губернатору и отстаивающие позиции представителя президента, ставшие таковыми в результате активного покровительства "окружных" чиновников и в силу прямой принадлежности центральной власти. Третий лагерь - своеобразная "третья сила", чаще всего критически настроенная к обеим сторонам и зависящая от сторонних, внешних, не петербургских инвесторов и учредителей (либо московских, либо зарубежных).

Печатные издания

В Петербурге выходят следующие общегородские общественно-политические издания: "Санкт-Петербургские ведомости", "Вечерний Петербург", "Деловой Петербург", "Смена", "Невское время", "Петербургский час пик", "Деловая панорама", "Новый Петербург", "Новости Петербурга", St.Petersburg Times. Также к отдельным петербургским СМИ стоит отнести "Коммерсантъ - Санкт-Петербург" и еженедельник "Эксперт - Северо-Запад". Небольшие петербургские вкладки имеют центральные издания: "Известия", "Московский комсомолец", "Новая газета", "Общая газета", "Аргументы и факты", "Ведомости", "Комсомольская правда", "Век".

·  "Санкт-Петербургские ведомости".

Газета признается самым влиятельным изданием города. Это обусловлено и не сравнимым с другими местными газетами тиражом (по будним дням - 70 000 экземпляров, по выходным - 100 000. Объем 6 и 24 страницы соответственно) и ярко выраженным особым статусом (пусть и неофициальным) главного рупора администрации Петербурга. При этом администрация владеет лишь 25% уставного капитала издания. 55% принадлежит редакционному коллективу, оставшаяся доля - малоизвестному банку "Россия" и тщательно скрываемым финансовым структурам, по всей видимости тесно связанных с городским КУГИ (Комитетом по управлению городским имуществом). Учредитель газеты - ЗАО "Санкт-Петербургские Ведомости". Редакция газеты не раз заявляла о возможности и желании продать часть принадлежащего ей пакета стратегическому инвестору, но информации об осуществлении этих планов не было. О статусе газеты говорит также тот факт, что ее главный редактор Олег Кузин входит в двадцатку самых влиятельных политиков Петербурга - по данным исследования "Гэллап - Санкт-Петербург" от июля 2001 года. По данным уже московского Gallup Media, "Санкт-Петербургские ведомости" занимают первое место по объему аудитории среди общественно-политических изданий в городе - 147,3 тыс. чел.

Характерной чертой "Санкт-Петербургских ведомостей" можно считать стабильный коллектив, т.е. малую текучесть кадров. Прогубернаторская позиция издания зачастую выражается в излишестве официозных материалов. Между тем публикации газеты вполне умеренные, и это позволило избежать, например, концептуальных проблем при переориентации своих симпатий после губернаторских выборов 1996 года (тогда "Санкт-Петербургские ведомости" поддерживали Анатолия Собчака, а по результатам выборов стали уже изданием, подконтрольным Владимиру Яковлеву, несмотря на то что активно оппонировали ему на протяжении всей кампании), чего не удалось некоторым другим изданиям. Еще одно отличие от других городских газет - значительный объем публикаций, посвященных общероссийской тематике, а не исключительно внутренним городским проблемам. Кроме того, у "Санкт-Петербургских ведомостей" довольно значительная сеть зарубежных корреспондентов - очень редкий случай на всем рынке петербургских СМИ. В целом газета пытается сочетать аналитический и репортажный формат, естественно, с преобладанием городских новостей.

191023, Санкт-Петербург, Фонтанка 59. Тел. (812) 314-71-76. http://www.spbvedomosti.ru

·  "Вечерний Петербург".

Одна из старейших газет города. Учредитель и издатель - ЗАО "Ежедневная газета "Вечерний Петербург"". Тираж - 11 225 экземпляров. Основной выпуск со вторника по пятницу объемом 4 полосы, в субботу - 6 полос. Прямой преемник "Вечернего Ленинграда", который считался наиболее близким ленинградской партноменклатуре изданием, газета продолжает традицию проадминистративной политики. До 1999 года 25% уставного капитала издания принадлежало городскому правительство в лице КУГИ. Затем пакет был продан, но ориентация "Вечернего Петербурга" в результате не изменилась. На данный момент 100% акций газеты принадлежит ОАО (КБ) "Балтонэксим банк" - активному игроку на рынке петербургских СМИ. Смена владельцев, редакторов (с февраля 2001 года главный редактор газеты - Владимир Угрюмов), неадекватная финансовая политика на протяжении долгого времени привела к перманентному снижению тиража издания и серьезному долговому бремени: долги "Вечерки" по зарплате и аренде составляют около 1 млн. рублей. Смена редактора в феврале провозглашалась как начало новой жизни газеты. Одновременно в "Вечернем Петербурге" была сформирована новая команда высшего и среднего менеджмента.

"Вечерний Петербург" во многом можно считать кузницей кадров городской журналистики. Такие известные журналисты, как Владимир Грязневич, Сергей Шелин, Андрей Смирнов, Борис Вишневский, начинали карьеру именно здесь. После губернаторских выборов 1996 года произошел массовый уход сотрудников, после чего издание уже не блещет особо знаковыми кадрами. "Вечерний Петербург" позиционирует себя как газету городских новостей. Как утверждает редакция издания, читатель "Вечернего Петербурга" - "экономически активный потребитель, который мало интересуется политикой". В рамках такой концепции материалы газеты консервативны, преобладают городские репортажи бытовой тематики и публицистика, доминирующая над аналитическими статьями. "Вечерний Петербург" сотрудничает с агентством "Интерфакс-Время", выпуская совместно с ним специальное субботнее приложение.

Объем аудитории "Вечернего Петербурга", по апрельским данным Gallup Media, составляет 22,8 тыс. человек.

190000, Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, 4. Тел. (812) 311-77-94

"Санкт-Петербургские ведомости" и "Вечерний Петербург". Являются характерными представителями прогубернаторского лагеря средств массовой информации. Другие две крупные петербургские газеты - "Петербургский час пик" и "Невское время" - чаще относят к партии полпреда Черкесова.

·  "Петербургский час пик".

Еженедельное издание, преемник возникшей и получившей популярность на волне перестройки газеты "Час пик". Выходит тиражом 30 800 экземпляров на 16 полосах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.