Учредителями газеты является ООО "Байт",
близкое к московским банковским структурам, а издателем - ЗАО "Петербургский
транзит". Генеральный директор последнего - Наталья Чаплина - одновременно
занимает должность главного редактора газеты. Кроме того, г-жа Чаплина известна
как супруга полпреда Виктора Черкесова. С 1998, начиная с редакторства Чаплиной,
газета последовательно оппонирует губернатору Владимиру Яковлеву. В 2000 в силу
очевидного личного фактора "Петербургский час пик" просто не мог не стать
флагманом черкесовской партии.
Содержание газеты в целом соответствует
еженедельному формату: значительный объем занимает экономическая и политическая
аналитика городской тематики. Очень силен отдел расследований, главным образом экономической
направленности. Основной поставщик информации для газеты - агентство "Росбалт",
созданное в 2000 году в рамках все той же реализуемой политики "формирования
единого информационного пространства" для работы на Северо-Западе и возглавляемое
все той же г-жой Чаплиной.
"Петербургский час пик" -
типичный пример издания, эффективно использующего тесные связи с одним из ключевых
политических ньюсмейкеров для изготовления "горячего" эксклюзива из "первых
рук" и, в свою очередь, используемый своим покровителем в качестве ресурса
для информационного давления и манипулирования мнением элит.
Газета постоянно привлекает к сотрудничеству
ряд оппозиционных независимых журналистов, в частности, для нее пишет Даниил Коцюбинский
- лауреат престижного конкурса "Золотое перо - 2001".
"Петербургский час пик",
по данным Gallup Media, занимает четвертое место по объему аудитории (30,6 тыс.
человек) среди изначально городских еженедельных общих и деловых газет, уступая
только бесплатным изданиям (муниципальный "Петровский курьер", "Утро
Петербурга"), а также газете "Новости Петербурга".
191040, Санкт-Петербург, Невский проспект,
81. Тел. (812) 279-25-65. http://www.chaspik.spb.ru
·
"Невское время".
Также газета постперестроечной поры,
потерявшая былую популярность и находящаяся на данный момент в не лучшем положении.
Выходит тиражом 17 010 экземпляров. В 1995 году контрольный пакет акций ЗАО "Редакция
газеты "Невское время" приобрела финансовая компания "Ленстройматериалы".
Прежде 100% акций газеты принадлежали трудовому коллективу. Собственник не отличался
внимательным отношением к изданию ни с коммерческой, ни с политической точки зрения,
и "Невское время" до недавнего времени было незаметным игроком на петербургском
рынке СМИ, не занимало четкой политической позиции. С конца 2000 года издание относят
чаще к черкесовской партии. Главный редактор "Невского времени" Алла Манилова
также занимает пост руководителя "Ассоциации СМИ Северо-Запада", созданной
под эгидой полпреда Черкесова.
По стилю "Невское время"
напоминает "Вечерний Петербург" - упор на городские новости, слабый аналитический
отдел, доминирование материалов с публицистическим оттенком. Так же как и "Петербургский
час пик", "Невское время" излишне активно использует для содержательного
наполнения ленту агентства "Росбалт". По данным Gallup Media, среди ежедневных
городских газет "Невское время" занимает последнее место по объему аудитории
- 17,9 тыс. человек.
191023, Санкт-Петербург, наб. реки
Фонтанки, 59. Тел. (812) 312-43-38. http://www.nvrem.dux.ru
К нейтральным изданиям можно отнести
"Деловой Петербург", "Смену", St-Petersburg Times, а также "Коммерсантъ
- Санкт-Петербург" и "Эксперт - Северо-Запад".
·
"Деловой Петербург".
Яркий пример участия западных компаний
в петербургском медиабизнесе. Газету издает "Бонниер Бизнесс Пресс", одно
из пяти медиаподразделений внутри "Бонниер Груп" - старейшего в Швеции
издательского дома. Главный редактор - Олег Третьяков. Генеральный директор - Рикард
Хогберг.
"Деловой Петербург" выходит
ежедневно тиражом 19 500 экземпляров в цветном формате. Газета - исключительно деловое
издание, ориентирующееся на новости бизнеса и экономики Санкт-Петербурга, а также
Прибалтийского региона. При таком формате "Деловой Петербург" практически
не уделяет внимания политической стороне городской жизни, хотя и обладает немалыми
связями в петербургских бизнес-кругах и склонен к периодическому участию в лоббировании
ряда экономических структур.
"Деловой Петербург" наиболее
активно из петербургских газет осваивает рекламный рынок и является самым доходным
из всех изначально городских изданий. Кроме того, газета эффективно использует кросс-проумоушн,
сотрудничая с целым рядом телекомпаний и радиостанций. Газете принадлежит один из
самых крупных и дорогих петербургских деловых порталов - Dp.ru.
Обязательный элемент газеты - петербургские
бизнес-индексы и экономические таблицы.
По объему аудитории среди ежедневных
городских газет "Деловой Петербург" занимает третье место - 31,2 тыс.
человек.
198103, Санкт-Петербург, 12-я Красноармейская,
33. Тел. (812) 326-97-00. http://dp.ru
·
"Смена".
Выходит с таким названием с 1919 года.
На начальном этапе 90-х годов воспринималась значительной частью население как молодежное
политическое издание. Выходит тиражом 45 000 экземпляров на 12 полосах. В этом году
19% акций ЗАО "Смена" было продано финской медиакорпорации Sanoma WSOY.
В течение 2001 года корпорация намерена увеличить свою долю и приобрести блокирующий
- более 25% - пакет акций газеты. Мажоритарным акционером "Смены" остается
московская компания "Системы Масс Медиа".
Главный редактор издания - Леонид Давыдов.
По сравнению с другими петербургскими газетами "Смена" привлекает для
работы значительное число внештатных корреспондентов и авторов, а потому была для
многих уже действующих петербургских журналистов первым местом работы в школьную
или студенческую пору. Значительную часть газеты представляет культурный отдел.
"Смена" никогда не являлась
сторонницей городских властей, и в большей части материалов газеты прослеживается
критическая направленность с нравоучительным оттенком. Участие западных акционеров
в деятельности газеты, скорее всего, окончательно выведет ее из какой-либо конкретной
политической ниши, хотя в последнее время "Смена" и пыталась продемонстрировать
свою близость к полпреду, участвуя в ряде его мероприятий. Главным образом ориентируется
на молодую аудиторию - от 20 до 35 лет.
"Смена" занимает второе место
после газеты "Санкт-Петербургские ведомости" по объему аудитории - 33,9
тыс. чел.
191119, Санкт-Петербург, ул. Марата,
69. Тел. (812) 315-04-76. http://www.smena.ru
·
"Коммерсантъ - Санкт-Петербург"
Петербургские страницы в федеральном
"Коммерсанте". Выходят с разным объемом от двух до трех полос. Тираж петербургского
"Коммерсанта" в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе - 17 310 тыс. Директор
проекта и редактор петербургских страниц - Максим Поляков. Вполне стандартная структура,
соответствующая основному изданию: политика, бизнес, финансы, городская жизнь, культура,
происшествия, афиша.
Петербургский "Коммерсантъ"
- несмотря на формат в виде региональных страниц, одно из самых влиятельных изданий
города. Поддерживается этот статус не только репутацией головной газеты, но и содержательной
политикой местной редакции. В петербургском "Коммерсанте" сосредоточился
один сильнейших городских журналистских коллективов. В частности, в "Коммерсанте
СПб" обозревателем работает культовый петербургский журналист Лев Лурье.
Газета изначально выбрала для себя
позицию "над схваткой" и может считаться самым нейтральным в рамках политической
системы города печатным СМИ. В целом газета поддерживает стилистику федерального
"Коммерсанта" - чаще эксклюзивные, во многом ироничные (особенно это проявляется
в описании культурных и общественных событий города), с высокой ролью комментария
и репортажа с места событий статьи.
Санкт-Петербург, Харьковская, 8а. Тел.
(812) 324-69-49. http://spb.kommersant.ru
·
"Эксперт - Северо-Запад".
Еженедельник. Выходит в одном пакете
с основным "Экспертом" в виде отдельного журнала. Тираж 9 200 экземпляров.
Главный редактор Федор Гаврилов. Деловое издание. Основная тема - бизнес во всех
его проявлениях в Петербурге, Северо-Западном регионе, а также Прибалтике и странах
Скандинавии.
В "Эксперт - Северо-Запад"
пишут известные журналисты Даниил Коцюбинский и Владимир Грязневич. Кроме того,
журнал привлекает кадры со стороны, из других изданий, в частности из "Коммерсанта".
Определенной политической ниши издание не занимает, отражая скорее позицию успешного
и уверенно смотрящего в будущее петербургского среднего класса.
Стоит отметить, что, по данным Gallup
Media, "Эксперт" занимает первое место по объему аудитории среди еженедельных
деловых журналов в Санкт-Петербурге - 21,7 тыс. человек.
191002, Санкт-Петербург, Разъезжая
ул., 5, офис 120. Тел. (812) 324-80-25
·
"Новости Петербурга".
Еженедельная газета. Выходит тиражом
26 000 экземпляров. Объем - 24 полосы. Главный редактор - Александр Марков. Выходит
еженедельно, по вторникам. Учредитель и издатель - ООО "АМ-Пресс". Газета
принадлежит братьям Сергею и Вячеславу Шевченко - известным петербургским бизнесменам
и одиозным политикам, связанным, по слухам, с тамбовской преступной группировкой.
Газета уделяет большое внимание общественной
жизни города и представляет собой слабое подобие классического таблоида. Какого-либо
существенного влияния на политическую жизнь города не оказывает.
Санкт-Петербург, 5-я Красноармейская,
д. 12. Тел. (812) 316-5046, 316-51466. http://www.novosti.spb.ru/
·
"Новый Петербург".
Маргинальное издание, в чем-то напоминающее
по стилистике "Завтра" и "Лимонку", только менее изящное и образное
по содержанию. Характерны шовинистические и антисемитские материалы, публикации
непроверенной информации. Значительное место занимают материалы криминальной тематики.
Главный редактор - А.В. Андреев. Тираж - 50 000 экземпляров.
Принадлежит Юрию Шутову - депутату
Законодательного собрания Петербурга, на данный момент обвиненному в организации
нескольких заказных убийств и пребывающему в местах заключения. Политическую направленность
издания определяют отношения его владельца с губернатором города. Чаще они вполне
конструктивные.
191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская,
д. 1, кв. 6. Тел. (812) 275-8170, 275-7713. http://newspb.by.ru/
·
Saint-Petersburg Times.
Издается Independent Media по формату
и концепции Moscow Times на английском языке. Главный редактор - Брэдли Кук. Директор
- Григорий Кунис. Газета рассчитана на туристов и иностранцев, постоянно проживающих
в России. Непосредственно жизни Петербурга уделяет внимание лишь раздел "Афиша",
остальные материалы - в значительной степени посвящены общероссийской тематике.
Основной состав авторов - иноязычные
журналисты. Кроме того, газета привлекает зарубежных корреспондентов - собкоров
западных изданий в Петербурге. По своему настроению Saint-Petersburg Times скорее
либеральное издание, в своих материалах чаще проводящее линию и даже стереотипы
западной прессы по отношению к актуальным политическим событиям в России.
Газета распространяется бесплатно и
потому у нее довольно солидные показатели по объему аудитории - 29,5 тыс. человек.
190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская
площадь. Тел. (812) 314-21-20. http://times.spb.ru
·
"Деловая панорама".
Деловое издание, занимающее неуверенные
позиции в спектре петербургских газет аналогичной тематики и значительно проигрывающее
по многим показателям основным конкурентам - "Деловому Петербургу" и северо-западному
"Эксперту". Главный редактор - Вениамин Береславский. Тираж - 14 000 экземпляров.
Принадлежит МДМ-банку. Учредитель и
издатель - ООО "Медиа-Стелс"
Телевидение
К петербургским телекомпаниям относятся
собственно местные вещатели, имеющие свою региональную частоту (ТРК "Петербург",
"Шестой канал", "Региональное телевидение"), и подразделения
федеральных каналов в Петербурге, производящие собственные программы в качестве
местной "вставки" на головной частоте ("РТР-Петербург", "НТВ-Петербург",
"ТНТ-Петербург").
·
ТРК "Петербург"
Самая крупная петербургская телекомпания.
Имеющая давние традиции вещания на всю Россию она после президентского указа о лишении
федерального вещания вот уже 5 лет находится в противоречивом состоянии: самый крупный
и рейтинговый канал страдает от постоянных политических вмешательств, недостатка
финансирования и критики городской интеллигенции.
Администрация Петербурга является основным
акционером ТРК. Она владеет 68% акций телекомпании, 23% принадлежит Ленинградской
области (имеет свою двухчасовую вставку в рамках программы передач), оставшиеся
акции - у трех коммерческих предприятий: "Балтонэксимконсалт" - 2%, фирма
"Союз" - 4% и "Ленэстейтпроект" -3%.
Генеральный директор ТРК "Петербург"
- Ирина Прудникова. Председатель совета директоров компании - вице-губернатор Петербурга
Сергей Потехин. Неформальный руководитель телеканала Ирина Яковлева - супруга губернатора
Владимира Яковлева. Как считается, именно она окончательно определяет стратегию
ТРК, в основу которой уже по давней традиции положено информационное обслуживание
городской администрации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|