Дипломная работа: Современная авторская журналистика
Введение
Сегодня авторская
журналистика как таковая значительно сдала свои позиции. Во многом это
происходит из-за недоверия читателя к информации, которую предоставляет
журналист. В обществе бытует мнение о субъективности пишущих, о «заказном»
характере информации, спекуляции фактов и об умалчивании некоторых деталей.
Поскольку в последнее
время появилось много размышлений, нужна ли авторская журналистика, раз она не
может удовлетворить «информационный голод» общества, это обстоятельство
определило выбор темы дипломной работы: «Авторская журналистика сегодня (на
материалах современных российских СМИ)».
Яркой иллюстрацией данной
проблемы в дипломе является исследование творчества Михаила Леонтьева,
представляющего в своей колонки взгляды правительства. Ничего провокационного
против русского государства Леонтьев не говорит, поддерживая имидж канала и
того же государства. Наоборот, многие из его монологов звучат как апологетика
российской внешней политики, оправдание или растолковывание «простых истин».
Особенно это касается передач, посвященных проблеме войны с Грузией.
Отметим, что
пессимистично оценивают будущее журналистики не только читатели, но и
журналисты.
По мнению украинской
журналистки Аллы Котляр, «авторская журналистика вымирает, потому что
журналисты не являются специалистами в темах, о которых пишут.
А несовпадение интересных людям тем и тех, что освещаются СМИ, часто
поражает»[1].
Главная цель дипломной
работы – показать, что сегодня представляет собой авторская журналистика, и
ответить на вопрос – действительно ли она изживает себя.
Под авторской
журналистикой здесь и далее мы будем подразумевать аналитические тексты,
вскрывающие внутренние причинно-следственные связи социально-значимых явлений
современности.
Аналитика – это:
·
формулировка
проблемы, требующей всестороннего анализа:
·
причины;
·
мотивации людей,
которые привели к обсуждаемой проблеме;
·
предположения,
гипотезы о дальнейшем развитии событий, проведение аналогий;
·
программа
действий, рекомендации.
Важная особенность
аналитических текстов – присутствие журналистского «я» в текстах, позиция
автора, основанная на его личностном мировосприятии (сюда относятся этические
нормы, психологические и социальные аспекты личности автора). Проблемы
объективности-субъективности в журналистских текстах мы подробнее рассмотрим во
второй главе нашей работы.
Разработка цели
предполагает решение ряда задач:
1.
Изучить уже
имеющиеся теоретические материалы, которые разрабатывали различные аспекты,
касающиеся проявления авторского «я» журналиста;
2.
Рассмотреть журналистские этические кодексы как
зафиксированные требования, предъявляемые к журналистам и их текстам;
3.
Осветить существующие точки зрения на проблему
объективности-субъективности в журналистике;
4.
Напомнить об ответственности журналиста перед аудиторией за
обнародование своей позиции;
5.
Изучить роль
каждого инструмента журналиста в создании авторских текстов;
6.
Проанализировать
примеры творчества современных авторов-аналитиков;
7.
Выявить основные
приемы, используемые современными журналистами для создания текстов;
Гипотезой данного
исследования является мысль о том, что аналитические журналистские тексты
создаются для того, чтобы влиять на аудиторию, воспитывать ее (во многом это
происходит из-за опосредованной журналистом действительности), именно поэтому
интерес читателей к таким материалам не исчезнет. Значит, у авторской
журналистики огромный потенциал и множество инструментов для создания новых
ценностей общества.
Для дальнейшей работы необходимо дать определение понятиям
«журналист» и
«журналистика».
Большая Советская
Энциклопедия трактует журналистику как «вид общественной деятельности по сбору, обработке и
периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой
коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм
ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая
журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение,
формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о
явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём
многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие
экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества»[2].
Тогда журналист – это
«человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий,
способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и
изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях[3].
Предметом исследования
являются аналитические материалы современных российских тележурналистов и
колумнистов, то есть писателей, а объектом – авторская журналистика.
Авторская журналистика в
контексте объективности-субъективности, этических кодексов изучена достаточно
хорошо. Новизна нашего исследования заключается в том, что мы через изучение
приемов современных авторов докажем ценность их материалов для общества.
В теоретической части мы
рассмотрели научные труды Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности
журналиста», М.Н. Кима «Теория создания журналистского произведения», Е.А.
Корнилова «Социиокультурные модели журналистики», А.А. Тертычного «Жанры
периодической печати» и «Аналитическая журналистика:
познавательно-психологический подход», Д.С. Авраамов а «Профессиональная этика
журналиста», С.К. Рощина «Психология и журналистика», А.Н.Гвоздева «Очерки по
стилистике русского языка», М. С. Черепахова «Таинства мастерства публициста» и
многие другие источники.
В
первой главе мы опираемся на работы «Таинства мастерства публициста», «Очерки по
стилистике русского языка», «Творческая индивидуальность в журналистике»,
«Теория создания журналистского произведения» и т.д.
Для
второй главы автор дипломной работы автор многое взял из работ Рощина и
Авраамова, которые рассуждают об этических и психологических аспектах
журналистики с позиции постсоветского общества.
Весьма интересными и познавательными можно назвать
научно-популярные издания американских исследователей – «Четыре теории прессы»
и «Беседы о масс-медиа». С некоторыми ограничениями, связанными с национальной
спецификой, эти работы оказались полезными для данного исследования.
В главе I «Роль и способы
выражения авторского «я» мы подробно изучаем инструменты творчества журналиста,
такие как факт, искусство анализа, процесс обобщений, описываем рациональное и
эмоциональное начала в журналистике, формулируем определение понятия «стиль
языка».
В главе II
«Профессиональная этика журналиста: позиция и субъективность» мы попытались
ответить на следующие вопросы: Что значит понятие «авторская позиция»
применительно к журналистике? Насколько её выражение в СМИ соотносится с требованием
объективности, о котором говорят все вокруг и которое записано в этических
кодексах журналиста? Несёт ли автор за выражение своего мнения какую-либо
ответственность перед обществом и, вообще, нужно ли это аудитории?
В теоретической части мы
уделили особое внимание одному из важных аспектов деятельности современных
журналистов, влияющих на проявление авторского «я» и позицию журналиста, –
зажатость журналиста между чужими интересами.
Со своей стороны автор
постарался найти объяснения этому явлению.
В III главе мы исследовали приемы
современных колумнистов – Максима Соколова, Льва Рубинштейна, Михаила Леонтьева
и Евгения Гришковца. Особенность практической части заключается в том, что
детально проанализированы стили не только деловых журналистов (Соколова в
печати, Леонтьева на ТВ), но и журналистов-писателей (Рубинштейна в печати,
Гришковца на ТВ).
Глава 1. Роль и способы выражения авторского «я»
«Журналисты похожи
на зайцев на снегу. Впереди — заснеженная степь. И кажется,
что побежав к горизонту, туда, где солнце, оставишь за собой
правильный след, за которым, возможно, пойдут другие. Нам хочется
не просто писать «о…». Мы тешим себя надеждой, что можем влиять
«на…». Но зайцев много, и горизонт у каждого свой — снег
покрыт затейливым рисунком заячьих лапок. Останутся ли следы, когда
растает снег, или окажется, что мы просто описывали бездушное белоснежное
пространство, которому нет до этого никакого дела»[4].
Это ЛИД из интервью
«Медиа: зайцы на снегу» с доктором филологических наук, профессором
Мариупольского государственного университета и Национальной академии
государственного управления при президенте Украины Георгием Почепцовым,
подготовленного украинской журналисткой Аллой Котляр.
Материал посвящен
вымиранию авторской журналистики и причинам этого процесса. Алла Котляр
латентно подталкивает читателя к размышлению о том, действительно ли серьезная
авторская журналистика отжила свой век?
Подобные мысли самих
журналистов свидетельствуют о том, что и они беспокоятся о будущем авторской
журналистики и ищут способы выхода из тупика. Мы попытаемся с помощью теории
найти ответы на эти и многие другие вопросы.
1.1 Личность журналиста
в системе журналистики
1.1.1 Структура
творческой индивидуальности журналиста
«Творческая
индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она
приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности. Способности и
другие свойства личности выступают при таком подходе как заданные условия
формирования творческой индивидуальности, условия, определяющие формы, способы
и динамику этого процесса. Формируя в себе творческую индивидуальность,
личность «использует» свои природные качества в целях успешного выполнения
деятельности»[5].
У И.М. Дзялошинского
творческая индивидуальность обладает собственной структурой, то есть «совокупностью
функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для
достижения поставленных целей»[6].
«Любому действию человека
должно предшествовать образование двух психологических феноменов, имеющих
сложную структуру и отражающих все затрагиваемые данным действием или его
результатом стороны индивидуального сознания. Одним из этих феноменов является
способность действовать, а другим – готовность действовать»[7].
В способность действовать входят знания о том, как нужно действовать, и умения
эти знания применять.
«Готовность к любому
действию предполагает желание действовать соответствующим образом и отсутствие
противоположных желаний или их значительно меньшее влияние. А желание
действовать выступает основной формой проявления активности человека,
опосредованной его личными убеждениями»[8].
Таким образом,
необходимыми и достаточными для достижения поставленной цели компонентами
творческой индивидуальности являются знания, умения и желания журналиста.
Естественно, у разных авторов содержательное наполнение этих блоков может быть
чрезвычайно разным, но в структурном смысле обязательны все три. Именно в этих
компонентах сливаются и преобразуются как психологически-интеллектуальные,
эмоциональные и волевые качества человека, так и требования журналистики как
вида деятельности.
Рассмотрим эти компоненты
несколько подробнее.
В системе знаний
журналиста должны гармонично сочетаться общекультурные и профессиональные, а
также теоретические и эмпирические знания.
Следующая подсистема
творческой индивидуальности – умения – исследована у И.М. Дзялошинского
значительно хуже, чем рассмотренная выше.
«Совокупность всех следов
прошлых взаимодействий, используемых для оптимального осуществления
журналистской деятельности, и имеет смысл назвать опытом. Опыт журналиста
состоит из образов реальной действительности (содержательный опыт) и из
устоявшихся, отложившихся в памяти способов совершения действий по ее
преобразованию (операционный опыт)»[9].
Эти способы совершения действий различаются по степени их «усвоенности» и
закрепляются в привычках, навыках и умениях.
Под навыком понимается
такое и «овладение способами деятельности, которое позволяет журналисту хорошо
ориентироваться в знакомых ситуациях и быстро и сознательно находить
соответствующие данному типу взаимодействия решение или способ деятельности»[10].
«Привычка – это
автоматизированная деятельностная реакция журналиста на знакомую ситуацию. Без
критического к ней отношения привычка может сделать журналиста рабом
определенных схем деятельности»[11].
«Умение – это наиболее
универсальная характеристика журналистского опыта, предполагающая ориентацию,
как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях»[12].
То есть умение означает не только использование уже усвоенных знаний, привычек,
но и самостоятельный творческий подход к решению новых задач. Умения журналиста
можно дифференцировать в соответствии с типами творческих процессов (сбор
информации, ее интерпретация и изложение).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|