Авторская программа
«Однако» затрагивает в основном геополитические вопросы.
Изначально программа выходила сразу
после программы «Время» периодически по будням. Во время Войны в Южной Осетии
программа начала выходить внутри неё. После она перестала сниматься в отдельной
студии. Теперь она идёт в прямом эфире и снимается из студии программы «Время»
(Леонтьев сидит сбоку от ведущего на месте, которое иногда используется как
гостевое (редко в «Воскресном Времени»)).
В 2008 году поменялись и
заставки. Символ программы запятая, которая в старой заставке имела
прямоугольные формы и была голубого цвета, в новой стала округлой и малинового
цвета.
Авторы:
Михаил Леонтьев— ведущий,
автор материалов передачи.
Максим Соколов—
подготовка видеосюжетов.
Александр Привалов—
подготовка видеосюжетов.
Название передачи само по
себе является символом и форматом этой телевизионной колонки. «Однако» - это
вводная конструкция, подразумевающая противоположную сторону, возражение,
открытие новых фактов. Но это подразумевают субъективизм и комментирующий
характер передачи. Закольцованная композиция передачи (начинается и
заканчивается этой вводной конструкцией) можно истолковать по-разному: за ней
можно предположить и бесконечное разворачивание новых «однако», и разность
позиций, и, наконец, даже бессмысленность общения, ведь оно не заканчивается,
есть эффект непрекращающегося монолога. Колонка построена по принципу
комментария.
Комментарий — жанр
аналитической публицистики, разновидность выступления в кадре или закадровый
комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или
проблемой. Транслируется в форме самостоятельной отдельной передачи или входит
в состав сложной сценарной композиции, посвященной некоторой
общественно–значимой проблеме. В настоящее время широко используется для
перебивки новостной информации[144].
Теперь «Однако» стала
частью вечерней передачи «Время», она словно бы говорит то, что не говорится
там: иронически и провокационно Михаил Леонтьев позволяет себе выражать позицию
самыми разными методами (от реплик до видевставок). В своем 5-тиминутном
комментарии он успевают охватить самую популярную, острую тему и дать свою
оценку какому-либо явлению, связанному с ней. При этом позиция его выражается
разговорным, понятным, не лишенным яркости и экспрессии языком. Михаил Леонтьев
активно использует иронию, как способ самовозвышения: он позволяет себе шутить
над всем, тем самым давая себе право не обосновывать свой статус.
Леонтьев – личность
скандальная, изначально настроенная на провокацию. Вот пример общения с ним из
учебника Сергея Муратова:
Не менее захватывающей
оказалась полемика между Алексеем Венедиктовым (радиостанция «Свобода») и
Михаилом Леонтьевым (ОРТ), согласившимся на дискуссию вместо не явившегося на
передачу Доренко. Дискуссия развернулась вокруг новообращенных понятий «ангажированность»,
«манипуляция», «компромат»...
«Я не понимаю, что
называется компроматом. Есть факты и есть фальсификация фактов. Журналисты
занимаются фактами», – настаивал Венедиктов. Леонтьев был сторонником
совершенно другой постановки вопроса. Свобода слова – абсолютная самоценность.
Это право на выражение собственных мнений (тот же тезис Доренко), пускай даже
эти мнения болезненно воспринимаются обществом. В конечном счете, это даже
право на порнографию, в том числе политическую. Факты в такое понимание не
вписывались. А единственно верное мнение было всегда своим. («Леонтьев из тех
телеведущих, у которых нет вопросов, а есть ответы», – заметил один из
критиков). И никогда, заявил Леонтьев, своих взглядов он не менял. Тем более в
области экономики.
- Но почему надо
критиковать только своих политических противников? – недоумевал Венедиктов. – А
какие экономические взгляды, скажем, у господина Шойгу... или у господина
Путина? «В первый же день, когда Путин выступил в Думе с некоторыми
экономическими взглядами, – запротестовал Леонтьев, – я его назвал
неокантианцем хреновым».
Мы живем в цивилизованном
обществе, возмутилась присутствующая на встрече Ирина Петровская. На улице, в
подъезде, в общественном транспорте мы можем сказать, что кто-то «хреновый. Но
в общенациональном эфире... тем более, когда речь идет о премьер-министре...
Удивило ее и утверждение
ведущего о том, что свои взгляды тот никогда не менял. Достаточно взять его
передачи двухлетней давности... Что же касается порнографии, то под нее в
цивилизованном мире отводят специальные места. Эти картинки продают в
специально напечатанных конвертиках. Чтобы, не дай бог, дети не имели к ней
доступа.
Такие рассуждения вывели
Леонтьева из себя. «Все, что я читаю у Петровской, это все время погоня за
какими-то пустяками – этикой, чем-то там еще...». Телезрителей не надо считать
недоразвитыми людьми, продолжил он свою мысль. Любой из них, если чего-то не
понимает, в состоянии нажать кнопку на телевизоре. Мы не должны их воспитывать.
Все те же знакомые
аргументы. Дебютанты-ведущие, как правило, полагают, что все, кто их слушают, –
люди того же круга, что и они. И демонстрируют очень зыбкое (а, чаще всего,
никакое) представление о психологии восприятия, не говоря уже о педагогике
массовых коммуникаций (сознают ли сотрудники СМИ эту роль или не сознают)[145].
С недавних пор оформление
передачи изменилось: Леонтьев не сидит теперь открыто на стульчике, он не
противопоставляет себя зрителю, а, наоборот, позиционирует себя как некий
докладчик – сидя за столом в той же студии, где снимается «Время». Разбавляет
официоз все та же форма: темная официальная одежда и никакого галстука. «Кроме
того, тот мой публичный стеб вышел из моды. Сейчас надо быть более строгим.
Графическое оформление и музыкальная отбивка тоже изменились. Думаю, это
правильно. Передача «Однако», хоть и «самодельная», но не должна выпадать из
общего дизайна ОРТ и программы «Время» - говорит Леонтьев в интервью[146].
Сегодня он — самая
ненавидимая «либералами» публицистическая фигура в отечественной журналистике.
Не жалуют его и в верхушке патриотического лагеря. Обе стороны ставят ему в
упрёк одни и те же грехи. Среди них якобы его «продажность». Как говорят наши
нервные либерасты: «Леонтьев — фашист».
На наш взгляд, и те, и
другие далеки от истины. Михаил не высокооплачиваемый провокатор, просто он сам
«пользует» сегодняшних своих работодателей, хотя последние, как и Березовский,
простодушно уверены в обратном. По нашим сторонним наблюдениям, Леонтьев по
своей психофизической природе классический «миссионер». Причём очень
талантливый и результативный в деле политического «окормления» и сплочения
своей «телепаствы». Его главная цель — нести людям слово. Не всегда адекватное,
но достаточно искреннее и яркое для того, чтобы его слушали миллионы. Право
критиков — соглашаться с Леонтьевым или нет. Его позиция по многим вопросам
хоть и очень личностная, но вместе с тем она всегда созвучна настроению людей
«из очереди». В этом он принципиально неизменен, чтобы в его адрес недруги ни
говорили[147].
Возможно, этим он и пытается «взять» - мнением «людей из очереди» он пытается
стать проще и доступнее для зрителя, вызвать у него доверие и позиционную
слитость. Но, нужно отметить, что ничего провокационного против русского
государства Леонтьев не говорит, поддерживая имидж канала и того же
государства. Наоборот, многие из его монологов звучат как апологетика
российской внешней политики, оправдание или растолковывание «простых истин».
Особенно это касается передач, посвященных проблеме войны с Грузией.
Нужно отметить некоторые
приемы и особенности стиля Леонтьева. Голос у него хрипловатый, а его вечный
эффект 5-дневной щетины создает впечатление, противоположное официальной
одежде. Женский голос, начитывающий текст за кадром во время видеосюжетов, тоже
немного хрипловат и также официален, но без монотонности, что создает единую
звуковую гармонию в восприятии передачи.
Особенности языка
Леонтьева: монологическая структура построения речи, изобилующая яркими
эпитетами, «сочными» оборотами, эмоционально-окрашенными словами. («Противное
слово «дефолт», «особенно разит дефлтом от валютного рынка», «загибающаяся
экономика», «пламенные революционер».
Аллегоричность: «НацБанк
вернул гривну на место», «Вот надо было мерзнуть на Майдане, чтобы теперь родить
идею: отменить президентство Ющенко, а вместе с ним и всю оранжевую
революцию»).
Особую роль заслуживает
ирония, переданная не только в речевых оборотах, но и в видео материалах. Так,
в выпуске перед новым годом, посвященным краже Украиной нефти есть вставки из
старого фильма «Ночь перед Рождеством», что, конечно, создаются определенные
аллюзии и помогает домысливанию образа в мышлении зрителя. Таким способом
снижает некоторый пафос, создаваемый студией и официальной темой. Кстати, во
время выпуска четко видно, как на заднем фоне ходят люди – возможно, это тоже
служит упрощению восприятия передачи, ведь показываются некие «закулисные»
движения, происходящие в студии.
Наверное, потому, что
передача идет вечером и является неким аналитическим дополнением к «Времени»,
адресатов передачи не так просто определить. Безусловно, это взрослые или сформированные
молодые люди, которые являются потенциальными зрителями, в первую очередь,
передачи «Время». Но в передаче есть стремление выставить современной российское
правительство, как говорится, «белым и пушистым», невиновным, а это значит есть
место для того, чтобы создать мифы о российской внешней политике и
государственном аппарате. Именно на людей, могущих поддаться этому, рассчитана
передача.
3.4 Разбор
телевизионной колонки «Настроение с Евгением Гришковцом»
Эта телевизионная колонка
выходила с 2006 по 2007 седьмой год на канале СТС дважды в день по будням.
Житейские монологи культового писателя, актера и режиссера Евгения Гришковца
в полутораминутной программе «Настроение с Гришковцом». Человеку,
который пишет, как говорит, а говорит, что думает, продюсеры канала
предложили высказываться практически на любые темы: от глобальных
до частных, от личных до общественных. Гришковец уверен, что
может говорить, о чем хочет. Ему нравится обращаться к каждому
телезрителю, виртуально входить в наши дома и разговаривать
на простом и доступном языке — сбивчиво, запинаясь,
но от души. «Настроение» — это, конечно, не шедевр. Для
Евгения это просто развлечение. Ему не нужна еще большая популярность
за счет телевидения. Просто товарищ предложил — генеральный продюсер
СТС Александр Цекало выступил автором идеи и придумывает темы. Снимают
партиями, около десяти «Настроений» в день, и Гришковец признается,
что на большее сил не хватает[148].
Авторская передача
выходила вечером перед культовым для российского молодого зрителя сериалом «Не
родись красивой». Скорее всего, она должна была привлечь внимание зрителя и
задержать его до просмотра сериала. Но, возможно, телеканал СТС захотел
разбавить свою развлекательную политику новой передачей необычного
развлекательного характера. Галерею этих простых истин Евгений Гришковец
представляет в свойственной ему лирической, ироничной манере, проникнутой
гуманизмом самого неподдельного, непритворного качества.
Нужно отметить, что
Александр Цекало пригласил Гришковца в качестве телеведущего в очень выгодное
для обоих время – Евгений был тогда уже известен, но его популярность пошла
немного на спад. Передача с самого начала получала неплохой зрительский
рейтинг, правда, не ясно из-за чего больше: из-за личности ведущего, то ли
из-за его стиля и того, о чем он говорит.
Непонятны цели Евгения.
Возможно, он через эту передачу хотел увеличить свою популярность, возможно,
хотел напомнить людям о простом и вечном, возможно, хотел внести свой вклад в
телевизионную культуру.
«Настроение с Евгением Гришковцом»
– это особого рода развлечение. Я прекрасно понимаю, что не делаю произведение
искусства, зато могу поговорить с любым человеком на том языке, на котором
привык», - говорит Гришковец[149].
Правда, как он признается дальше, «миссийных задач» он перед собой не ставил.
Передача «Настроение с
Евгением Гришковцом» - это небольшие монологические зарисовки о фрагментах
простой, человеческой жизни, о тех минутах, ситуациях, случаях, которые были и
есть у каждого обычного человека. В выпусках Гришковец рассказывает о том, о
чем человек давно забыл, или не привык вспоминать, о том, что при воспоминании
вызывает улыбку и тихую радость. Даже названия у колонок забавные: «Про
валенки», «Про 3-копеечную монету», «Про дворников», «Про сосульки», «Про
варенье». В его произведениях видна печать времени, но не политики или
общественных явлений, это печать детства, ушедшего невероятно далеко.
Разговорные жанры вообще
и монологичные еще в большей степени требуют особых усилий для придания им
зрелищности.
С другой стороны, на
примере только лишь устного выступления одного человека согласно Буданцеву[150]
можно показать обилие жанровых вариаций (приводится без комментария): диатриба
— разговор с отсутствующим; солилоквиум — разговор с самим собой; симпосион —
застольное слово; плач; призыв; проповедь (лекция, урок); уличный крик
(прообраз рекламы); указ (постановление, объявление)[151].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|