на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Журналистика как профессиональное призвание и ремесло

В России XIX в. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов призывали изучать факты, делать выводы из них «на обоюдную пользу истории и теории», представлять результаты их анализа, «а не частные счеты , не множители и делители»http://evartist.narod.ru/text5/60.htm - _ftn9.

XIX столетие продолжило еще одну устойчивую международную тенденцию, существенную для понимания особенностей журналистского профессионализма: пресса продолжала оставаться сферой приложения общественно-литературного дарования писателей и поэтов, которые выступали в качестве редакторов, издателей и сотрудников газет и преимущественно журналов.

На рубеже XIX–XX вв. как в Европе, так и в Америке получает развитие журналистское образование, что еще раз доказало: эта профессия прочно заняла свое место в системе общественного разделения труда.

Первая половина XX в. (особенно период между первой и второй мировыми войнами) стала временем дальнейшего усложнения структуры журналистской профессии. В определенной степени это было связано с совершенствованием технологии средств массовой информации. Так, в 30-е гг. в типографии американской газеты «Нью-Йорк таймс» насчитывалось 1800 рабочих, в ее редакции – 616 сотрудников, в конторе – 953 человека, в правлении – 84http://evartist.narod.ru/text5/60.htm - _ftn10. Появление телефона и его широкое использование в прессе динамизировало репортаж («рипортинг») и вызвало к жизни пресс-стенографирование и «рирайтинг», то есть редакционную подготовку к печати материалов, полученных от корреспондентов. Изменившаяся техника иллюстрации повысила престиж фоторепортера.

Внесло свою лепту в журналистское разделение труда развитие радиовещания. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» вели поиск своего лица, конкурируя с прессой, вырабатывая особый профессиональный стиль. После организации первых публичных сеансов телевизионного вещания электронное средство информации постепенно добавило новые краски в палитру журналистской профессии.

XX в. по-новому высветил проблему соотношения факта и мнения в журналистском творчестве. Отсутствие в журналистике «поля точного знания» вызвало озабоченность у наиболее серьезных сотрудников и исследователей западной прессы. Однако профессионализация журнализма, придание ему «антисубъективного» характера, предусматривавшего опору на факты, беспристрастность, правдивость, была чрезвычайно трудно достижима.

Дальнейшая коммерциализация прессы, ее монополизация, массовизация, формирование информационного рынка усилили материальную зависимость журналиста на Западе.

Идеологическое размежевание и политическая дифференциация в контексте противостояния капитализма и социализма, зарождения национально-освободительного движения, появления фашистских режимов, нарастания военной угрозы и развязывания второй мировой войны привели к практически повсеместному углублению политизации профессии, усилению в ней пропагандистских начал. Возрастала политическая ангажированность значительного числа журналистов, даже если они отказывались открыто признать это. Четкое определение классовой, партийной позиции для многих превращалось в центральный, системообразующий элемент их деятельности. Журналист должен был выбрать свое место в расстановке общественных сил, определить, на чьей стороне он сражается. Далеко не каждому удавалось противостоять обстоятельствам, не превратиться в исполнителя чужой воли, не оказаться жертвой социальной мифологии. Слово продолжало оставаться оружием борьбы.

Вторая половина XX в. не дала исчерпывающего ответа на вопрос о том, есть ли универсальное определение журналистского профессионализма. На этот счет существуют разные мнения. Мы же постараемся выразить свой взгляд на эту проблему, посвятив следующую главу рассмотрению вопроса о том, что же есть журналистика – профессиональная деятельность, призвание или ремесло

2.2 Соотношение понятий: призвание, ремесло и профессия применительно к журналистской деятельности

Приступая к рассмотрению обозначенной нами проблемы, прежде всего необходимо разобраться с терминами «призвание», «профессия», «ремесло», а затем рассмотреть их непосредственное соотношение в журналистской деятельности.

В Большом толковом словаре русского языка слово «призвание» трактуется как «склонность, способность к какому-либо делу, профессии» или – в качестве смыслового оттенка – как «назначение, предназначение»[11] «Профессия» определяется как «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[12]. В контексте противопоставления призвания и профессии нам больше подойдет более конкретное понятие последней, данное в Педагогическом энциклопедическом словаре: «Профессия (лат. professio – официально указанное занятие, от profiteor – объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессия отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника»[13].

Также из житейского опыта нам известно, что слово «призвание» обычно употребляется в отношении к таким видам деятельности, которые так или иначе связаны с творчеством или даже еще уже – искусством (так, можно говорить о призвании художника, допустимо – о призвании хирурга, но совершенно неуместно – о призвании маляра или дворника). Существенной характеристикой профессии является то, что – в отличие от призвания – она, как правило, подразумевает такой вид деятельности, в котором многие могут добиться одинакового успеха; это своего рода ремесло (или наука, но наука рутинная – такая, в которой личность научного сотрудника практически не отражается на результате научной деятельности, а авторство этих результатов анонимно или, во всяком случае, безразлично для заказчика или потребителя).

Сама этимология слова «призвание» говорит об избранности человека, который пошел по пути реализации своего таланта: призвание – призыв – зов. Как будто сама эта деятельность (например, поэзия) зовет его осуществить, воплотить, выразить свой талант.

Профессия и призвание в строгом смысле не противоречат друг другу. В некоторых случаях можно говорить о призвании внутри профессии (по отношению к тому человеку, который целенаправленно выбрал именно ту профессию, которая ему нравится, и достиг в ней значимых результатов). Верно также и то, что призвание человек может испытывать к деятельности, которая не является профессией.

Что касается ремесла, то в Большом толковом словаре русского языка это слово трактуется как «мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия; Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека»[14]. Разумеется, это определение не совсем подходит нам, но если рассматривать его применительно к журналистике, то получается. Что ремесло журналиста – это ни что иное, как производство какого–либо журналистского продукта, то есть репортажа, статьи, новостной передачи и т.д. Но, исходя, из логики данного определения ремесло уже само по себе представляется лишь частью профессиональной деятельности журналистка, а не равнозначно ему. И также, чтобы делать хороший «продукт», к определенному ремеслу (в нашем случае к журналистике) необходим талант (или призвание), как также один из составляющих компонентов профессии.

Известно, что понятие творчества по-разному трактуется учеными и художниками; в самом общем виде – это появление нового в любой области человеческой практики. Творчество проявляется в тех ситуациях, когда человек сам, без точной инструкции решает, как ему поступить. В таком случае журналистика пронизана творчеством: сотруднику СМИ приходиться принимать решения в конкретных условиях, порой опровергающих схемы, ранее устойчиво бытовавшие и в социальной практике, и в общественном сознании, не укладывающиеся в рамки нашего повседневного опыта.

Но труд журналиста профессионален, то есть подчинен заданным алгоритмам, зависим от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций. Для газетчика (как и для любого другого специалиста) необходим опыт решения сходных задач, позволяющий сэкономить силы, время и избежать типичных ошибок.

Поэтому понятия «профессия, призвание, ремесло», по-нашему мнению, составляют единую сферу журналисткой работы и не могут быть отделены или противопоставлены друг другу. Это можно проследить даже на примере современного бытования журналистики.

2.3 Современная журналистика

Цивилизация Земли вступает в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию. Переход на качественно иную ступень человеческого сознания стимулируется обостряющимися глобальными проблемами современности, изменением доминирующих типов общественного развития (цивилизационный слом), всё возрастающей диспропорцией роста производительных сил и духовного развития человека. Поэтому средства массовой коммуникации, важной частью которых выступают средства массовой информации, а через них и журналисти-профессионалы, начинают играют в современном мире все более важную роль, существенно влияя на процессы развития общества.

В связи с тем, что сегодня мировому сообществу открывается новая научная картина мира, отражающая духовно-творческую доминанту предстоящей эволюции и требующая иных мировоззренческих парадигм и познавательных моделей, СМИ приобретают качественно новые задачи, направленные на становление духовно ориентированной цивилизации. Культурные институты прессы, издательств, кино, радио, телевидения способны возбуждать общественное мнение, формировать массовые программы убеждённого поведения широкой общественности, корректировать деятельность институтов и организаций, т.е. способствовать разрешению теоретических и практических проблем общества. Кроме того, институт СМИ имеет широкое влияние на формирование личности, на процесс социализации человека в обществе, приобщая его к культурным ценностям и нравственным нормам. Он способен изменять актуальные мнения, настроения и действия читателя, зрителя, слушателя, создавать для него модели актуальной действительности, «модели мира» для уточнения своего места, своей деятельности в этом мире. Журналистское творчество разворачивается в той жизненно важной сфере общественного бытия, где идеи овладевают массами и становятся материальной силой.

Однако при всей уникальности момента и грандиозности задач журналистика в нашем обществе сама превратилась в глобальную проблему современности. Сегодня в масс-медиа распространяются такие явления асоциальности, которые влияют на морфологию современной культуры в целом, насаждая образцы рыночной «шоковой» культуры и стандарты массового сознания, тем самым усугубляя кризис состояния современного индустриального общества.

В этих условиях наиболее важной становится проблема оценки человеческим обществом качества целей и средств массовой коммуникации, их результативности в контексте формирования национального социокультурного пространства в сообществе с мировым. В связи с этим возникает необходимость фундаментальных изменений в подходе к изучению СМИ, а также связанная с этим проблема подготовки кадров журналистов в системе высшего образования.

Сегодня в преподавании основ профессиональной творческой деятельности журналистов образовался крен в сторону лишь общего представления о профессии (этика, право, менеджмент) и технологических приёмов создания журналистских произведений - прежде всего жанровой характеристики текстов, востребованных актуальной социальной практикой. При этом оказывается второстепенным такой важный аспект образования, тесно связанный с воспитанием в целом, как формирование собственного мировоззрения молодого журналиста, его системы ценностей, образа мира, особенностей творческой самореализации. Очевидно, что актуализация последнего может оказаться одним из существенных факторов в преодолении кризиса современной журналистики.

Многие из существующих проблем порождены самими журналистами, и решать их - первая задача любого профессионала в области СМИ. Важно при этом учитывать все уровни поиска выхода из тупика - законодательно-правовой, профессионально-образовательный и нравственно-этический. Многие исследователи современных проблем журналистики и общества близлежащими задачами видят внесение в Госдуму законодательных поправок к «самому демократичному в мире Закону о СМИ» для урегулирования отношений между владельцами и СМИ в пользу защиты права человека на получение достоверной информации[15]. Необходимо чётко разграничить журналистику от политики, политическую журналистику - от политических медиа-технологий, новости - от их интерпретации, заказные материалы - от «свободного» слова. Параллельно с этим надо обучать, и не только студентов-журналистов, грамотному восприятию любого журналистского сообщения, учить анализировать его, узнавать истинные мотивы и цели коммуникаторов, не только распознавать технологии манипулирования, но и грамотно противостоять им. Журналисты должны работать со смысловыми интенциями, идеями, содержание и качество которых во многом будет определено их уровнем образования, воспитания и просвещения в высшей школе.

Следует кроме того отметить, что трансформация культурных ценностей, обусловленная сменой эпох, и современные тенденции в социальной сфере естественным образом повлияли на деятельностную природу журналистики. Деятельность, имевшая в своей основе духовное и творческое начало, характеризовавшаяся чувством ответственности публициста в XIX веке, трансформировалась в журналистику, которая включена в рыночные отношения и сегодня рассматривается с позиций потребительства. Такое понимание журналистики сформировалось во многом под влиянием Запада. Но оно связано еще с традициями СМИ, национальным характером, с ситуацией, которую сегодня переживает Россия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.