на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Журналистика как профессиональное призвание и ремесло

Развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов стало: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и существование различных профессиональных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение журналистского сообщества; изменения жизненных стратегий – установка на высокий уровень жизни; «светский» образ жизни.

Профессиональный образ современного российского журналиста складывается из умения приспосабливаться к стремительно меняющейся ситуации в обществе и СМИ.

Этот образ характеризуют такие черты, как:

1. Управление информацией и аудиторией (воздействие, транслирование управленческих программ, исполнение воспитательной функции журналистики). Эти черты присущи в большей степени журналистам старшего поколения.

Следующие группы черт можно наблюдать у журналистов нового поколения.

2. Прагматизм (манипулирование действительностью, ориентация на потребление, а не на созидание, пересмотр ценностей профессии, изменение духовности человека, поиск сенсации, спекуляция, неориентированность на конечный результат, выполнение, преимущественно развлекательной функции журналистики).

3. Упрощенность подходов (поверхностность показа сути проблемы, дилетантизм, отсутствие анализа, нечеткость мысли, однонаправленность, минимизация творчества, вульгаризация).

4. «Светский» образ жизни (высокий социальный статус, броская внешность).

Эти качества определены временем. Но сохранились важные качества, характеризующие разные поколения журналистов и положительно влияющие на журналистику:

5. Стилистический талант (совершенствование литературной нормы языка СМИ).

6. Умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (быть очевидцем, летописцем истории).

Стремясь к расширению своих возможностей влияния на аудиторию, властные структуры прибегают к ограничению деятельности СМИ, оказывая негласное цензурное давление. В связи с этим, исследователи поднимают ряд проблем, ставшие причиной обособления журналистики от литературного процесса[16]. Это такие проблемы, как политизация медиа, политическая ангажированность современной российской прессы, влияние той или иной идеологии на позицию журналиста, трансформация журналистики в пиарналистику, проблема «нового корпоративизма» (применение корпорантами конкретных «правил игры») и как следствие - направленное воздействие СМИ на политизированную элиту. Это, в свою очередь, привело к отчуждению и недоверию населения средствам массовой информации. А журналистика и журналисты стали инструментом власти, инструментом манипулирования, а информация – символом политического влияния и власти. Следствие этого – возросшая тенденциозность информации, исходящей от журналистов, которые «обслуживают» своих хозяев, что ведет к отчуждению аудитории от СМИ. Влияние политических факторов на журналистику, политическая ситуация и политические интересы власти усугубили проблему профессионализма. С одной стороны, журналисты стали более свободны и мобильны, с другой стороны – их выбор ограничен. Власть оказывает давление на журналистику. Регламентированная «сверху» деятельность журналиста больше походит на работу пресс-службы государства. При этом журналисты ведут себя соответственно своему положению, отождествляя журналистику со сферой услуг: они служат хозяину, предоставляют информацию для него, такую, какая нужна ему, сами нередко употребляют власть в личных интересах. Профессионализм современного журналиста рассматривается как инструмент власти и складывается из таких навыков, как владение манипулятивными тактиками, умение найти сенсацию, некомпетентность, неориентированность на конечный результат, отсутствие героя в материале. Под влиянием политического фактора сформировались такие профессиональные качества и черты:

1. Политизированность (обособление журналистики от литературного процесса).

2. Корпоративный менталитет (исполнение конкретного политического заказа, приравнивание журналистики к PR, исполнение функций пресс-секретаря, а не журналиста, оценочность, субъективность журналиста – выбор «нужной» информации).

3. Карьеризм (престиж, особый статус в профессиональной среде, успех, большая возможность карьерного роста).

На становление профессионализма журналистов в современном мире оказывают влияние и экономические факторы. В последнее десятилетие ХХ столетия в сфере СМИ произошли кардинальные изменения экономического и организационного характера: ранее подчиненная государству система средств массовой информации и пропаганды постепенно ушла из-под тотального контроля, у государства по отношению к массовой коммуникации осталась лишь одна функция – регулятивная. Россия пережила процесс концентрации СМИ в руках медиа-магнатов. Мощные медиахолдинги были созданы вокруг наиболее успешных средств массовой информации. Пресса превратилась в инструмент ведения бизнеса. Корпорации предъявили свои правила игры.

Монополизация СМИ тесно связана с коммерческими аспектами журналистики. Становясь элементом рыночной системы, отдельные СМИ начинают подчиняться законам ее функционирования и стремятся к завоеванию господствующего положения среди себе подобных. Все это сказывается на качестве их деятельности: создаются такие СМИ, для которых денежные выгоды стали важнее объективности и реальных интересов читателя. Влияние экономики на медиасферу определило путь развития СМИ, сложился так называемый «рынок прессы». В результате чего СМИ получили возможность свободно развиваться как бизнес, опирающийся на потребительский спрос. Молодое поколение журналистов ориентируется на рыночную концепцию журналистики, как агентства услуг для потребителя и производителя. Они придерживаются тех норм, которые превалируют в профессии и обществе, где экономический детерминизм остается жестким фактором. Профессионализм журналиста стали определять способности выживать в условиях рыночной экономики: умение приспосабливаться, работать на износ, а так же успех и карьерный рост. Новый журнализм характеризуется прагматичными целями, и все больше востребованы журналисты, имеющие коммерческую жилку, умеющие лоббировать интересы заинтересованных частных лиц.

Коммерциализация и монополизация, как проявления экономического фактора, формируют прагматическое отношение к профессии. Творческая деятельность осознается как работа, которая направлена на создание продукта – услуги, товара, востребованного на медиарынке. На фоне коммерциализации и монополизации СМИ сформировались следующие профессиональные черты:

1. Самостоятельность (способность выживать в условиях рыночной экономики, стремление к независимости).

2. Коммерциализация сознания (легкость смены убеждений, творческие амбиции, коррупция, расчетливость, предприимчивость, ложь);

3. Продажность (умение угодить заказчику, писать рекламные материалы).

4. Безответственность (помпезность, фальшь, специфика работы в «желтой прессе»).

5. Стремление к славе любой ценой (стремление к получению высокого должностного статуса, блат, успех, поиск новых перспектив).

Журналистика, как и любая другая сфера, в значительной степени ощутила влияние технологического прогресса. Профессиональной особенностью современного журналиста становится технологизация его деятельности: умение совмещать несколько видов работы одновременно, выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории, быть супероперативным, мобильным. Это положительные качества современного профессионального журналиста. По сравнению с его коллегой, работающим в ХIХ веке, сегодняшний журналист может похвастаться не только оперативностью и количеством, но и своей универсальностью. Такое качество стало развито с появлением телевидения, когда журналистская профессия стала коллективной, диалогичной, а не монологичной, как в ХIХ веке. Владение технологиями журналистской работы стало определять профессионализм современного журналиста. Понимание профессионализма как таланта и призвания, утвердившегося в религиозном сознании, сегодня также не утратило своего смысла и значения, но современному журналисту мало иметь только талант и призвание, он еще должен быть опытным, уметь владеть техникой, совмещать различные виды профессиональной деятельности, быть мобильным и уметь чувствовать время. Может быть, прежняя журналистика была более персональной и точной, на нее претендовали профессиональные литераторы, сегодня востребована коллективная, глобальная журналистика и журналисты, интересные аудитории, прежде всего, со своей индивидуальностью, неординарные личности, способные мыслить и принимать решения, исходя из моральных личностных установок. Все это – положительное влияние технического прогресса.

Однако технический прогресс имеет и свои негативные последствия, которые стали характеризовать современную журналистику. Из определения профессионализма уходит этическая составляющая. Это отражается на профессиональной деятельности журналиста, который перестает осознавать свою социально-значимую роль в профессии, ориентируется на человека, как на безликого, бездушного потребителя информации. Журналист становится манипулятором общественного мнения. Профессионализм работника СМИ ассоциируется с технологизмом. Технологизм – это тоже профессионализм. Но в технологии деятельности много помех для этизации профессионализма.

Профессиональные черты, сформировавшиеся под влиянием технологического прогресса и положительно повлиявшие на журналиста и на современную журналистику в целом, такие:

1. Владение компьютерными и информационными технологиями.

2. Мобильность, оперативность, активность.

3. Способность адаптироваться к языку электронных СМИ.

4. Способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно.

5. Диалогичность (взаимодействие различных форм СМИ).

6. Коллективный характер профессии.

Технологический прогресс привнес в профессию и негативные черты:

7. Ориентация на профессиональный успех.

8. Способность манипулировать общественным мнением.

9. Несоблюдение норм профессиональной этики.

Таким образом, мы можем сказать, что в современном мире проблема журналистского профессионализма напрямую зависит от процессов, которые происходят в обществе. Прежняя парадигма профессионализма журналиста, сформировавшаяся в лучших традициях отечественной публицистики XIX века, почти разрушилась под воздействием объективных условий, которые не столько повлияли на журналистов, сколько на саму журналистику.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев проблему соотношения профессионализма, призвания и ремесла в работе журналиста мы можем сделать следующие выводы:

1.  Профессия журналиста – одна из древнейших в мире, тем не менее, не только в кругу практиков, но и в среде учёных и преподавателей журналистики не существует общепринятого понимания данной профессии. Исследователи выделяют четыре группы факторов – социокультурные, политические, экономические и технологические, – оказавшие влияние на современные представления о профессионализме.

2.  При выявлении констант профессионализма журналиста, следует, учесть прежде всего субъективные факторы; для журналистской профессии это – некая природная предрасположенность к деятельности: призвание к духовно-практической, общественной деятельности; талант к созиданию, творчеству; гуманитарная направленность личности; физическое здоровье (динамизм, активность). Наряду с этим, для любой профессии важны как моральные ценности, так и ценности компетенции, причём не только «абстрактные привлекательные смыслы» (ситуативные ценности), но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека.

3.  Классическое представление о журналисте-профессионале не случайно, оно складывалось долго. Проблема мастерства (а в дальнейшем и профессионализма) возникла задолго до появления журналистики. В журналистику на протяжении ее развития и становления как профессии входили и те, кто владел словом, и те, кто обладал новостью, и те, кто имел возможность новости распространять.

4.  По нашему мнению, профессия, ремесло и призвание применительно к журналистике не противоречат друг другу; в некоторых случаях можно говорить о призвании внутри профессии (по отношению к тому человеку, который целенаправленно выбрал именно ту профессию, которая ему нравится, и достиг в ней значимых результатов); верно также и то, что призвание человек может испытывать к деятельности, которая не является профессией.

5.  В связи с тем, что сегодня мировому сообществу открывается новая научная картина мира, отражающая духовно-творческую доминанту предстоящей эволюции и требующая иных мировоззренческих парадигм и познавательных моделей, СМИ приобретают качественно новые задачи, направленные на становление духовно ориентированной цивилизации. Культурные институты прессы, издательств, кино, радио, телевидения способны возбуждать общественное мнение, формировать массовые программы убеждённого поведения широкой общественности, корректировать деятельность институтов и организаций, т.е. способствовать разрешению теоретических и практических проблем общества. Кроме того, институт СМИ имеет широкое влияние на формирование личности, на процесс социализации человека в обществе, приобщая его к культурным ценностям и нравственным нормам. Журналистское творчество разворачивается в той жизненно важной сфере общественного бытия, где идеи овладевают массами и становятся материальной силой. В этих условиях наиболее важной становится проблема оценки человеческим обществом качества целей и средств массовой коммуникации, их результативности в контексте формирования национального социокультурного пространства в сообществе с мировым. То есть, в современном мире проблема журналистского профессионализма напрямую зависит от процессов, которые происходят в обществе.


ЛИТЕРАТУРА

1.  Большой толковый словарь русского языка гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2002.

2.  Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

3.  Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. М., 2004.

4.  Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб , 1995

5.  Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспектпресс, 2004.

6.  Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. Краснодар, 1996.

7.  Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. - Воронеж, 2006.

8.  Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

9.  Сашенко М.В. Подходы неклассической науки к преодолению кризиса в современной журналистике Вестник КрасГУ. - Гуманитарные науки. - 2001.

10.  Симкачёва М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. – Казань, 2006.

11.  Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста//Логос. Общество. Знак. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997.

12.  Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М.: Изд-во МГУ, 1990.

13.  Тулупов В. Профессионализм как научно-методическая проблема (системный подход) // Научный журнал. – 2006. - №20.

14.  ФЗ №2124-1 от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»


[1]Тулупов В. Профессионализм как научно-методическая проблема (системный подход) // Научный журнал. – 2006. - №20. С. 9.

[2] Симкачёва М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. – Казань, 2006. С. 11

[3] Там же С. 12

[4] Симкачёва М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. – Казань, 2006. С.14

[5] Там же. С. 17

[6] Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Воронеж, 2006. - С. 60

[7] Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб , 1995. С.47.

[8] Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста//Логос. Общество. Знак. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997. С. 39.

[9] Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста//Логос. Общество. Знак. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997. С.41.

[10] Тулупов В. Профессионализм как научно-методическая проблема (системный подход) // Научный журнал. – 2006. - №20. С. 7.

[11] Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2002.С. 977.

[12] Там же. С. 1035.

[13] Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 226.

[14] Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2002.С. 809.

[15] Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии / Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. С. 54.

[16] Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии / Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. С. 69.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.