на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Содержательная и языковая специфика произведения "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика

Автор в публицистике идентичен личности публициста. Он лицо невыдуманное, реальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Для читателя особенно важно, что автор-публицист является не только носителем определенных идей, но и «одним из нас», «просто человеком» со своими взглядами, вкусами и привычками.

Стюфляева М. И. отмечает, что широко распространенной и самой наглядной формой выражения авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на месте события.

Внешними приметами документальности в тексте становятся указание места и времени происходящего, подлинные имена людей. Но есть публицистические произведения, хотя они и безадресны, но которым не в праве отказать в документальности. Автор, рассказывая о событиях, должен гарантировать истинность происходящего. Это также отмечаем мы в «Репортаже с петлей на шее». А. Агроновский в своих работах указывал, что в публицистике стремление скрыть «мешающие» факты, обойти негативные стороны явления, прибегнуть к «фигуре умолчания» оборачивается антихудожественностью, эстетической несостоятельностью[6].

Основным жанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степени погружения публициста в изучаемую среду. Стюфляева М. И. указывает: «...В одних случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других - он вмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец, нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия.

Три позиции автора - три очень приблизительно выделенных состояния репортажного повествования»[7].

Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать). В российском сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» читаем:

«Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события»[8].

Возник термин в середине прошлого века, но вполне понятно, что и до появления его в периодической печати встречались сообщения, содержащие некоторые репортажные элементы. Однако потребовались годы и годы, прежде чем репортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессия репортера, т. е. «сообщающего новости», своеобразного посредника между аудиторией и событием. Более того, в отечественной журналистике был довольно значительный период упадка жанра, после чего репортаж вновь занял лидирующее положение практически во всех средствах массовой информации и возрождению его авторитета, безусловно, способствовало повсеместное распространение телевидения.

Таким образом, репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостей является целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

В сущности, вся история журналистики - история становления и совершенствования репортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни, способного представлять явления реальной действительности в их естественном развитии.

Однако в нашем случае термин «репортаж» употребляется в названии художественно-публицистического произведения, и здесь это не только обозначение жанровых границ, но и анонсирование характера подаваемого автором материала, обозначение его злободневности, заявка на передачу личностного восприятия писателем изображаемых событий.

В художественно-публицистическом произведении автор словами «рисует» событие, поэтому описательная функция – главная в «Репортаже с петлей на шее». И поэтому так важен в нем тщательный отбор изобразительных средств, дающий возможность говорить о данном произведении, как о художественно значимом, относящимся не только к публицистике, но и к литературе.


ГЛАВА 2. Специфика содержания «Репортажа с петлей на шее» и особенности употребления автором выразительных языковых средств при его создании

2.1 Тематика и проблематика произведения Ю. Фучика

Тема героизма, поднятая Ю. Фучикам ещё в начале творческого пути, получает в «Репортаже с петлей на шее» наиболее полное решение Эта книга была опубликована в 1945 году и позднее переведена на 70 языков мира. Она является документально-художественным свидетельством о борьбе антифашистского подпольного движения Сопротивления в Чехословакии во время Второй мировой войны. Эта книга также является изложением размышлений Фучика о смысле жизни и о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За нее Юлиус Фучик был посмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира.

Рассказывая о себе, о своем аресте, писатель одновременно ведет повествование о тех людях, которые были рядом с ним, с которыми ему пришлось встретиться. Фучик воспел необыкновенную силу воли подпольщиков, их исключительное мужество, веру в правоту своего дела.

Глинный герой последнего произведения Юлиуса Фучика — «Репортажа с петлей на шее», так же как и всех его предыдущих художественных произведении, — простой человек. Он типичен. Он становится героем в трудный момент потому, что остается верен самому себе, потому, что остается человеком.

В своем произведении Ю. Фучик, так же как и А. М. Горький, учит людей одному из самых мудрых искусств — искусству быть счастливым и уметь с бодростью преодолевать нее трудности.

По свидетельствам, даже и тюрьме Фучик пел песни. Никакие пытки не заставили его потерять вкус к жизни. Он подсчитал как-то, что в тюрьме спел вместе с заключенным «папашей Пешеком» около восьмисот песен. Тема тюремного товарищества, также раскрываемая в «Репортаже», показывает новые качества узников-антифашистов, в новом свете рисует их характеры.

Вот яркий образ «папаши» - шестидесятилетнего учителя Иозефа Пешека. «Ночами он бодрствовал надо мной и белыми холодными компрессами отгонял подходившую смерть, - пишет Фучик.- Он самоотверженно удалял гной из моих ран и ни разу не подал вида, что слышит гнилостный запах, исходивший из тюфяка. Он стирал и чинил жалкие лохмотья рубашки, которая стала жертвой первого допроса, а когда она окончательно развалилась, натянул на меня свою. Рискуя получить взыскание, он принес мне маргаритку и стебелек травы, сорвав их во дворе во время получасовой утренней прогулки. Когда меня уводили на новые допросы, он провожал меня ласковым взглядом, а когда я возвращался, прикладывал новые компрессы к моим новым ранам. Он ждал моего возвращения с ночных допросов и не ложился спать, пока не укладывал меня, заботливо укрыв одеялом»[9]. Несмотря на то, что люди находятся в тюрьме и ждут смерти, они не сломлены, потому что нельзя лишить свободы того, у кого свобода внутри. Только сам человек может отказаться от свободы, добровольно стать узником – когда сдается, опускает руки и примиряется со своей судьбой.

Фучик часто делает отступления. Временами он возвращается к прошлому, пытается объяснить причины своего ареста и ареста других. Отдельные главы его книги являются художественными рассказами о соратниках. Рождение нового в людях стало основной темой, идейно-художественным стержнем образов. И прежде в очерках он любил ставить своего героя в трудное положение, когда особенно ясно выявлялись жизненные, принципы человека. А в годы оккупации сами обстоятельства обнажали в человеке главное.

Необыкновенным лиризмом, огромной нежностью проникнуты высказывания писателя о жене Густе, боевом друге его суровой жизни.

Не все находили мужество быть до конца верными своему долгу. Тяжелые испытания фашистской тюрьмы оказывались не под силу слабовольным людям. Этих испытаний не выдерживает связной Фучика - Мирек, арестованный одновременно с ним. Он выдает явки, имена товарищей, расшифровывает захваченные бумаги. Мирек становится предателем.

Но таких, как Мирек, было ничтожное меньшинство. Большинство походило на Елинеков, на связную Фучика - молоденькую девушку Лиду, выдержавшую пытки.

Писатель воссоздает также и отталкивающие образы гестаповцев Зандера, Фридриха, Иозефа Бема.

Отличительными чертами «Репортажа с петлей на шее» является необыкновенная искренность его, лиризм, пронизывающий все произведение. Очень просто, без всякой позы или рисовки ведет Фучик свой рассказ. В нем звучит неистребимая любовь к жизни, к людям. Всегда, в любых условиях, в жизни и на пороге смерти, Фучика не покидало чувство уверенности в правоте своего дела, в неминуемом поражении фашизма, в грядущей победе. Все это делает «Репортаж с петлей на шее» подлинно героическим произведением, книгой, имеющей непреходящее значение, занимающей важное место среди художественных произведений в чехословацкой литературе.

И хотя, как мы уже отметили, основной пафос произведения – это антифашисткая борьба, что позволило в свое время советским критикам уделять большее внимание идеологической направленности «Репортажа», в то же время удивительная сила художественного слова, талант автора в описании людей, его окружавших, своих переживаний, отношения к событиям, к нравам, царящим в тюрьме, к тому светлому оптимизму, который не покидает автора даже в самые страшные минуты, дают нам возможность говорить о несомненной литературной ценности данного произведения.

2.2 Анализ употребляемых в «Репортаже с петлей на шее» изобразительно-выразительных средств

Поскольку книга представляет собой как бы «репортаж с места событий», то повествование в ней ведется от первого лица – самого автора, поэтому в книге преобладает личностное начало. Но в то же время, автор — не исключительная личность, он не одинок в книге. Он один из многих. Друзья и соратники Ю. Фучика, как и он, борются, страдают, но сохраняют присутствие духа.

Большое значение и огромную художественную ценность несут в себе образы героев, любовно созданные автором. Это также отражает характер выбранного публицистического жанра.

Так, важное место и значение образа в публицистике отмечал, например, В.Г. Белинский: «Кажется, что бы делать искусству (в смысле художества) там, где писатель связан источниками, фактами и должен только о том стараться, чтобы воспроизвести эти факты как можно вернее? Но в том-то и дело, что верное воспроизведение фактов невозможно при помощи одной эрудиции, а нужна еще фантазия. Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более, как камни и кирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание».

Образ в публицистике не самороден, он рационально обусловлен. Каждый малый образ не случаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная и неповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью, которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам.

Так, например, в главе «Люди и людишки» нам раскрывается умение автора схватить человеческий характер в ярчайшем проявлении, запечатлеть его суть. Этому научила писателя большая практика-журналиста.

В начале главы Фучик призывает любит героев войны, как людей, помнить их, чтить. Прекрасные слова проникают в самое сердце читателя, так и хочется заучить их наизусть, чтобы всегда носить с собой.

«Я хотел бы, чтобы все знали: не было безыменных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»[10]

Невозможно остаться после этих слов равнодушным, невозможно не понять: герои – это живые люди, не абстракции, не наборы безупречных черт, а друзья, знакомые, соседи, земляки, те, кто нам близки, кто были рядом. Всего в нескольких фразах Фучик настолько обнажает перед нами тему исторической памяти, что становится даже немного страшно перед этой бездной: сколько же их, простых героев - обычных людей.

С величайшей любовью и нежностью пишет автор и о самом близком для него человеке – жене, тем ужаснее становится на душе, когда читаешь строки в которых Фучик рассказывает о ее судьбе и смерти, которая скоро свершится, невольно выступая в книге в роли пророка.

«Сегодня ночью мою Густу увозят в Польшу, "на работу". На немецкую каторгу, на смерть от тифа. Мне остается жить несколько недель. Может быть, два-три месяца». И далее «Жизнь у нас могут отнять, Густина, но нашу честь и любовь у нас не отнимет никто»[11].

«Репортаж» — обладает огромной силой идейного: и эстетического воздействия прежде всего потому, что в нем характеры как положительных, так и отрицательных героев раскрыты талантливо, не однобоко и схематично, а ярко и красочно. Меткие зарисовки Фучика воссоздают разные типы фашистов, хотя какие-то общие черты присущи большинству из них; фразы эсэсовцев написаны преимущественно в сатирическом плане. Однако в своей галерее портретов Ю, Фучик отошел от штампованного, гротеска, автор движется по пути создания образов-символов: характеры фашистов раскрыты Ю. Фучиком в, их неизбежной эволюции, обусловленной новым историческим этапом. Наметанный глаз журналиста различал колебания во вражеском лагере, появление чувства неутешности даже у самых преданных; служак.

В «Репортаже» создана целая галерея тюремных надзирателей. В то время как в камерах заключенные связаны между собой чувством дружбы, надзиратели живут в атмосфере предательства, слежки, доносов. Среди них тоже встречаются разные люди. Вот надзиратель по кличке «Самаритянин», заменявший тюремного фельдшера: «Высокий толстяк, говорит тенорком. "СС-резервист" Рейсе, школьный сторож из Кельна. Как все служители немецких школ, прошел курс первой помощи и иногда заменяет тюремного фельдшера. Он был первым из надзирателей, с которым я здесь познакомился. Это он втащил меня в камеру, положил на матрац, осмотрел раны, приложил первые компрессы. Пожалуй, он действительно помог сохранить мне жизнь. Что в этом сказалось: человечность или курсы первой помощи? Не знаю. Но, в общем, в нем все-таки проявлялся отъявленный нацист, когда он выбивал зубы заключенным евреям и заставлял их глотать полную, с верхом, ложку соли или песку как универсальное средство от всех болезней»[12].

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.