2)
вопросы о фактах (информационные) и о мнениях, желаниях и так далее;
3)
по функциям вопросы делятся на контрольные (несколько формулировок
одного вопроса), уточняющие (вопросы «в досыл»), зондирующие (выявляют
эмоциональное состояние собеседника);
4)
функционально-психологически вопросы могут быть зеркальными (в них
повторяется ответ или ключевое слово ответа собеседника), косвенные (через
выяснение мнения коллег выясняется личное мнение интервьюируемого), эстафетные
(для перехода от темы к теме, поддержания разговора), вопросы-мосты (типа «А
сейчас поговорим о…»), заключающие[54].
Отметим,
что вопрос, предлагаемый журналистом интервьюируемому, «порой не является
таковым ни по сути, ни по форме»[55].
В речи интервьюера встречаются вопросы-утверждения, информацию которых герой
знает. Реальным адресатом этих сообщений является читатель, которому «таким
образом сообщается некая дополнительная информация, которая по разным причинам
не может быть включена в речь интервьюируемого»[56].
Как отмечает Т.Л. Каминская, это новая тенденция в развитии жанра интервью,
использование этого приема характерно для «Известий», «Новой Газеты»,
«Аргументов и Фактов»[57].
Далеко не
всегда в ходе интервью журналист пользуется только вопросами. Часто это
реплики, поддерживающие контакт, либо, наоборот, перебивающие монолог
собеседника для уточнения фактов, возвращения к теме и так далее. Существует
несколько способов связи реплик, используемых в интервью:
1)
вторжение в чужую речь (разрыв речевой ткани);
2)
использование модальных слов;
3)
разрыв речи (перебивки);
4)
повторы и вопросы-переспросы;
5)
графически отображается способ или форма произношения собеседника, его
речевая манера;
6)
продолжение недосказанности (подхваты).
Итак,
композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними;
существует два основных типа композиции – свободная, при которой порядок
вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, в котором
вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. В
интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей
реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью.
§ 5. Классификация интервью
В
зависимости от особенностей композиции, формы выражения интервью, выделяются
несколько основных его видов. Классификации интервью по его форме – самые
многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное
количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в
«Справочнике журналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог,
интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета[58].
Эти виды интервью выделяются и другими авторами, поэтому остановимся на них
подробнее.
Интервью-диалог
– это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой
вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр
беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения.
Так, В.В. Ворошилов выносит этот жанр за рамки интервью, беседа в его системе
публицистических жанров равноправна, например, с новостью, заметкой,
репортажем и интервью[59].
В книге «Основы творческой деятельности журналиста» беседа дается как
разновидность интервью, наряду с диалогом, монологом и другими видами, то есть
объем ее признаков для авторов отличен от признаков интервью-диалога[60].
Мы придерживаемся мнения Б.В. Стрельцова, считающего интервью-беседу синонимом
интервью-диалога[61].
Текст
интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос
журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог
интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в
процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего,
просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет
этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку
длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные
интервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее.
Коллективное
интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые
«круглые столы», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не
все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть
единства типа «вопрос – ответ1 – ответ2». Однако возможен и такой вариант,
когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения
сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в
виде отдельных блоков.
К этому
виду интервью Б.В. Стрельцов относит пресс-конференции и брифинги[62].
Думается, что это неправомерно, поскольку, как показывает анализ текстов, эти
типы общения журналистов с интервьюируемыми находят свое отражение на страницах
газет прежде всего в жанре отчета. Автор отмечает, что в газетах появился
«своеобразный сплав коллективного интервью и отчета», но признаки отчета в
подобных текстах преобладают.
Отличительной
чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений
и так далее: «Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать
вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет
речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие
характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет»[63].
Анкета
представляет собой массовый вид интервью, это «своеобразная заочная беседа»[64]
с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по
какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты,
публикуемый обычно вместе с «нормальным» интервью в качестве справочной
информации и выделяемый в отдельный блок-врезку. Такая анкета представляет
собой краткие ответы на вопросы типа «Ваш любимый актер/машина/цвет?», причем
эти вопросы стандартны для всех героев, появляющихся в материалах данной
рубрики.
В.В.
Ворошилов и А.А. Грабельников в качестве вида интервью выделяют
интервью-мнение. Это «развернутый комментарий компетентного лица к событию,
факту, проблеме»[65].
Обычно такие интервью даются под одной шапкой с основным материалом:
аналитической статьей, репортажем – однако, формально не входят в его
структуру.
Некоторые
авторы[66]
называют еще одну разновидность изучаемого жанра – интервью-сообщение. В нем
ответы излагаются в сокращенном виде либо пересказываются журналистом. Эта
форма интервью близка к отчету, поэтому выделение ее в отдельный вид весьма
спорно.
Особо
следует сказать о таких интервью, в которых вопросы задаются непосредственно
читателем. Во-первых, это форма «Прямой линии» в «Комсомольской правде», где
читатели задают свои вопросы по телефону, ответы обрабатываются и выдаются в
виде вопросно-ответных единств, объединенных по тематическому признаку в
главке. Другой формой является «интервью с письмами в руках». Такие интервью
регулярно появляются в местных изданиях, в них читатели обращают свои насущные
вопросы к представителям власти, компетентным лицам. Ответы последних обычно
сопровождаются ремаркой, включающей в себя их фамилию и должность, что
подчеркивает официальность и объективность ответа.
Итак, по
форме, на которую непосредственно влияют особенности композиции, интервью классифицируются
следующим образом: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные
(массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения,
интервью-сообщения, «интервью с письмами в руках», прямые линии.
Такое
разнообразие видов интервью представлено на страницах российских газет. Однако
различные издания с несхожими экспрессивно-стилистическими и, соответственно,
жанровыми моделями, отдают предпочтение тем или иным видам интервью, игнорируя
другие. Анализ используемых в газетах интервью с точки зрения отражения в них
авторского начала, цели и предмета сообщения, с учетом композиционных и
языковых особенностей (таких, как типы вопросов, способы их расположения в
тексте и связи между ними), видов интервью помогает выявить жанровые модели изданий,
их ориентацию, их читательскую аудиторию.
Глава II. ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕММЕНОЙ ГАЗЕТЕ
§ 1.
«Качественная» и «массовая» пресса.
«Труд» стоит в ряду старейших
массовых газет в России. В феврале 2001 года ей исполнилось 80 лет. Газету знают
не только в России, но и в СНГ, далеко за рубежом. В «перестроечные» годы
газета перестала быть органом ВЦСПС, с июля 1997 года учредителем газеты
стала Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Труд».
Модель газеты «Труд»
приближается к так называемой «качественной» прессе: «Качественные газеты и
журналы характеризует высокий аналитизм, журналистский и полиграфический
уровень…Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов,
сколько мнения компетентных специалистов»[67]. В данной газете преобладают аналитические
жанры (статьи, комментарии, рецензии, обозрения, корреспонденции), интервью, в
свою очередь, приобретают признаки аналитизма: имеют нейтральный стиль
изложения, строятся по логической схеме «дело и человек в деле», в которых
комментируется какое-либо событие или факт, причем личность интервьюируемого
интересует журналиста с точки зрения его компетенции:
Сегодня наш собеседник – член Совета Федерации, председатель
Совета Ассамблеи народов России, доктор философских наук Рамазан АБДУЛАТИПОВ,
один из авторитетных специалистов в национальных и религиозных вопросах.
Председатель Совета национальностей Верховного Совета РСФСР, заместитель
председателя Верховного Совета, вице-премьер российского правительства, министр
по делам национальностей России – вот некоторые вехи его политической карьеры.
(Труд 03.11.01)
С 1995 года издательство газеты «Труд» выпускает
еженедельник «Труд-7»; редакция данного выпуска выделяет следующие принципы,
«…которые читатель может дополнить: 1. Мы объективны, у нас нет заведомых
пристрастий. 2. Сквозная тема — дом и семья. Семья как высшая ценность, основа
благополучия государства и общества. Социальная поддержка семьи, отношения
поколений, фамильные ценности. 3. Минимум политики. Ее хватает в других номерах
газеты. 4. Максимум информации. 5. Не печатать громоздких материалов. Если
автор не в состоянии изложить тему на приемлемом для читателя количестве
страниц, будем искать другого автора. 6. Без читателя газету не сделаешь. 7.
Больше юмора. Мы еще живы, а будем чаще смеяться (в том числе и над собой), то
нам и вообще ничего не страшно»[68].
Данная характеристика газеты ее редакцией, а также наличие в «Труде-7»
материалов, касающихся в большинстве своем сферы быта и личной жизни популярных
персон[69],
позволяет нам говорить о том, что данное издание приближается к «бульварной»,
или «желтой» прессе: «Бульварная пресса ориентирована на тексты,
функционирующие в сфере устной словесности: слух, сплетня, толки, разговоры,
пересуды, мнения, репутации, секреты и тому подобное»[70].
Признаки желтой прессы: сексуальная тематика (причем без
ограничений), «игры с языком» (когда журналист пишет в заголовке одно, а в
заметке – по смыслу – совсем другое), криминал, внимание к звездам (для
классической бульварной прессы это и есть первейший признак – частная жизнь
известных людей)[71]
наиболее полно присутствуют в газете «Московский Комсомолец»:
- Сразу извини за этот вопрос. Он какой-то лоховский, но в
контексте…Если музыканта прямо спрашивают о сексуальной ориентации, что он
должен отвечать?
- Что считает нужным и почему именно музыкант: любой человек, оппонент в
диалоге.
- Ну вот, допустим, отвечаешь ты правду – и теряешь, возможно,
какую-то – возмущенную, огорченную – часть аудитории. Если неправду – кривишь
душой и делаешь, как мне кажется. Больно себе…
- Ориентация – сугубо личное дело каждого. Равно как и отвечать
ли на вопрос о ней публично – личное дело каждого. Ты мне что – задаешь этот
вопрос, что ли?
- Ну меня как-то не беспокоит твоя ориентация…Но другие тебе
этот вопрос задают!
(МК 21.03.02)
«Московский Комсомолец» имеет региональное приложение «МК
в Коми», которое, в свою очередь, стремится соответствовать всем канонам
бульварной прессы, то есть публикует материал с определенным кругом тем, имеет
постоянную рубрику «Звезды говорят» с Анной Полажаевой:
- Сегодня ты выступал в клубе «Релакс» и многих поразила твоя
гомосексуальная манера общения с залом и нетрадиционная, порой, вульгарная
лексика. Не боишься, грубо говоря, получить по морде от мужской половины зала?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|