Компьютерные технологии и программирование
План - конспект уроков по курсу «Компьютерные технологии и программирование» специальность «Оператор ЭВМ» (1 занятие) 1 урок. Вводное занятие. Общая и производственная характеристика профессий, связанных с информационными и компьютерными технологиями 1. Теоретическая часть. Изложение нового материала Сущность и задачи дисциплины. Связь дисциплины «Информатика» с другими учебными дисциплинами. Информатика - сравнительно молодая научная дисциплина, которая занимается вопросами сбора, обработки, поиска и передачи информации с помощью ЭВМ и компьютерных сетей. В современных условиях информация является таким же стратегическим ресурсом общества, как, например, энергетические ресурсы. «Информационная революция» вызвана рядом существенных особенностей нашего времени: ростом количества работников умственного труда; избытком информации, передаваемой посредством связи, публикаций в различных изданиях; устаревшими методами доступа к современным информационным источникам; невозможность обработки большого количества информации (человек не в состоянии переварить такое количество информации); Различие в уровне информационного обеспечения становится одним из существенных причин дисбаланса экономического развития стран. Знание всегда дает власть тем, кто в настоящее время владеет и может пользоваться информацией. Информатизация общества существенно влияет на образование, на его формы и методы обучения. Информатика как предмет предлагает изучение следующих разделов: алгоритмизация; программирование; устройство ЭВМ; программное обеспечение; компьютерные сети; средства информационных технологий; моделирование. Информатика имеет широкие связи с остальными дисциплинами. При решении задач на ЭВМ часто приходится пользоваться математическими и физическими формулами; при программировании используются, как правило, команды, записанные на английском языке. Для математического описания работы ЭВМ, синтеза и анализа элементов, узлов и систем используется наука алгебра логики. При составлении блок-схем необходимо иметь навыки черчения геометрических фигур. Противопоказания для выбора данных профессий: - сердечно-сосудистые заболевания; - отклонения в эмоционально-волевой и сенсомоторной сферах; - сильная близорукость; - слаборазвитое логическое мышление. 2. Практическая работа Учащимся на выбор предлагаются карточки с написанными на них профессиями, по которым они должны доказать связанна или нет данная профессия с компьютерными технологиями. Предлагаю следующие профессии: Врач Учитель Адвокат Инженер Продавец Спортсмен Дизайнер Водитель Дворник Секретарь Парикмахер Повар Архитектор Фотограф Космонавт Студент Программист Ученый Директор Бухгалтер Вывод. Все больше расширяются области применения ЭВМ. С помощью компьютерных систем осуществляется ведение документации, обеспечивается электронная почта связь с банками данных. Сети ЭВМ связывают разных пользователей, расположенных в одном учреждении или на далеком расстоянии. Компьютеры применяются при решении широкого круга производственных задач. Инженеры и архитекторы применяют компьютеры при проектировании. В магазинах применение компьютера позволяет ускорить расчет с покупателями, дает возможность держать под контролем количество проданного и имеющегося товара. Компьютер - неотъемлемый инструмент для работы в медицине, банковском деле, для правоохранительных органов. Компьютер выступает как средство общения людей. 2 урок Тестовая работа 1. Практическая работа. Тест Данные тесты предлагаются для проверки базовых и начальных знаний по разным предметам, связанным с компьютерными технологиями и выявления уровня логического и аналитического мышления, внимания, оперативной памяти. Задачи на внимательность: № 1, 2, 8 Задачи на логику: № 6, 8 Задачи на мышление: № 3, 7 Задачи на смекалку: № 9-11 Задачи на выявление базовых знаний: № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Задачи на оперативную память: № 1, 5 Записать числа по возрастанию: |
61 | 2 | -27 | -10 | -3 | | -15 | 72 | 99 | -41 | 33 | | 0 | -39 | 29 | 55 | -32 | | 14 | 45 | -5 | 1 | 12 | | -76 | -11 | 8 | -93 | -22 | | |
Сколько треугольников на рисунке: Расставьте арифметические знаки между числами: 3 4 5 2 7 1 = 10 Как переводятся с английского слова: Mouse, Line, Window, Help? Определите на глаз равные друг другу отрезки 3 4 7 2 8 9 1 5 6 13 10 11 12 Какой из предметов не входит в общую группу? Составьте предложение из слов: дети, компьютер, обучение, школа. Какие слова, на ваш взгляд, связаны с вычислительной техникой (компьютером): Принтер, диск, транзистор, ручка, файл, паяльник, мышь, кран, сканер, провод, стол, системный блок, отвертка, пол, монитор, коробка, свет, излучение, обучение, модем, тетрадь, программа, линия, окно. Задачи на смекалку Один рыбак поймал за час три рыбки. Сколько другой рыбак поймает за 2 часа? Палку нужно распилить на десять частей. Сколько распилов потребуется? Врач прописал больному 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Сколько времени уйдет на прием таблеток? 1.2.Ответы: 1. -93, -76, -41, -39, -32, -27, -22, -15, -11, -10, -5, -3, 0, 1, 2, 8, 12, 14, 29, 33, 45, 55, 61, 72, 99 2. 12 3. 3*4-5*2+7+1=10 4. мышь, линия, окно, помощь 5. 1,6,11 и 3, 7, 9 и 5, 13 6. круг (ТРЕТИЙ) 7. - 8. Принтер, диск, файл, мышь, сканер, провод, системный блок, монитор, излучение, обучение, модем, программа. 9. неизвестно 10. 9 11. 1 час 3 урок. Условия труда. Инструктаж по ТБ и ПБ. Знакомство с рабочим местом. Выбор темы творческого проекта 1. Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ и ПБ Зачитать инструктаж по ТБ и ПБ. Правила поведения в кабинете информатики. При входе в кабинет ВТ не толкаться в дверях, спокойно занять свое рабочее место, ничего не трогая на столе. В кабинете ВТ запрещается находиться в верхней одежде и без сменной обуви. Нахождение в кабинете без учителя также запрещено. В случае не исправности машины доложить педагогу, не принимая самостоятельных мер. В кабинете запрещено: трогать разъемы соединительных проводов; прикасаться к проводам питания; прикасаться к экрану и задней стенке монитора; работать на клавиатуре при выключенном напряжении; работать на ЭВМ во влажной одежде и с мокрыми руками; класть вещи на составные части ЭВМ. Перед началом работы на ЭВМ: - убедиться в отсутствии видимых неисправностей; - приступать к работе только по указанию учителя. По окончании работы на ЭВМ: - привести рабочее место в порядок; - выключить компьютер. 2. Изучение рабочего места Внешнее устройство компьютера. Рабочее место состоит из следующих компонентов: - монитор, устройство осуществляющее отображение информации на экране; - клавиатура, стандартное устройство для ввода данных в компьютер; - мышь, устройство позиционирования, обеспечивающее удобную работу; - колонки; - наушники; - принтер; - сканер; ... 3. Практическая работа Учащимся предлагается разделиться на группы и обдумать свой проект. Разработать свою компанию, определить род ее деятельности, описать иерархию управления, разработать рекламу- вывеску и эмблему (логотип) компании. Просмотр готовых проектов, выполненных предыдущими учениками, их оценка и анализ. (2 занятие) 1 урок. Понятие информации. Представление информации. Психологическая характеристика труда 1. Изложение нового материала Понятие информации. Носители информации. Виды информации. Кодирование и измерение информации. Термин «информация» (от латинского “information” - разъяснение, представление) является основным понятием науки информатики, которая определяется как ввод. Переработка, хранение, вывод и передача информации с помощью ЭВМ. В качестве источника информации может выступать некоторый материальный объект, который излучает сигналы различного вида (электромагнитные, световые, звуковые, текстовые и т.д.). Эти сигналы приходят к приемнику информации. Информация - это сообщение о состоянии и свойствах объекта, явления, процесса, это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых мозгом человека или техническим устройством. Сигналы, с помощью которых представляется информация, могут быть представлены в непрерывной (аналоговой) и дискретной форме. Информация по способу восприятия ее человеком подразделяется на визуальную, звуковую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Хранение, кодирование и преобразование данных. Хранение информации в памяти ЭВМ - одна из основных функций компьютера. Любая информация хранится с использованием особой символьной формы, которая использует бинарный (двоичный) набор изображающих знаков: (0 и 1). Выбор такой формы определяется реализацией аппаpатуpы ЭВМ (электронными схемами), составляющими схемотехнику компьютера, в основе которой лежит использование двоичного элемента хранения данных. Такой элемент (триггер) имеет два устойчивых состояния, условно обозначаемых как 1 (единица) и 0 (ноль), и способен хранить минимальную порцию информации, называемую бит (этот термин произведен от английского "binary digit" - двоичная цифра). Таким образом, бит - минимальная единица измерения информации. Преобразование информации из любой привычной нам формы (естественной формы) в форму хранения данных в компьютере (кодовую форму) связано с процессом кодирования. В общем случае этот процесс перехода от естественной формы к кодовой основан на изменении набора изображающих знаков (алфавита). Напpимеp, любой изображающий знак естественной формы (символ) хранится в памяти ЭВМ в виде кодовой комбинации из 8-ми бит, совокупность которых образует байт - основной элемент хранения данных в компьютере. Обратный процесс перехода от кодовой формы к естественной называется декодированием. Набор правил кодирования и декодирования определяет кодовую форму представления данных или просто код. Одни и те же данные могут быть представлены в компьютере в различных кодах и соответственно по разному интеpпpетиpованы исполнительной системой компьютера.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|