на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Программирование
p align="left">R Y S ,

причем Y (компьютерная подпись) позволяет адресату установить истинность клиента, а S как бы скрепляет защищаемое сообщение Rс компьютерной подписью Y. В связи с этим будем называть число S электронной (компьютерной) печатью. В ПС определена еще одна функция Notary, по которой получатель защищаемого сообщения проверяет истинность передаваемого сообщения:

Notary(R,Y,S).

Эта позволяет однозначно установить, что сообщение R принадлежит владельцу секретного слова X.

Защита от защиты необходима в том случае, когда пользователь забыл (или потерял) свой пароль. Для такого случая должна быть предусмотрена возможность для особого пользователя (администратора ПС), отвечающего за функционирования системы защиты, производить временное снятие защиты от несанкционированного доступа для хозяина забытого пароля с целью дать ему возможность зафиксировать новый пароль.

Литература к лекции 11.

11.1. И.С. Березин, Н.П. Жидков. Методы вычислений, т.т. 1 и 2. - М.: Физматгиз, 1959.

11.2. Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М.Кобельков. Численные методы. - М.: Наука, 1987.

11.3. Г. Майерс. Надежность программного обеспечения. - М.: Мир, 1980. С. 127-154.

11.4. А.Н. Лебедев. Защита банковской информации и современная криптография//Вопросы защиты информации, 2(29), 1995.

Лекция 12. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА

12.1. Общая характеристика процесса обеспечения качества программного средства.

Как уже отмечалось в лекции 4, спецификация качества определяет основные ориентиры (цели), которые на всех этапах разработки ПС так или иначе влияют при принятии различных решений на выбор подходящего варианта. Однако, каждый примитив качества имеет свои особенности такого влияния, тем самым, обеспечения его наличия в ПС может потребовать своих подходов и методов разработки ПС или отдельных его частей. Кроме того, отмечалась также противоречивость критериев качества ПС и выражающих их примитивов качества: хорошее обеспечение одного какого-либо примитива качества ПС может существенно затруднить или сделать невозможным обеспечение некоторых других из этих примитивов. Поэтому существенная часть процесса обеспечения качества ПС состоит из поиска приемлемых компромиссов. Эти компромиссы частично должны быть определены уже в спецификации качества ПС: модель качества ПС должна конкретизировать требуемую степень присутствия в ПС каждого его примитива качества и определять приоритеты достижения этих степеней.

Обеспечение качества осуществляется в каждом технологическом процессе: принятые в нем решения в той или иной степени оказывают влияние на качество ПС в целом. В частности и потому, что значительная часть примитивов качества связана не столько со свойствами программ, входящих в ПС, сколько со свойствами документации. В силу отмеченной противоречивости примитивов качества весьма важно придерживаться выбранных приоритетов в их обеспечении. Но во всяком случае полезно придерживаться двух общих принципов:

сначала необходимо обеспечить требуемую функциональность и надежность ПС, а затем уже доводить остальные критерии качества до приемлемого уровня их присутствия в ПС;

нет никакой необходимости и может быть даже вредно добиваться более высокого уровня присутствия в ПС какого-либо примитива качества, чем тот, который определен в спецификации качества ПС.

Обеспечение функциональности и надежности ПС было рассмотрено в предыдущей лекции. Ниже обсуждается обеспечение других критериев качества ПС.

12.2.. Обеспечение легкости применения программного средства

П-документированость ПС определяет состав пользовательской документации

В предыдущей лекции было уже рассмотрено обеспечение двух из пяти примитивов качества (устойчивость и защищенность), которые определяют легкость применения ПС.

П-документированность и информативность определяют состав и качество пользовательской документации (см. следующую лекцию).

Коммуникабельность обеспечивается созданием подходящего пользовательского интерфейса и соответствующей реализации исключительных ситуаций. В чем здесь проблема?

12.3. Обеспечение эффективности программного средства.

Эффективность ПС обеспечивается принятием подходящих решений на разных этапах его разработки, начиная с разработки его архитектуры. Особенно сильно на эффективность ПС (особенно по памяти) влияет выбор структуры и представления данных. Но и выбор алгоритмов, используемых в тех или иных программных модулях, а также особенности их реализации (включая выбор языка программирования) может существенно повлиять эффективность ПС. При этом постоянно приходится разрешать противоречие между временной эффективностью и эффективностью по памяти. Поэтому весьма важно, чтобы в спецификации качества было явно указано количественное соотношение между показателями этих примитивов качества или хотя бы заданы количественные границы для одного из этих показателей. И все же разные программные модули по-разному влияют на эффективность ПС в целом: и по вкладу в общие затраты ПС по времени и памяти, и по влиянию на разные примитивы качества (одни модули могут сильно влиять на достижение временной эффективности и практически не влиять на эффективность по памяти, а другие могут существенно влиять на общий расход памяти, не оказывая заметного влияния на время работы ПС). Более того, это влияние (прежде всего в отношении временной эффективности) заранее (до окончания реализации ПС) далеко не всегда можно правильно оценить.

С учетом сказанного, рекомендуется придерживаться следующих принципов для обеспечения эффективности ПС:

сначала нужно разработать надежное ПС, а уж потом добиваться требуемой его эффективности в соответствии со спецификацией качества этого ПС [12.2, 12.3];

для повышения эффективности ПС используйте прежде всего оптимизирующий компилятор - это может обеспечить требуемую эффективность [12.3];

если достигнутая эффективность ПС не удовлетворяет спецификации его качества, то найдите самые критические модули с точки зрения требуемой эффективности ПС (в случае временнoй эффективности для этого потребуется получить распределение по модулям времени работы ПС путем соответствующих измерений во время выполнения ПС); эти модули и попытайтесь оптимизировать в первую очередь путем их ручной переделки [12.3];

не занимайтесь оптимизацией модуля, если этого не требуется для достижения требуемой эффективности ПС.

12.4. Обеспечение сопровождаемости.

С-документированность, информативность и понятность определяют состав и качество документации по сопровождению (см. следующую лекцию). Кроме того, относительно текстов программ (модулей) можно сделать следующие рекомендации.

используйте в тексте модуля комментарии, проясняющие и объясняющие особенности принимаемых решений; по-возможности, включайте комментарии (хотя бы в краткой форме) на самой ранней стадии разработки текста модуля [12.3];

используйте осмысленные (мнемонические) и устойчиво различимые имена (оптимальная длина имени - 4-12 литер, цифры - в конце), не используйте сходные имена и ключевые слова [12.2, 12.3];

соблюдайте осторожность в использовании констант (уникальная константа должна иметь единственное вхождение в текст модуля: при ее объявлении или, в крайнем случае, при инициализации переменной в качестве константы [12.2]);

не бойтесь использовать не обязательные скобки (скобки обходятся дешевле, чем ошибки [12.3 ];

размещайте не больше одного оператора в строке; для прояснения структуры модуля используйте дополнительные пробелы (отступы) в начале каждой строки [12.2, 12.3];

избегайте трюков, т.е. таких приемов программирования, когда создаются фрагменты модуля, основной эффект которых не очевиден или скрыт (завуалирован), например, побочные эффекты функций [12.2].

Расширяемость обеспечивается созданием подходящего инсталятора.

Структурированность и модульность упрощают как понимание текстов программ, так и их модификацию.

12.5. Обеспечение мобильности.

Литература к лекции 12.

12.1. Ian Sommerville. Software Engineering. - Addison-Wesley Publishing Company, 1992. P.

12.2. Г.Майерс. Надежность программного обеспечения. - М.: Мир, 1980. С. 127-154.

12.3. Д.Ван Тассел. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. - М.: Мир, 1985. С. 8-44, 117-178.

12.4. Документация пользователя программного обеспечения/Стандарт ANSI/IEEE 1063-1987.

Лекция 13. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

13.1. Документация, создаваемая в процессе разработки программных средств.

При разработке ПС создается большой объем разнообразной документации. Она необходима как средство передачи информации между разработчиками ПС, как средство управления разработкой ПС и как средство передачи пользователям информации, необходимой для применения и сопровождения ПС. На создание этой документации приходится большая доля стоимости ПС.

Эту документацию можно разбить на две группы [13.1]:

Документы управления разработкой ПС.

Документы, входящие в состав ПС.

Документы управления разработкой ПС (process documentation), протоколируют процессы разработки и сопровождения ПС, обеспечивая связи внутри коллектива разработчиков и между коллективом разработчиков и менеджерами (managers) - лицами, управляющими разработкой. Эти документы могут быть следующих типов [13.1]:

Планы, оценки, расписания. Эти документы создаются менеджерами для прогнозирования и управления процессами разработки и сопровождения.

Отчеты об использовании ресурсов в процессе разработки. Создаются менеджерами.

Стандарты. Эти документы предписывают разработчикам, каким принципам, правилам, соглашениям они должны следовать в процессе разработки ПС. Эти стандарты могут быть как международными или национальными, так и специально созданными для организации, в которой ведется разработка данного ПС.

Рабочие документы. Это основные технические документы, обеспечивающие связь между разработчиками. Они содержат фиксацию идей и проблем, возникающих в процессе разработки, описание используемых стратегий и подходов, а также рабочие (временные) версии документов, которые должны войти в ПС.

Заметки и переписка. Эти документы фиксируют различные детали взаимодействия между менеджерами и разработчиками.

Документы, входящие в состав ПС (product documentation), описывают программы ПС как с точки зрения их применения пользователями, так и с точки зрения их разработчиков и сопроводителей (в соответствии с назначением ПС). Здесь следует отметить, что эти документы будут использоваться не только на стадии эксплуатации ПС (в ее фазах применения и сопровождения), но и на стадии разработки для управления процессом разработки (вместе с рабочими документами) - во всяком случае они должны быть проверены (протестированы) на соответствие программам ПС. Эти документы образуют два комплекта с разным назначением:

Пользовательская документация ПС (П-документация).

Документация по сопровождению ПС (С-документация).

13.2. Пользовательская документация программных средств.

Пользовательская документация ПС (user documentation) объясняет пользователям, как они должны действовать, чтобы применить данное ПС. Она необходима, если ПС предполагает какое-либо взаимодействие с пользователями. К такой документации относятся документы, которыми руководствуется пользователь при инсталяции ПС (при установке ПС с соответствующей настройкой на среду применения ПС), при применении ПС для решения своих задач и при управлении ПС (например, когда данное ПС взаимодействует с другими системами). Эти документы частично затрагивают вопросы сопровождения ПС, но не касаются вопросов, связанных с модификацией программ.

В связи с этим следует различать две категории пользователей ПС: ординарных пользователей ПС и администраторов ПС. Ординарный пользователь ПС (end-user) использует ПС для решения своих задач (в своей предметной области). Это может быть инженер, проектирующий техническое устройство, или кассир, продающий железнодорожные билеты с помощью ПС. Он может и не знать многих деталей работы компьютера или принципов программирования. Администратор ПС (system administrator) управляет использованием ПС ординарными пользователями и осуществляет сопровождение ПС, не связанное с модификацией программ. Например, он может регулировать права доступа к ПС между ординарными пользователями, поддерживать связь с поставщиками ПС или выполнять определенные действия, чтобы поддерживать ПС в рабочем состоянии, если оно включено как часть в другую систему.

Состав пользовательской документации зависит от аудиторий пользователей, на которые ориентировано данное ПС, и от режима использования документов. Под аудиторией здесь понимается контингент пользователей ПС, у которого есть необходимость в определенной пользовательской документации ПС [13.2]. Удачный пользовательский документ существенно зависит от точного определения аудитории, для которой он предназначен. Пользовательская документация должна содержать информацию, необходимую для каждой аудитории. Под режимом использования документа понимается способ, определяющий, каким образом используется этот документ. Обычно пользователю достаточно больших программных систем требуются либо документы для изучения ПС (использование в виде инструкции), либо для уточнения некоторой информации (использование в виде справочника).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.