на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка технологии компьютерного тестирования
качестве дополнительного (справочного) материала могут выступать:

· терминологический словарь;

· поясняющие расшифровки по тексту;

· ссылки на рекомендуемую дополнительную литературу;

· справочные данные;

а также иные текстовые и графические материалы, не включенные авторами в состав основного материала.

Терминологический словарь должен охватывать все термины, которые могут быть непонятны наиболее слабому студенту, и не допускать разночтений определений этих терминов в учебном материале и внутри словаря. Автор должен предусмотреть в словаре перекрестные ссылки (если в расшифровке одного термина имеется ссылка на другой).

Поясняющие расшифровки по тексту - пояснения вызываются студентом только в том случае, если они ему действительно необходимы или интересны.

Ссылки на рекомендуемую дополнительную литературу должны быть адресными, с указанием параграфов или страниц. Если фрагмент, на который ссылается автор, сравнительно невелик (1-- 2 страницы), то, как правило, целесообразно поместить его в приложение к КОПР, чтобы избавить студента от необходимости поиска и просмотра дополнительной информации.

В качестве справочных данных следует приводить те сведения, которые:

· могут понадобиться при решении расчетных задач;

· могут послужить иллюстрацией теоретических построений.

Следует очень внимательно подходить к вопросу отбора справочных данных. Так, в состав КОПР необходимо включать только реально необходимое количество справочных данных. В слишком обширных справочных данных трудно ориентироваться, а недостаток данных, необходимых для решения задач, может вызвать многочисленные вопросы или длительные поиски нужных сведений в специальной литературе, что, в конечном счете, скажется на качестве обучения.

2 Технология создания тестирующих программ

2.1 Требования к тестирующим программам

Требования к построению тестовых заданий уже достаточно устоялись, и в системе Минобразования РФ их перечень примерно тот же. Так, в утвержденных ВТУ и согласованных в августе 1999 г. с Минобразования "Требованиях к программно-педагогическим тестам, тестовым заданиям и технологии компьютерного тестирования" содержатся следующие требования [1].

Базовыми требованиями к содержанию тестов являются:

· соответствие квалификационным требованиям, профессиям и должностям;

· преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам;

· соответствие объемам учебных программ;

· ориентация на высокие технологии обучения.

Требования к программно-педагогическим тестовым заданиям:

· содержание тестового задания должно требовать от испытуемого однозначного ответа;

· содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение ответа только по одной задаче из конкретной области знаний;

· следует избегать тестовых заданий, требующих развернутых ответов;

· основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены;

· определяющий признак и определяемые термины в тестовом задании должны обозначать одни и те же предметы;

· в тестовом задании определяющий признак должен быть необходимым и достаточным;

· тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на испытуемых с заданным (исходным) уровнем подготовки по конкретной предметной области;

· тестовое задание должно формулироваться в утвердительном или повелительном предложениях;

· при конструировании тестовых заданий необходимо применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания задания;

· количество слов в тестовом задании не должно превышать 10;

· среднее время ответа испытуемого на тестовое задание не должно превышать 5 минут.

Как видим, эти требования в целом соответствуют ранее изложенным. Имеющиеся же дополнительные требования (количество слов в тестовом задании не должно быть больше 10, задание должно формулироваться в утвердительном или повелительном наклонении) представляются разумными как рекомендации, но достаточно спорными, если полагать их обязательными.

2.2 Методология подготовки тестовых заданий

При дистанционном обучении большую важность приобретает контроль качества знаний. Поэтому особое внимание в КОПР должно быть уделено заданиям для самоконтроля и контроля.

Методология построения тестов для самоконтроля и контроля знаний в целом сходная. Однако есть и различия. Так, прямое и единственное назначение контрольных тестов - проверка усвоения знаний студентом по изучаемой дисциплине, в то время как задания для самоконтроля включают в себя и элементы обучения - ведь студенту сообщаются правильные ответы. Исходя из этого требования к корректности составления контрольных тестов более жесткие, поскольку исследуемый уровень знаний должен быть адекватно отражен некими количественными показателями. Поэтому далее при рассмотрении методики подготовки тестовых заданий мы будем говорить преимущественно о контрольных тестах.

Для того чтобы подготовленные тесты действительно позволяли оценить степень усвоения учебного материала, они должны быть составлены в соответствии с определенными требованиями классической теории тестирования, которые будут изложены далее. Кроме того, при написании тестовых заданий для компьютерных обучающих программ необходимо также учитывать специфику компьютерных тестов, обусловливающую их достоинства и некоторые недостатки.

К достоинствам компьютерной формы тестирования следует отнести:

· объективность тестирования - ЭВМ "беспристрастна" при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выполнения;

· удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ;

· возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера (с использованием графических, динамических, интерактивных и других специфических возможностей представления тестовых заданий на компьютере)

Недостаток компьютерного тестирования заключается в том, что от испытуемого требуются хотя бы минимальные навыки работы с ЭВМ. Поэтому надо составлять тесты таким образом, чтобы испытуемый не тратил больших усилий и внимания на восприятие вопроса и выбор ответа, и это не влияло бы на показанный результат. Правда, для тестирования студентов МАИ подобное ограничение не столь актуально, поскольку все они имеют навыки работы за компьютером.

Согласно теории тестирования [2], тест может быть охарактеризован как эффективный, если он удовлетворяет требованиям, относящимся к следующим его характеристикам:

· Валидность;

· Надежность;

· Дискриминативность;

· Шкалирование.

При подготовке тестовых заданий для контроля усвоения учебного материала необходимо последовательно решить следующие вопросы:

· каково должно быть содержание тестовых заданий;

· как правильно сконструировать тестовые задания;

· как правильно составить из тестовых заданий тесты;

· как убедиться в валидности, надежности, дискриминативности тестов и при необходимости скорректировать их.

2.3 Требования к содержанию тестовых заданий

Содержание тестовых заданий для контроля усвоения знаний по конкретной дисциплине определяется в первую очередь учебной программой этой дисциплины, которая в свою очередь составляется в соответствии с государственным образовательным стандартом. Автор должен определить наиболее существенные, важные, характерные понятия и определения курса, для проверки понимания которых и будут далее сформулированы тестовые задания. Таким образом, содержательная валидность теста обеспечивается авторами учебных материалов.

После того как содержание будущего теста определено, необходимо облечь его в конкретную форму, т. е. сконструировать тестовое задание. Это сложный и неформальный этап подготовки тестовой базы, требующий от автора творческого подхода, знания основ теории тестирования, педагогического опыта. Поэтому остановимся на нем подробнее.

В тестах следует выделить следующие возможные формы тестовых заданий [3]:

· закрытая (в том числе задания с несколькими вариантами выбора и альтернативные задания);

· открытая;

· на установление соответствия;

· на установление правильной последовательности.

Закрытые задания наиболее часто встречающиеся на практике, состоят из двух частей:

· основной части, содержащей утверждение или вопрос;

· вариантов выбора, или некоторого количества возможных ответов, из которых тестируемый должен выбрать правильный ответ.

Если в задании представлены только два варианта выбора -- "да" и "нет", то такое задание называется альтернативным.

При формировании задания с несколькими вариантами выбора следует учитывать следующие правила [1]:

1. Задание должно быть записано настолько просто, насколько это возможно для его точного понимания. В формулировке вопроса не следует использовать отрицание, а также такие слова, в которых содержатся двусмысленность или противоречие;

2. Все неверные варианты ответа, называемые дистракторами, должны быть такими, чтобы привлечь внимание отвечающего. Чем больше будет неэффективных дистракторов (а тем более заведомо неприемлемых), тем проще становится задание;

3. Ответ на один вопрос не должен давать ключа к остальным (т. е. не рекомендуется использовать одни и те же варианты ответов в различных заданиях, если они могут навести отвечающего на правильный ответ);

4. Следует избегать тестирования тривиального ввиду простоты его обнаружения;

5. Следует учитывать компьютерную специфику заданий, выбирая понятные для тестируемого и удобные для разработчика способы их реализации.

Оптимальное количество вариантов ответов в закрытых заданиях: 4 - 6. Допускается и иное количество вариантов. Однако надо иметь в виду, что систематическое использование большого количества вариантов утомляет тестируемого. Меньшее же число вариантов упрощает задачу отвечающего, повышая вероятность угадывания верного ответа. Именно поэтому альтернативные задания хотя и достаточно широко применяются в тестировании, но по эффективности уступают заданиям с несколькими вариантами ответов, хотя сконструировать их гораздо проще.

По классической теории тестирования [2], в закрытом задании должен быть только один правильный вариант ответа. При компьютерном тестировании, однако, допускается и такая формулировка задания, когда для его правильного решения необходимо отметить несколько вариантов ответа. Такое построение также уменьшает вероятность угадывания правильного решения.

Недопустима такая формулировка закрытого задания, когда для правильного его решения необходимо отметить все варианты ответов. Точно так же неприемлемо, если среди перечисленных вариантов ответов нет ни одного правильного.

Задания в открытой форме требуют ответа, сформулированного самим обучаемым. Строго говоря [2], задания в открытой форме подразделяются на задания со свободным (т. е. произвольным) ответом и на задания с ограничениями на ответ.

Задания со свободными ответами для компьютерного тестирования можно включать в тестирование только в том случае, когда программа точно может оценить, правильно ли был дан ответ или нет.

Применимость открытых заданий с ограничениями на ответ студента не вызывает сомнений. К числу возможных ограничений могут относиться:

· ограничение по количеству слов в ответе (в явном виде указывается, что ответ должен быть сформулирован, например, одним словом или двумя словами);

· ограничение по характеру вводимой информации (численная или текстовая);

· ограничения в формате ввода ответа, например:

- указание в явном виде, сколько слов должен содержать ответ (рекомендуется не более двух) или ограничение длины поля ввода;

- указание, какого рода информация должна вводиться (численная, текстовая);

- указание, в каком формате должны быть введены дробные числа, а если в формате десятичной дроби -- то с какой точностью;

- указание, как надо вводить символы, отсутствующие на клавиатуре, например, (бесконечность).

При формулировке ограничений следует исходить из того, что все они вводятся с единственной целью: чтобы тестирующая программа могла сравнить ответ обучаемого с хранящимся в памяти правильным ответом (возможно, с несколькими предусмотренными автором модификациями правильного ответа) и выявить их соответствие или несоответствие.

Правила 1, 4 и 5, изложенные при рассмотрении закрытых форм тестовых заданий, остаются актуальными и для открытых.

Пристального внимания требуют также задания на установление соответствия. В традиционной своей форме они предлагают испытуемому две группы элементов, и ему необходимо связать каждый элемент первой группы с одним или несколькими элементами второй. При этом количество элементов во второй группе должно быть не меньше, чем в первой (рекомендуется на 2-3 больше, чтобы повысить сложность задания).

Для составления эффективных заданий по-прежнему следует придерживаться правил 1, 3-5, изложенных при разборе закрытой формы заданий (а если имеются также и "отвлекающие" дистракторы, то всех пяти правил).

Задания на соответствие более сложны и в общем случае более эффективны, чем задания в закрытой форме. Об этом можно судить хотя бы по тому, что каждое задание на соответствие можно представить в виде набора заданий с несколькими вариантами ответов или еще большего количества альтернативных заданий.

Суммируя вышесказанное, можно добавить, что одни и те же задания часто могут предлагаться в различных формах. Следует выбирать ту из них, в которой вопрос формулируется более кратко и понятно, а вероятность угадывания правильного ответа меньше. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, чтобы задание не содержало в себе подсказки для ответов на другие задания. Если задания в различных формах выглядят в равной степени эффективными, го предпочтительней тот тип, который менее всего представлен: разнообразие форм заданий уменьшает монотонность теста и, соответственно, снижает утомляемость. Потому что степень успешности выполнения теста достижений должна определяться уровнем усвоения знаний, а не выносливостью или усидчивостью. В противном случае тест автоматически становится невалидным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.