на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экскурсия по главной улице города Барнаула

Экскурсия по главной улице города Барнаула

Глава 1 История главной улицы города Барнаула

1.1 Методологические основы экскурсионного дела

Экскурсия - это процесс наглядного познания окружающего мира особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения.

Экскурсия - это тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

* протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

* наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

* наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

* показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

* передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

* целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант - это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;

2) субъект, участник экскурсии.

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. [55, стр.84]

Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1.Предварительная работа - подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2.Непосредственная разработка самой экскурсии - составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии. [55, стр.82]

Понятие включает в себя:

* общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

* частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.

Методика или приемы:

* анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;

* синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;

* ассоциация по времени;

* ассоциация по единству;

* словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

* наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);

* осмотр объекта;

* метод наблюдения.

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени. [55, стр.104]

Это следующие признаки:

* по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;

* по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;

*по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;

*по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;

*по логическому построению: аналитические, синтетические;

*по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на:

*обзорные;

*тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотомны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития. [55, стр.125]

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

1. исторические - делятся на:

*историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Барнаула»);

*археологические;

*этнографические;

*военно-исторические.

2. производственные - делятся на:

*производственно-экономические;

*производственно-исторические;

*производственно-технические;

*производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

4. искусствоведческие - подразделяются на:

*театральные (например, "Екатеринбург театральный");

*историко-музейные (скульптуры);

*музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);

5. литературные

*литературно-биографические;

*историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);

*литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;

*архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.

По составу участников экскурсии делятся на:

*взрослую аудиторию и детей;

*местное население и приезжих туристов;

*городское и сельское население;

*организованные группы и индивидуалов.

По месту проведения экскурсии делятся на:

*городские;

*загородные;

*производственные;

*музейные.

По способу передвижения:

*пешеходные;

*транспортные;

*экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

По форме проведения:

*экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;

*экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;

*экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.

Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:

*образовательная;

*воспитательная;

*рекреационная;

*рекламная;

*коммуникативная.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление. Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении - чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта. Логическое познание - это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта. [55, стр.136]

Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии:

*построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;

*стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;

*вооружить навыками самостоятельного наблюдения;

*стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.

Таким образом, сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.

1.2 Архитектура проспекта Ленина

С середины XIX и вплоть до начала XX века в городской застройке доминировала эклектика. Образцом Барнаульской эклектики может служить застройка ул. Толстого, на которой были выстроены магазины купцов Морозова, Смирнова.

Первой была заложена гостиница на 217 мест. Архитектурный облик первой в Барнауле современной гостиницы заметно отличается от общественных зданий 20-х - начала 30-х гг.

В соответствии с генеральным планом в этот период на Ленинском проспекте строятся еще два крупных здания: в 1938г.- 50- квартирный дом и в 1940г.- жилое здание Крайисполкома (архитектор- А.Б. Баранский). По замыслу В.К. Александрова - автора генерального плана - это крупногабаритные жилые здания наряду с общественными должны были задать новый масштаб застройки главной улицы Барнаула.

На участке по ул. Партизанской до ул. Молодежной сосредотачиваются общественные, торговые, и административно-хозяйственные здания. По большей части проспекта уложено мощное бетонное основание под проезжую часть, в 1970-х. гг. производилась реконструкция бульвара по всей его длине. Были приведены в порядок деревья, посажены новые, появились красивые цветники, обновлены памятники [10, с.47].

Застройка проспекта Ленина является удачным примером в архитектуре городов Сибири с точки зрения решения цвета в ансамбле магистрали на отрезке между площадью Октября и площадью Советов. Богатая палитра красок, коричневых, зеленых - слагает цветовой строй магистрали. Цветовая композиция удачно увязана с планировочной и объемной структурой отдельных частей застройки и основана на принципе акцентирования цветом общественных зданий на фоне малонасыщенных бледных тонов жилой застройки. В целом, тональная ясность цвета архитектуры во взаимодействии с красками окружающей зелени вносит жизнерадостный тон в сложившийся ансамбль зданий Ленинского проспекта.

В этот период на проспекте были построены такие здания, как медицинский институт (архитектор - В.Л. Казаринов), жилые дома (архитектор - Павлов), стройбанк (архитектор - В.Л. Казаринов), жилой дом с башней и шпилем на углу Октябрьской площади (архитектор - Ф.К. Додица) [13, стр.69].

Самым крупным торговым зданием в Барнауле в этот период был пассаж Смирнова. П-образное в плане, здание занимало целый квартал на Московском проспекте, выходя двумя другими фасадами на улицы Иркутскую (ныне ул. Пушкина) и Кузнецкую (ныне ул. Гоголя). Двухэтажный в центре, трехэтажный в боковых крыльях, увенчанный куполами, со шпилями, с большими витражами пассаж был типичным образцом эклектики. Однако, здание не сохранилось.

Все фасады зданий, как общественных, так и жилых, перенасыщены в одинаковой степени ордерным декором. Это делает застройку проспекта несколько однообразной и ведет к декоративной перегрузке архитектуры зданий. Почти все жилые здания имеют ордерные формы, преимущественно небольшого рельефа пилястры. Обилие мелких архитектурных деталей (рваный камень, угловых рустов, замковых камней, русты первых этажей, обелиски на парапетах, балюстрады, фальшивые балконы, оконные обрамления и проч.) снижает качество их архитектуры. Впечатление общего единства застройки придает штукатурная отделка фасадов и единые приемы их окраски [3].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.