Использование кругового метода в спортивной тренировке гиревиков
44 ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛАПАЕВ Антон Олегович студент V курса ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВОГО МЕТОДА В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ГИРЕВИКОВ Дипломная работа Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент БАЛАНДИН Виктор Петрович Пенза 2005г. ОГЛАВЛЕНИЕ |
Введение | 3 | | Глава 1. Научно-теоретические аспекты круговой тренировки в спорте 1.1. Сущность круговой тренировки 1.2. Критерии отбора упражнений в комплексы круговой тренировки 1.2.1. Энергообеспечение двигательной деятельности 1.2.2. Характеристика физических упражнений применяемых в круговой тренировке 1.2.3. Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке 1.2.4. Перенос тренированности и повышение эффекта круговой тренировки | 5 5 10 10 12 19 23 | | Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 2.1. Задачи исследования 2.2. Методы исследования 2.3. Организация исследования Глава 3. Круговая тренировка в гиревом спорте 3.1. Методические правила круговой тренировки 3.2. Техника соревновательных упражнений 3.3. Комплексы круговой тренировки и методика их применения в процессе тренировки гиревиков Выводы Указатель литературных источников | 26 26 26 26 28 28 32 36 40 41 | | |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Упражнения с гирями являются в России истинно народным видом спорта. На праздниках и гуляниях издревле проводились состязания силачей. Как средство физической культуры, упражнения с гирями начали применятся в России в конце 19-го столетия. Периодом становления современного гиревого спорта считаются 60-е годы прошлого столетия. В 70-х годах гиревой спорт был включен в ЕВСК, в раздел национальных видов спорта. А в 90-е годы гиревой спорт вышел на международную арену. Разработаны нормативы мастера спорта международного класса. В связи с возрастающими требованиями предъявляемыми к физической подготовленности гиревиков предается большое значение вопросам совершенствования структуры тренировочного процесса (Е.Н.Захаров и др., 1994; В.А. Поляков, В.И.Воропаев, 1988 и др.). Одной из наиболее актуальных проблем повышения эффективности тренировочного процесса является его интенсификация, то есть увеличение работы с интенсивностью, стимулирующей у спортсменов рост общей и специальной подготовленности в ходе всего тренировочного процесса. Эффективность решения данной проблемы зависит от повышения сопряженности, устранения нежелательного явления диссоциации ведущих физических качеств и расширения вариативности в процессе подготовки спортсменов (А.Е.Гульянц, 1987; Л.П.Матвеев, 1999; Ю.В.Веркошанский, 1988, и др.). Изучение литературных источников позволяет нам выдвинуть предположение о том, что наиболее рациональным путем повышения эффективности как отдельного занятия, так и всего учебно-тренировочного процесса может служить применение методов круговой тренировки, разработанных английскими учеными Р. Морганом и Г. Адемсоном (1958). Объект исследования: система подготовки спортсменов-гиревиков. Предмет исследования: методика использования методов круговой тренировки в процессе тренировки гиревиков. Цель исследования: совершенствование методики физической подготовки гиревиков посредством применения методов круговой тренировки. Рабочей гипотезой явилось предположение, что использование методов круговой тренировки силовой направленности в процессе спортивной подготовки гиревиков, позволит усовершенствовать физическую подготовленность спортсменов. Глава 1 Научно - теоретические аспекты круговой тренировки в спорте 1.1. Сущность круговой тренировки Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных органи-зационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполня-ются занимающимися как бы по кругу. Круговая тренировка была разработана английскими специалиста-ми Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел БД. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д.Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55% времени основной части занятий. Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отраже-ние в работах немецкого специалиста М. Шолиха, отечественных уче-ных Л. Геркана, X. Муртазина и М. Пейсахова, Г. Хачатурова, В.В. Чунина. Полторы тысячи упражнений, сгруппированных по принципу раз-вития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, вынос-ливости, предложены И.А. Гуревичем. Для повышения моторной плотно-сти учебно-тренировочных занятий И.А. Гуревич предложил ввести в них элементы либо целые комплексы круговой тренировки. С позиций концепции П.К. Анохина о функциональной системе рассматриваются вопросы круговой тренировки В.Н. Кряжем. Примени-тельно к подготовительному отделению и группам спортивного совершен-ствования им предложены тренировочные комплексы и методические правила их использования в скоростно-силовых упражнения и дисципли-нах, требующих высокого уровня развития ловкости и выносливости. Традиционная круговая тренировка предполагает на первом заня-тии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражне-ний на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкрет-ных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повто-рений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума. В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода: 1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении уп-ражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 - 40 с). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств. 2. Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 - 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы. 3. Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от макси-мальной и продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу. Б.А. Наумов (1965) считает, что сущность метода круговой тре-нировки заключается в том, чтобы по возможности на большем количе-стве снарядов выполнить упражнения различной направленности, трудно-сти и интенсивности. Он предполагает применять два принципа измене-ния нагрузки в занятиях: -многократное повторение мышечной работы, при которой про-исходит формирование координированности в мышечной деятельности, и возникают изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах, способствующие увеличению работоспособности в целом; - постоянное повышение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, адекватное состоянию организма занимающихся в данный период. Х.М. Муртазин (1967) отмечает, что при помощи круговой тре-нировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их развития, видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами: -увеличение количества повторений за то же время; -сокращение времени на выполнение того же количества повто-рений; - повторение кругов (2 - 3); сокращение пауз отдыха; введение новых, более эффективных упражнений. При подборе упражнений для круговой тренировки автором предлагается учитывать их общее и локальное воздействие на организм в целом и на отдельные группы мышц. Наиболее полно комплексно-круговая форма тренировочных за-нятий описана в монографии М. Шолиха (1965). Он успешно объединил идею слитного, непрерывного выполнения разнородных упражнений, детально разработанную английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном с идеей так называемой «интервальной тренировкой», обос-нованной в трудах X. Рейнделла и X. Роскамма ( 1961 ). М. Шолих широко использовал также работы советских авторов А. Гугина( 1951) и Б. Фрактмана ( 1955 ). М. Шолих дает следующее определение круговой тренировке: «Под «крейзтрэнингом» и его вариантами мы понимаем эффективные организационно-методические формы занятий для совершенствования двигательных качеств силы, быстроты и выносливости, а также в особенности таких их комплексных форм, как силовая выносливость, скоростная выносливость и скоростная сила в зависимости от метода нагрузки и с применением несложных упражнений, из которых состав-ляет неизменная на некоторое время программа упражнений». Разные варианты КТ, даже при одинаковом подборе упражне-ний, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха). У М. Шолиха варианты именуются по методам, положенным в их основу - длительного ( непрерывного ), интервального и повторного упражнений. Интервальный имеет в свою очередь два варианта - экстенсивной и интенсивной работы. Экстенсивная работа характеризуется мощностью в 50-60% от макси-мальной, длительностью 15 - 30 с и паузами отдыха 45 - 90 с. Интен-сивная работа - мощностью 75% от максимума, длительностью 8 - 15 с и паузами 90 -120 с. КТ по методу интенсивной работы характеризуется высокой ин-тенсивностью в каждом упражнении, достигающей 75 - 80% от макси-мальной мощности усилий (B.C. Фарфель, 1949). Интервальная тренировка, разработанная X. Рейнделлом, X. Роскаммом и другими в последнее время была с успехом применена в упражнениях ациклического характера. В частности, отдельные ациклические упражнения стали выполнять серийно-интервалным методом, при-давая им условный циклический характер, что позволило избирательно повышать функциональные возможности отдельных мышечных групп, а так же развивать аэробные и анаэробные возможности организма. Эта идея объединения ряда разнородных упражнений в одну целост-ную нагрузку, как это предусматривается круговой тренировкой, оказа-лась весьма продуктивной. В качестве средств КТ могут быть использованы самые разные упражнения в зависимости от конкретных задач, которые следует решать, а так же от специфики избранного вида спорта. Для определения времени отдыха между упражнениями использу-ют данные, полученные Васильевой В.В. (1949), а так же исследования Рейнделла X. и Роскамма X. о так называемой «действенной паузе». По их мнению, ударный объем сердца достигает максимума не во время самой работы, а во время отдыха на протяжении первых 60 - 90 с. По данным Васильевой В.В. (1949) возбудимость ц.н.с. значитель-но повышена на протяжении первых 2-х минут отдыха, после чего возбудимость начинает снижаться. Автор считает, что целесообразно выполнять повторную работу в фаз наибольшей возбудимости ц.н.с, возникающей в результате предшествующей нагрузки. Более длительные интервалы отдыха, сопровождающиеся снижением возбудимости, должны быть менее эффективны. В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избира-тельно направленного и общего, комплексного воздействия, а так же упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект «переключения» (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций (Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков, 1976).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|