p align="left">С ростом тренированности происходит уменьшение эффекта пе-реноса физических качеств (В.Н. Кряж, 1969). Наряду с этим экспери-ментальными исследованиями установлено, что переносом тренированно-сти возможно управлять в определенных пределах, изменяя объем и интенсивность тренировочной нагрузки. Увеличение объема и интенсив-ности нагрузки в КТ приводит оживлению адаптационных сдвигов, увеличению прироста тренированности и, как следствие этого, к активи-зации ее переноса. Другой путь активизации переноса тренированности достигается сужением круга упражнений, применяемых в комплексах КТ, до специ-ально-подготовительных, и сближением по силе их воздействия с основ-ным упражнением, а в ряде случаев и превышением этого воздейст-вия. С этой целью заменяют применявшиеся ранее методы выполнения упражнений КТ на другие, более интенсивные (В.Н. Кряж, 1982). Такой путь используют для физической подготовки в основном уже высококва-лифицированные спортсмены. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что отбор уп-ражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способству-ет активизации переноса тренированности и повышению тренировочно-го эффекта КТ. Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 2.1. Задачи исследования В нашей работе были поставлены следующие задачи. 1. Изучить предпосылки и возможности использования методов круговой тренировки в подготовке спортсменов - гиревиков. 2. Разработать комплексы упражнений круговой тренировки, направленных на развитие силы и силовой выносливости занимающихся. 3. Выявить методику применения круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе спортсменов-гиревиков. 2.2. Методы исследования Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: 1. Изучение и анализ научно-методической литературы; 2. Педагогические наблюдения; 3. Хронометрирование. 2.3. Организация исследования Работа выполнялась в течение 2004-2005годов в три этапа. На первом этапе (сентябрь - декабрь 2004 г.) изучалась и обобщалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме. Проводились педагогические наблюдения за тренировкой спортсменов-гиревиков в подростковом клубе «Геркулес» и спортивном клубе «Электрон», а так же были проведены беседы с ведущими спортсменами и тренерами. В итоге были получены субъективные данные о возможности применения методов круговой тренировки в системе подготовки спортсменов-гиревиков, были составлены комплексы упражнений для проведения занятий с применением методов круговой тренировки. Второй этап исследования (январь-март 2005г.) включал апробацию учебно-тренировочных занятий с использованием комплексов упражнений проводимых по методу круговой тренировки. Изучались субъективные данные о целесообразности использования методов круговой тренировки и проводилось хронометрирование учебно-тренировочного процесса. Третий этап (апрель 2005г.) - осуществлялось литературно-графическое оформление дипломной работы. Глава 3 Круговая тренировка в гиревом спорте 3.1. Методические правила тренировки Круговая тренировка как комплексная организационно-методическая форма использования физических упражнений должна применяться в соответ-ствии с рядом методических правил. Некоторые из них разрабатываются на ос-нове экспериментального изучения особенностей проявления закономерностей спортивной тренировки и физического воспитания при использовании круговой тренировки в учебном или тренировочном процессе. Другие формируются на основании анализа и логического вывода В.Н. Кряж (1982) предполагает следую-щие основополагающие правила. Первое правило гласит: нужно воспитывать сознательное и активное от-ношение к круговой тренировки у занимающихся. Грамотно подобранный ком-плекс круга, удачно подобранный метод его выполнения и тщательная подго-товка мест занятий круговой тренировки еще не являются залогом эффективно-го ее применения. Формирование осознанного отношения детей к круговой тренировке, управление их активностью на занятиях - важная задача тренера. Одним из основных путей повышения активности занимающихся при круговой тренировке является формирование социально-значимых мотивов физкультурной и спортивной деятельности. Таковыми мотивами могут стать стремление к совершенствованию, потребность в движении, стремление к ма-териальному вознаграждению и т.д. Чтобы все эти мотивы стали для детей убеждениями, их необходимо укреплять результатами самоконтроля, фактами из биографии известных спортсменов, статистическими данными. Такой под-ход к решению воспитательно-образовательных задач способствует формиро-ванию устойчивого интереса к занятиям. Необходимость такой целенаправленной работы с занимающимися объ-ясняется тем, что интерес к спорту постепенно слабеет с возрастом, для преду-преждения этого процесса необходимы соответствующие социальные воспитательные меры в комплексе с другими мероприятиями. Это отражено в трудах В. Хеннинга (1976). Следующими факторами, влияющими на интерес студентов к физиче-скому воспитанию и спорту, являются качество и условия проведения занятий, соответствие их направленности (общеподготовительной, спортивной) и со-держания интересам занимающихся. При проведении круговой тренировки представляется широкая возмож-ность воспитывать у детей инициативу, самостоятельность и творческое отно-шение к тренировкам. Здесь могут быть использованы такие педагогические приемы, как взаимный контроль за правильностью выполнения упражнения, подсчет количества повторений или определение времени работы, самостоя-тельная подготовка станции круговой тренировки и уборка мест занятий после выполнения упражнения, взаимопомощь. Все это способствует воспитанию у детей сознательного и активного отношения к круговой тренировке и повыше-нию ее эффективности. Второе правило заключается в следующем: обеспечение наглядности во многом определяет успешность круговой тренировки. Основными задачами наглядности при проведении круговой тренировки являются: уменьшение времени объяснения содержания комплекса; обеспечение правильной техники выполнения упражнения; ознакомление занимающихся со способом определения величины на- грузки на каждой станции. Дня этой цели на каждой станции устанавливают таблички со схемой выполнения упражнения: исходное положение и базовые элементы техники, а также количество подходов, повторений в подходах, интервал и характер отды-ха. Для обеспечения дисциплины и безопасности при проведении круговой тренировки рекомендуется назначать групповодов из числа наиболее подготовленных учеников. По команде преподавателя они демонстрируют упражнения, акцентируя внимание на основные моменты техники, отслежива-ют и наравне с преподавателем устраняют ошибки занимающихся. Соблюдение всех этих требований по обеспечению наглядности особен-но важно при проведении круговой тренировки в учебных группах подготови-тельного отделения и в отделении спортивного совершенствования на началь-ном этапе занятий спортом. Третье правило: строгое соблюдение меры доступного при дозировании нагрузки. Сам термин «нагрузка» в физическом воспитании означает величину воздействия физических упражнений на занимающихся (Л.П. Матвеев, 1973). В качестве меры воздействия предлагают «прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень пре-одолеваемых при этом трудностей». Характер воздействия определяет по специализированности, направленности тренировочного эффекта, координацион-ной сложности нагрузки. Доступность нагрузки - сложный вопрос при составлении комплекса круговой тренировки, так как в практике физического воспитания пока еще нет достаточно объективных способов измерения нагрузки В.П.Киселев и др., 1980). Доступной считается нагрузка, не приносящая вреда занимающемуся, однако она должна быть достаточной, чтобы вызвать прирост показателей общей и специальной работоспособности. Факторами, определяющими доступность нагрузки, являются возможно-сти занимающихся - субъективные и трудность упражнения - объективные. Примерными ориентирами оценки доступности могут быть симптомы утомле-ния, регистрируемые визуально или полученные путем опроса. Пополнив эти наблюдения данными оперативного контроля, например, по частоте сердечных сокращения, показателям работоспособности, выраженными в максимальной величине поднятого веса, количестве повторений в заданное время, во времени выполнения работы на станциях и других показателях. При работе с детьми подготовительного отделения в круговой трениров-ке не рекомендуется превышать среднюю нагрузку, то есть она всегда должна быть меньше предельной работоспособности. Например, если максимальное количество повторений (МП) определяют за 60 сек, то работа на станции долж-на быть МП/2. Четвертое правило: систематическое повышение тренировочной нагруз-ки. Человек является живой динамической системой. Одно из важных свойств этой системы - адаптация. Адаптация - это универсальное свойство живого организма, позволяющее ему приспосабливаться к изменяющимся ус-ловиям существования. Она развивается в ответ на воздействия, превышающие физиологически «привычную» норму. Упражнения круговой тренировки при методически правильном явля-ются достаточно сильным стимулом адаптации. Под действием круговой тре-нировки в организме занимающегося наступают значительные функциональ-ные сдвиги. Примером этому служат наш педагогический эксперимент по про-ведению круговой тренировки по методу серийно-интервального упражнения с жестким интервалом отдыха применялась в одной из двух групп. Через год за-нятий в этой группе наблюдалось более выраженное снижение ИСС после до-зированной работы на всех пяти минутах восстановления, а также скорости восстановления внешнего дыхания. Круговая тренировка должна строиться с учетом особенностей протека-ния адаптационных процессов под влиянием тренировочных нагрузок. Одна из них заключается в том, что при неизменной тренировочной нагрузке в круговой тренировке адаптация проявляет тенденцию к угасанию по мере воздействия нагрузки. Для активизации адаптационности процессов, приводящих к повы-шению к уровню функциональных возможностей, необходимо увеличивать воздействие нагрузки. Это увеличение не должно вызвать срыв адаптационных возможностей организма занимающихся. Средствами увеличе-ния воздействия тренировочной нагрузки являются повышение ее нагрузки и интенсивности. В подготовительном учебном отделении могут быть использованы ли-нейно-восходящий или ступенчатый способы повышения объема нагрузки и ступенчатое повышение интенсивности. Количество станций увеличивается с 6 до 10 в круге на каждом занятии или через занятие. Затем, увеличивая количе-ство станций в круге на 1-2, доводят объем работы до 2-3 кругов. После этого определяют МП и рассчитывают новую индивидуальную норму нагрузки, по-вышая, таким образом, интенсивность круговой тренировки. 3.2.Техника соревновательных упражнений Обучение в гиревом спорте начинается с рывка как более простого упражнения. Вначале осваивается простое положение. Оно принимается практически в каждом цикле упражнения, поэтому главным обра-зом следует обратить внимание занимающихся на положение ног и спины. Спина должна быть прямой, она является основной опорой, вокруг которой осуществляется работа в рывке. Расстановка ног на старте и при выполнении упражнения на ширине плеч, что обеспечивает спортсмену надежную опору. При обучении рывку следует акцентировать внимание занимающихся на том, что ноги и спина работают особенно активно в момент подрыва. Спина должна быть выпрямлена и располагаться под углом примерно 60-65° по отношению к согнутым в коленях ногам. Такое расположение звеньев тела способствует соз-данию наибольшей скорости подрыва и эффективному выходу гири вверх. Во время выполнения рывка и особенно после подрыва не следует отпускать гирю далеко от себя, так как это увеличивает амплитуду движения снаряда, нарушает структуру упражнения и значительно снижает работоспособность. После подрыва рука незначительно сгибается в локтевом суставе и затем выпрямляется навстречу остановившейся в «мертвой точке» гире. Происходит фиксация -- неподвижное положение системы «спортсмен -- снаряд», которое свидетельствует о завершении упражнения. Очень часто начинающие спортсмены после подрыва не сгибают руку в локте, а сразу поднимают гирю вверх прямой рукой. Это является ошибкой, на которой также следует обратить внимание занимающихся. Сгибание руки в локтевом суставе перед фиксацией дает возможность мышцам расслабиться и отдохнуть при многократном выполнении упражнения. При выполнении рывка начинающие спортсмены не могут сразу освоить подхват гири рукой в «мертвой точке» и после подъема вверх она всей тяжестью «ударяет» по предплечью. Изучению этого техниче-ского приема необходимо уделять как можно больше внимания, чтобы переход от полета снаряда к фиксации осуществился плавно и безболезненно. Согласно правилам соревнованиям по гиревому спорту, опускание гири после фиксации должно происходить без касания ею плеча или предплечья. В этом случае движение снаряда вниз связано с затратами усилий мышц спины и кисти. Важное значение имеет оптимальная траектория движения, поскольку переход от опускания гири к очередному замаху должен быть плавным и эко-номным по времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|