p align="left">Восприятие - целостное отражение предметов, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Воспроизведение - этап процесса памяти как проявления в сознании образа и представления о ранее воспринятом. Гиперспособности - способности или очень выраженные, или редко встречающиеся. Двигательные реакции - вид психомоторики или сенсомоторики. Задатки - врожденные, обусловленные частично генным фондом, частично дородовыми условиями потенциальные возможнос-ти развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых психических свойств индивида, в частности личности. Идеомоторика - форма психомоторики, в которой выполняе-мые движения непосредственно и непроизвольно вызваны ярким представлением об их выполнении. Импульсивные акты - один из видов психомоторики, деформированные действия, принявшие под влиянием сильных эмоций - форму психических актов, подчас нелепых, непроизвольно совершаемых. Интеллект - способность мышления, рационального позна-ния. Интерорецепторы - рецепторы, которые располагаются в мышцах, сухожилиях, сосудах и внутренних органах. Интерференция навыков - дает ослабление и усиление новых навыков под влиянием уже имеющихся. Существует ошибочное понимание И.н. как их только отрицательного переноса; оно противоречит универсальному понятию И. Кинестезические ощущения - ощущение положения и движения органов своего тела как результат раздражения проприорецепторов. Компенсаторность - свойство личности как проявление ее пластичности путем психической компенсации. Компонент структуры - термин, обобщающий понятия: элементы, подсистемы, подструктуры - и их связи. Координация движений - понятия и термин биомеханики как согласованность движении в процессе психомоторного акта, обеспечивающая ловкость. Лабильность - неустойчивость любого явления, скорость перехода нервных клеток из состояния возбуждения в торможение и наоборот (В.Д. Небылицын). Ловкость - свойство личности, эллипсис сенсомоторной Л. как координации, соразмерности и быстроты правильных движений при осуществлении двигательных действий. Локомоция - совокупность движений, обеспечивающих активное передвижение в пространстве животных и человека. Л. либо может быть одним из проявлений психомоторики, либо совершен-ствоваться без участия коры головного мозга и быть неосознанной. Моторика - двигательный компонент психомоторики. Навык - действие, автоматизировавшееся в результате упраж-нения и проходящее через ряд этапов формирования. Различают Н. сенсорные, умственные и двигательные (психомоторные), которые формируются в процессе деятельности. Обратная афферентация - термин, введенный П.К. Ано-хиным и развитый им в учение об акцепторе действия как киберне-тически уточняющий термин "сенсорные коррекции" Н.А. Бернштейна. Одаренность - генетически обусловленный компонент способ-ностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Опережающее отражение - форма физиологического и психологического отражения, наиболее развитая на уровне сознания и обеспечивающая на основе динамики отражаемого возможность отражать его ожидаемое будущее как проявление антиципации (П.К. Анохин, 1962). 'Высшее проявление О.о. - прогнозирова-ние и научное предвидение на основе познания законов природы и общества. Ощущение - субъективный образ объективного мира. Память - следовая форма психического отражения, развиваю-щаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Перенос навыков - взаимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенными. Если старые помогают новым, говорят о положительном переносе, если мешают - об отрицательном. Познавательные психические процессы - процессы ощущений, восприятии, внимания, представления, памяти, мышления, воображения и речи, обеспечивающие познание. Пороги ощущения - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения, называется нижним порогом ощущения, максимальная, вызывающая его, а не боль, - верхним. Порог дифференциальный - минимальные различия величины раздражителя, определяющие различие ощущений. Потенциальные способности - способности к еще не совершаемой деятельности, в которых проявляется в основном процессуальная сторона личности. При выполнении этой деятельности П.с. становятся актуальными С. Оценка П.с. осуществляется психодиагностикой с целью прогнозирования актуальных С. и путем изучения актуальных С. к деятельности, близкой по психологической структуре. Представление - форма отражения в виде наглядно-образно-го значения, одно из проявлений памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия. Прогнозирование - проявление высшей формы опережаю-щего отражения в процессе мышления как предвидение ожидаемого будущего на основе учёта динамики прогнозируемого явления. Проприорецепторы - термин и понятие, введенные англий-ским нейрофизиологом Ч. Шеерингтоном как "ощущение самого себя". Они уточнены понятием И.М. Сеченова "мышечное чувство": нервные окончания, заложенные в мышцах, суставах и коже, являющиеся рецепторами анализатора, обеспечивающего кинестезические ощущения. Психика - свойственное высокоорганизованным позвоночным животным, обладающим корой головного мозга, психическое отражение объективной деятельности и объективизирование отражен-ного в поведении, а человеком - и в деятельности. Психическая саморегуляция - проявление активности психики, направленное благодаря опережающему отражению на поддержание жизнеспособности и дееспособности животных и людей. У человека П.с. может становиться сознательной, в частности при индивидуальном планировании деятельности. Психодиагностика - отрасль психологии личности, предмет которой - оценка потенциальных способностей конкретных личностей. Психомоторика - 1) основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсных) реакциях и актах (К.К. Платонов, 1984); 2) способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать и эффективно управлять своими движениями (В.П. Озеров, 1986). Психомоторные способности - ядро двигательных способностей, связанное с произвольным отражением двигательной деятельности за счет Тонкой дифференцировочной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти; обеспечивающие эффективное управление движениями и двигатель-ными действиями на основе точного самоконтроля и саморегуляции (В.П. Озеров, 1989). Надо помнить, что отдельные психомоторные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимы друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других когнитивных, сенсорных и моторных способностей. Качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возмож-ность достижения большого успеха в выполнении сложной двигатель-ной деятельности, является психомоторной одаренностью. Психомоторные возможности - философская категория, выражающая объективную тенденцию развития, заложенную в психических, сенсорных и моторных функциях личности и наличие необходимых внешних и внутренних условий для возникновения новых психомоторных способностей, возникающих в результате реализации некоторых психических, сенсорных и моторных возмож-ностей. Психомоторный образ - это результат отражения движения или двигательного действия в сознании человека. Психомоторные свойства - это то, что присуще в двига-тельной деятельности одной личности, что отличает или делает похожими людей в решении одной и той же двигательной задачи (например, пластичность, сензитивность, сила, выразительность и точность движения и т.д.). Психомоторное качество - совокупность психических и моторных свойств, указывающих на то, что собой представляет объективная определенность объекта исследования, в силу которого предмет является данным, а не иным предметом, ограничивающая данный предмет от всех остальных, и с исчезновением которой объект перестает существовать как психомоторное качество (В.П. Озеров, 1993). Приложение 2 Упражнения ритмической гимнастики для развития психомоторных способностей старших школьников. Упражнение № 1. И.п. - основная стойка. 1 - шаг на месте левой ногой, правая рука к плечу, локоть в сторону, левая рука вверх, голову повернуть направо; 2 - шаг на месте правой ногой, левая рука к плечу, локоть в сторону, правая рука вверх, голову повернуть налево; 3 - прыжком левое плечо вперед, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой, посмотреть вверх, прыжком повернуться кругом; 4 - прыжком правое плечо вперед, повернуться кругом, принять и.п. Упражнение № 2. И.п. - стойка руки на пояс. 1 - шаг на месте левой, левая рука к плечу, локоть в сторону; 2 - шаг на месте правой, правая рука к плечу, локоть в сторону; 3 - шаг на месте, левая рука вверх, ладонь вовнутрь; 4 - шаг на месте, правая рука вверх, ладонь вовнутрь; 5 - шаг на месте, левая рука к плечу, локоть в сторону; 6 - шаг на месте, правая рука к плечу, локоть в сторону; 7 - шаг на месте, левая рука на пояс; 8 - шаг на месте, правая рука на пояс. Упражнение № 3. И.п. - стойка, руки вытянуты влево на уровне плеч. 1 - руки перенести вправо, правую ногу поднять на 40-50; 2 - руки перенести влево, ногу поставить на место; 3 - руки перенести вправо и т.д Упражнение № 4. И.п. - основная стойка. На счет «раз» левую ногу поставить в сторону на носок, правую руку вверх, кисть сжать в кулак, левую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть правой руки; «и» - приставляя левую ногу к правой, селать хлопок руками о бедра; на счет «два» правую ногу поставить в строну на носок, левую руку вверх, кисть сжать в кулак, правую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть левой руки; на счет «три» правую ногу поставить скрестно перед левой, руки опустить, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой; на счет «четыре» принять основную стойку. Упражнение № 5. И.п. - основная стойка. На счет «раз» - левая нога на носок вперед, правая рука в сторону, левая рука на пояс, голову повернуть налево (направо); «и» - перенести тяжесть тела на левую ногу, правая на носке назад, руки опустить; на счет «два» - правую ногу на носок вперед, левую руку в сторону, правую руку на пояс, голову повернуть направо (налево); «и» - перенести тяжесть тела на правую ногу, левая назад на носок, руки опустить; на счет «три» повернуться кругом, в конце поворота сделать хлопок руками над головой и посмотреть на руки; на счет «четыре» принять основную стойку. Упражнение № 6. И.п. - основная стойка. На счет «раз» повернуть корпус направо, правую ногу вперед на носок, левую руку за голову, правую руку на пояс, наклониться вправо; «и» - исходное положение; на счет «два» повернуть корпус налево, левую ногу вперед на носок, правую руку за голову, левую руку на пояс, наклониться влево; «и» - принять положение старта пловца и прыжком повернуться кругом, руки вверх, смотреть на руки; на счет «три» - дугами внутрь руки в сторону; на счет «четыре» принять основную стойку. Приложение 3 Показатели тестирования в контрольной группе (сек). |
№ п.п. | Проба Ромберга | Хлопки | Присед. | Наклоны | |
| До | После | До | После | До | После | До | После | | 1. | 4 | 4 | 20 | 18 | 22 | 20 | 25 | 24 | | 2. | 3 | 4 | 19 | 18 | 24 | 22 | 21 | 19 | | 3. | 2 | 3 | 19 | 16 | 22 | 20 | 22 | 19 | | 4. . | 3 | 4 | 20 | 18 | 26 | 24 | 20 | 18 | | 5. | 3 | 3 | 18 | 16 | 24 | 22 | 24 | 22 | | 6. | 4 | 4 | 21 | 14 | 23 | 22 | 24 | 23 | | 7. | 5 | 4 | 18 | 15 | 25 | 24 | 24 | 22 | | 8. | 2 | 3 | 17 | 17 | 20 | 18 | 22 | 19 | | 9. | 3 | 4 | 17 | 16 | 24 | 22 | 27 | 25 | | 10. | 3 | 4 | 16 | 15 | 22 | 19 | 21 | 18 | | Мср | 3,2 | 3,7 | 18,5 | 16,6 | 23,2 | 21,3 | 23, 0 | 21,9 | | | 0,5 | 1,9 | 1,9 | 1,1 | | |
Показатели тестирования в экспериментальной группе (сек) |
Э.Г. № п.п. | Проба Ромберга | Хлопки | Приседания | Наклоны | |
| До | После | До | После | До | После | До | После | | 1 | 4 | 4 | 20 | 15 | 22 | 20 | 25 | 20 | | 2 | 4 | 5 | 19 | 14 | 24 | 19 | 21 | 19 | | 3 | 3 | 4 | 19 | 15 | 22 | 20 | 22 | 18 | | 4 | 2 | 4 | 20 | 15 | 26 | 20 | 20 | 18 | | 5 | 3 | 4 | 18 | 14 | 24 | 22 | 24 | 20 | | 6 | 3 | 5 | 21 | 14 | 23 | 20 | 24 | 21 | | 7 | 2 | 4 | 18 | 14 | 24 | 21 | 24 | 20 | | 8 | 3 | 5 | 17 | 15 | 22 | 18 | 22 | 18 | | 9 | 3 | 4 | 17 | 14 | 24 | 20 | 27 | 20 | | 10 | 3 | 5 | 16 | 12 | 22 | 20 | 21 | 18 | | Мср | 3,0 | 4,4 | 18,5 | 14,2 | 23,3 | 20, | 23,6 | 19,2 | | | 1,4 | 4,3 | 3,3 | 4,4 | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|