Легкая атлетика в Специальном Олимпийском движении
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОРТА И ТУРИЗМА Факультет: физической культуры и спорта Кафедра: теории и методики лёгкой атлетике Заведующий кафедрой профессор, д.п.н. Врублевский E.П "__ "______________2009 г. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В СПЕЦИАЛЬНОМ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ Выпускная квалификационная работа специалиста по направлению 521900 « Физическая культура» Студент-исполнитель Федорова Л.А. к.п.н доцент. Научный руководитель Смольянов В.А.. Оценка за работу (прописью) Председатель ГАК «__»___________-- 2009 г. Смоленск 2009 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ - ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
- 1.1 История появления программы «Специальная Олимпиада»
- 1.2 История развития Специальной Олимпиады в России
- 1.3 Атрибутика Специальной Олимпиады
- ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
- 2.1 Этиология умственной отсталости
- 2.2 Общее положение Специально-Олимпийского движения в России
- 2.3 Текущая политика Специальной Олимпиады
- ГЛАВА 3. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ
- 3.1 Возрастные группы и разделение на дивизионы в соревнованиях по легкой атлетике в Специальной Олимпиаде
- 3.2 Виды программ по легкой атлетике на Специальной Олимпиады
- 3.3 Правила соревнований по легкой атлетике
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - ПРИЛОЖЕНИЯ
- АННОТАЦИЯ
- на выпускную квалификационную работу студентки 5 курса факультета очного обучения СГАФКСТ Федоровой Л.А., выполненная на тему «Легкая атлетика в Специальном Олимпийском движении»
- Работа выполнена на 59 страницах, содержит 1 таблицу, 5 рисунков. Список литературы насчитывает 45 наименований.
- В работе поставлены следующие задачи:
- 1. Раскрыть историю развития Специальной олимпиады;
- 2. Рассмотреть общее положение Специального Олимпийского движения;
- 3. Освещение легкоатлетических видов спорта в специальном олимпийском движении.
- Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: Анализ специальной научно- методической литературы.
- Результаты исследования:
- Благодаря спортивным тренировкам и соревнованиям по легкой атлетике по программе Специальной Олимпиады видно положительное воздействие на многие стороны жизни спортсмена.
- Исследования подтвердили пользу от участия в легкой атлетике по программе Специальной Олимпиады:
- · Усиление уверенности в себе и улучшение социальных навыков.
- · Повышение готовности к устройству на работу.
- · Лучшая подготовка к самостоятельному проживанию.
- · Улучшение умения принимать личные решения.
- · Укрепление дружеских и семейных отношений.
- Спортсмены-участники Специальной Олимпиады переносят эту пользу на свою повседневную жизнь дома, в школе, на работе и по месту проживания.
- ВВЕДЕНИЕ
- Актуальность исследования. Отмечая стремительное развитие адаптивной физической культуры в России, необходимо констатировать, что в одном из наиболее значимых с точки зрения социализации и интеграции инвалидов в обществе в виде адаптивной физической культуры - адаптивном спорте -- по-прежнему продолжает сохраняться ситуация, которую можно классифицировать как притеснение, дискриминация данной категории население нашей страны. Проблема физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов в обществе продолжает оставаться актуальной.
- Рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами. [12]
- Исследованиями ряда специалистов убедительно показано, что физические упражнения являются действенным средством адаптации инвалидов в обществе. При этом весьма эффективно привлечение инвалидов на специально организованные занятия доступными им видами спорта.
- Организованное движение помощи людям с нарушением интеллекта возникло впервые в Америке более 30 лет назад. Его основателем является Юнис Кеннеди-Шрайвер, огромная заслуга, которой состоит в том, что она смогла доказать, что регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях и других общественных мероприятиях помогают умственно отсталым людям приобрести навыки труда и коллективно осознанных действий. Учат их поступать целенаправленно и организованно, создать возможность их адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в обществе. [13]
- В России организованная работа по программе Специальной Олимпиады началась более 15 лет назад и развивалась благодаря усилиям многих энтузиастов - специалистов в медицине и спорте, социальной защиты.
- В 1990 году с появлением специальной программы «Special Olympics» в России и других странах СНГ расширяются возможности для людей с умственной отсталостью заниматься физической культурой и спортом .
- В нашей стране исторически так сложилось, что большинство детей с нарушением интеллекта находятся во вспомогательных школах-интернатах. Изоляция детей, ограничение их социальных контактов со здоровыми детьми часто способствует развитию безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма. Перед физической культурой в специальных коррекционных учреждениях не стоит задача достижения высоких результатов спортивных показателей. При этом элементы спорта, соответствующие физическим и психическим возможностям умственно отсталых детей, могут быть введены в различные внеклассные мероприятия.
- Спорт в жизни инвалида и человека с ограниченными функциональными возможностями выступает как универсальная форма самосовершенствования, самовыражения, самоутверждения, так как преимущественно вся деятельность в спорте направлена на преодоление самого себя .
- «Специальная Олимпиада» предлагает спортивные программы для лиц с умственной отсталостью, имеющих разные способности, и предоставляет возможность любому найти свой интерес в этом движении.
- Легкая атлетика как вид специфической двигательной активности, внесенная в программу Специальных Олимпийских Игр, занимает не последнее место, и ей уделяется большое внимание, так как в основе всех видов спорта начальной, базовой подготовкой является именно легкая атлетика. Из всего многообразия видов спорта легкая атлетика является доступным, лежащим в основе всех видов физического воспитания. Занятия легкой атлетикой, в том, числе, способствуют повышению уровня физической подготовленности, оказывают комплексное воздействие на развитие физических психомоторных и других способностей занимающихся. [15]
- Так же положительно влияет она и на психику спортсмена, его эмоциональную устойчивость, способствует совершенствованию мелкой моторики, точности двигательных действий, мышечной памяти.
- Одна из существенных особенностей легкой атлетики, являющейся сложно-координационным видом спорта - постоянная необходимость овладевать новыми движениями при переходе к программам более высокого уровня сложности. Применение легкой атлетики в комплексе с реабилитационными мерами влечет за собой повышение уровня развития выносливости, укрепление вестибулярного аппарата, скоростной координации, что в свою очередь, способствует развитию двигательной деятельности и может способствовать реабилитации инвалидов в целом.
- В свете вышеизложенного, очевидна актуальность работы: для теории и практики физического воспитания школьников с нарушением интеллекта.
- Объект исследования: Специальное Олимпийское движение.
- Предмет исследования: Легкая атлетика в Специальном олимпийском движении.
- Цель работы: Сфокусировать внимание общественности на проблемы физического воспитания детей с нарушениями интеллекта.
- Задачи исследования:
- 1.Раскрыть историю развития Специальной олимпиады;
- 2.Рассмотреть общее положение Специального Олимпийского движения;
- 3.Освещение легкоатлетических видов спорта в специальном олимпийском движении.
- Методы исследования: Анализ специальной научно - методической литературы.
- ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
1.1 История появления программы «Специальная Олимпиада»Инициатором создания программ «Special Olympics» стала семья Кеннеди. В июне 1963 года Юнис Кеннеди-Шрайвер, сестра президента США Джона Ф. Кеннеди, открыла в своем доме в Мериленде летний дневной лагерь для детей и взрослых с нарушением интеллекта, чтобы изучить их способности в различных видах спорта и физической деятельности. Председателем Специальной Олимпиады являлся её муж - господин Сарджент Шрайвер, который был первым директором Корпуса Мира, а также послом США во Франции в 1968 - 1970 гг. Доктор наук Тимоти П. Шрайвер - является президентом и главным управляющим Специальной Олимпиады. В июле 1968 года были проведены первые международные специ-альные олимпийские игры на Воинском поле в Чикаго, где 1000 спортсменов с умственной отсталостью из 26 штатов США, а также Канады участвовали в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию и хоккею на полу. В декабре 1968 года в соответствие с законами округа Колумбия создается «Специальная Олимпиада», получившая статус благотворительной организации. С 1968 года в «Специальной Олимпиаде» участвовало во многих странах мира более 1 000 000 спортсменов от 8 лет и старше. [10] На XV зимних олимпийских играх 1988 года в Калгари (штат Альберта, Канада) президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал соглашение с Юнис Кеннеди-Шрайвер, согласно которому организация «Специальная Олимпиада» теперь имеет право использовать в своем названии слово «олимпийский». «Специальная Олимпиада» проводит ежегодные летние и зимние игры на местном и территориальном уровнях, а также в провинциях и регионах. Каждые два года проводятся летние и зимние специальные олимпийские игры. 1.2 История развития Специальной Олимпиады в России«Специальная Олимпиада России» - общественная благотворительная организация, развивающая спортивные программы для детей-инвалидов с нарушениями интеллекта с целью их реабилитации, адаптации и интеграции в обществе. «Специальная Олимпиада России» аккредитована Международной организацией «Специальная Олимпиада», которая объединяет 160 стран мира и является самой большой программой в мире по круглогодичным тренировкам и организации соревнований для детей и взрослых с нарушением интеллекта. Специальное Олимпийское движение в России развивается с 1990 года. Самостоятельной организацией «Специальная Олимпиада России» становится 16 сентября 1999 года, когда Министерством Юстиции Российской Федерации она зарегистрирована как Общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. В том же году она получает аккредитацию во Всемирном движении «Специальная Олимпиада» и признается им в качестве единственной организации на территории Российской Федерации, имеющей право использовать символику, участвовать в международных соревнованиях и пользоваться материальной поддержкой. В настоящее время движение объединяет 62 территориальных отделения работающих во всех федеральных округах (Рис. 1). Причем в северо-западном, уральском и сибирском федеральных округах территориальное отделение сформированы практически во всех субъектах Российской федерации своего округа. При этом все территориальные отделения стремятся работать со всеми учреждениями, где проживают или обучаются люди с проблемами интеллекта. Некоторые территориальные отделения начинали свою работу с 10 человек, а в настоящее время к регулярным тренировкам или соревнованиям по специальным программам привлекается не одна тысяча спортсменов из специальных коррекционных школ-интернатов, детских домов из психоневрологических интернатов, из семей. Наиболее высокие темпы роста числа отлетов участвующих в соревнованиях, отмечаются в Смоленской, Вологодской, Костромской, Владимирской, Саратовской, Самарской, Челябинской, Свердловской, Томской и др. Бесспорным лидером в развитие движения специальной олимпиады остается специальный олимпийский комитет города Санкт- Петербурга. В этом регионе к регулярным тренировкам по СО программам привлечены все учащиеся специальных (коррекционных) школ 8го вида, около 500 человек семей. Рис. 1. Число территориальных отделений СО России в федеральных округах Российской Федерации в 2007г. В целом за 8м лет число регулярно занимающихся по программам СО и участвующих в соревнованиях увеличилось в 16 раз (Рис 2). Рис. 2. Динамика роста численности занимающихся по программам СО и атлетов, участвующих в соревнованиях в 2000-2007гг Рост числа атлетов в территориях сопровождался увеличением числа проводимых соревнований различного уровня - школьных и городских до областных соревнований. За 8 лет их число увеличилось почти в 3 раза, за счет развития новых видов спорта (Рис. 3). Рис. 3. Рост числа соревнований всех уровней в целом по специальной олимпиаде России в 2000-2007 гг Активное развитие многих видов спота позволяет специальной олимпиаде России заявлять большее число спортсменов для участия во всемирных олимпийских играх. Так, в 2003 г. В Дублине (Ирландия) на всемирных летних специальных олимпийских играх Российская команда спортсменов состояла из 105 человек, которые представляли 19 регионов страны и выступали они по 10видам спорта, а в 2007г. В Шанхае (Китай) Россию представляли 270 спортсменов из 26 регионов, которые участвовали в соревнованиях по 16 видам спорта. [37]
Страницы: 1, 2, 3
|