Организация деятельности многопрофильного турагенства
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТУРАГЕНТСТВА 1.1 Сущность туристической фирмы 1.2 Законодательное регулирование деятельности турагентств 1.3 Классификация видов туризма 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТУРАГЕНТСТВА 2.1 Краткая характеристика турагентства «Гулливер» 2.2 Характеристика тура ЗАКЛЮЧЕНИЕ Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Рассматривая туризм как систему взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов, можно сделать вывод, что элементы системы связаны между собой и определенным образом управляются. Однако отдельные элементы системы ин-дустрии туризма могут быть описаны лишь вероятностными характеристиками. Таковы, например, спрос на отдельные ту-ристские услуги, направления и регионы путешествий, предпоч-тения и т. д. Готовые туристские услуги, как правило, предлагаются и проводятся специальными компаниями, называемыми турагентами и туроператорами. Такие компании организуют техническую сторону тура - бронируют гостиницы, перелеты, организуют питание и экскурсионное обслуживание в метах отдыха и т.д. - а также занимаются самостоятельной рекламой и маркетингом предлагаемых туров. При организации перевозки туристов крупные турагентства могут пользоваться как регулярными авиарейсами, осуществляя предварительное блоковое бронирование мест, так и при необходимости заказывать специальные чартерные авиарейсы для больших групп туристов. В США достаточно распространена практика, при которой большие многопрофильные тур агентства частично выступают и в роли тур-операторов. Так, например, агентства, специализирующиеся на одном географическом регионе, например, Восточной Европе или Ближнем Востоке, могут самостоятельно организовывать и предлагать групповые туры - особенно специальные (например, для любителей отдельных видов спорта, национальной кухни или напитков - чего угодно) - в страны этих регионов. Одновременно с этим, они могут выполнять чисто агентские функции, продавая готовые туры других тур-операторов в другие страны, на курорты и т.д. Независимый тур предоставляет клиенту максимальную гибкость в выборе сроков и продолжительности поездки и набора желаемых услуг, в то же время, позволяя снизить стоимость поездки за счет приобретения услуг в комплексе. Для агента организация независимого тура представляет весьма трудоемкое дело, поскольку поиск и бронирование всех билетов, мест и т.п. должен производиться напрямую в авиакомпаниях, гостиницах, компаниях по аренде автомобилей и экскурсионному обслуживанию. Тур агент также должен оформить и выдать на руки клиенту все авиабилеты, ваучеры, и прочие путевые документы для предъявления на месте в качестве подтверждения платежа. Для сравнения - при заказе группового тура с сопровождением у тур-оператора агенту необходимо лишь позвонить последнему и сделать заказ. Целью моей работы является рассмотрение деятельности многопрофильного турагентства. Основная задача данной работы - раскрыть роль и место туристических агентств на мировом рынке, т.е. структура мирового туристского рынка, туристические агентства их классификации и основные виды деятельности. 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТУРАГЕНТСТВА 1.1 Сущность туристической фирмы В секторе туризма ключевым звеном в цепи по-средников, доводящих туристский продукт до конечного потреби-теля, является турагент. Через него производится продажа подав-ляющей части туристских поездок, прежде всего за рубеж. Практи-ка свидетельствует, что придумать и разработать интересный маршрут путешествия очень просто, гораздо сложнее найти потребителя. В условиях высокой насыщенности рынка сходными предложениями, острой конкурентной борьбы и ограниченной покупательной способности населения на турагентов ложится са-мая трудная задача - привлечь клиента и уговорить его поехать именно в данный тур, а уже затем заключить с ним договор, полу-чить деньги, оформить паспорт, визы, билет, выдать ваучер, от-править в поездку и вернуть домой в целости и невредимости, а на заключительном этапе, может быть, получить от него благодар-ность. П П П П Т К К К К К К К К К К К К К К К К К К А. Прямой сбыт Б. Косвенный сбыт Рисунок 1 - Сокращение общего числа сделок с помощью посредника: П - производитель (туроператор), К - клиент (турист), Т - торговец (турагент). По характеру совершаемых операций турагент является роз-ничным продавцом. Классический турагент не создает свои соб-ственные туристские продукты, а занимается их перепродажей. Он реализует услуги конечным потребителям -- туристам -- для их личного некоммерческого использования. Турагенты выполняют две главные функции. Согласно определе-нию ВТО, основное направление их деятельности состоит в предо-ставлении информационных услуг. Только 48% клиентов знают, куда они хотели бы отправиться в поездку, 35% имеют смутное представ-ление об этом, а 17% А.Ю. Александрова «Международный туризм» не имеют его совсем. Турагенты информируют потенциальных покупателей о туристских районах, расписании дви-жения транспорта, вариантах размещения, действующих расценках и помогают сделать примерную смету расходов на путешествие. Ра-бота в прямом контакте с клиентами, беседы и консультации, а также подборка и отработка справочных материалов очень трудо-емки и занимают половину всех затрат времени и более. Эта доля особенно возрастает при продаже турагентами дорогих туров на отдых. Вторая функция турагента -- сбыт туристских услуг, оказывае-мых перевозчиками, объектами общественного питания, средствами размещения и другими предприятиями индустрии туризма. Она включает разные посреднические операции. Турагент реализует билеты на все виды транспорта, бронирует места в отелях и иной базе размещения, сдает автомобили в аренду, заказывает экскур-сии, оформляет выездные документы, осуществляет страхование туристов, производит обмен валюты, выдает дисконтные карточ-ки, продает туристскую литературу и сувениры, производит обра-ботку фотопленок и т.д. Кроме отдельных туристских ус-луг, турагент реализует полные, комплексные их пакеты - туры. Среди перечисленных операций особо следует выделить продажу авиабилетов. Рынок турагентов имеет ряд характерных черт. Он отличается большим количеством участников торговых сделок и являет собой пример острой конкурентной борьбы. Турагенты столь многочислен-ны в силу открытого доступа к рынку. Эту деятельность сравнитель-но просто начать. Она не требует крупных инвестиций и высокой квалификации. Вместе с тем легкость, с которой происходит выход на рынок, часто оказывается обманчивой, и турагенты терпят крах из-за плохих управленческих навыков и недостаточных ресурсов. По разным оценкам, в мире насчитывается от 20--30 до 70 тыс. турагентств** В.С. Сенин «Организация международного туризма». Точно установить их количество очень трудно, посколь-ку дефиниции и терминология различаются по странам. Отсутствуют общепринятые критерии их отбора и в статистике. В одних случаях, как в большинстве американских штатов, учитываются все действующие турагентства, в других -- лишь прошедшие лицензиро-вание. Например, во Франции согласно закону о туризме 1992 г. туристские операции могут совершаться только при наличии спе-циального разрешения на турагентскую деятельность. Лицензия выдается физическим и юридическим лицам, которые подтверди-ли свою профессиональную пригодность, в состоянии предоста-вить клиентам необходимые финансовые гарантии, имеют страхо-вой полис с достаточным покрытием, позволяющим нести фи-нансовую ответственность по взятым обязательствам, и располагают собственным офисом. Осложняет и без того непростую ситуацию со статистикой турагентов тот факт, что различные фонды, клубы, общества, ассо-циации, не говоря уже о посредниках из числа физических лиц, занимаются туристским бизнесом нелегально. Не имея прямого отношения к туризму, они предлагают турагентские услуги. У пред-принимательских структур подобного рода отсутствуют опыт ра-боты, технические возможности, необходимые деловые связи в сфере туризма, а также лицензия. Они часто нарушают националь-ное законодательство. Сотрудничество с такими партнерами окан-чивается, как правило, неудачно. В основной массе турагентства представляют собой небольшие компании с незначительным капиталом и ограниченным рынком. Они не в силах оказать сколько-нибудь заметное влияние ни на поставщиков, ни на поведение покупателей. Подавляющая их часть имеют одинаковые структуру и размер, предлагают сходные турист-ские продукты по примерно равным ценам. Турагенты приближают туристский продукт к потребителям. Они делают его более доступным, а саму покупку менее обременитель-ной для клиента. Достаточно обратиться в расположенную рядом туристскую фирму, чтобы отправиться в путешествие. Близость к потребителю, вытекающая из розничного характера посредничес-ких операций, определяет географию турагентской сети. Подавля-ющая часть пунктов реализации туристских услуг сосредоточена в густонаселенных районах. Сеть розничных посреднических туристских организаций по-лучила развитие во всех штатах страны. Но на этом фоне выделяет-ся Северо-Восточный макрорайон, где находится около трети об-щего количества турагентств. Они сконцентрированы в самом крупном американском мегалополисе с населением 45 млн человек -- «главной улице» страны, как его часто называют. В нем расположены экономическая столица США Нью-Йорк и полити-ческая столица государства Вашингтон. Взаимоотношения оптовых и розничных туристских фирм часто опосредуются мелкооптовыми торговцами. Последние обычно действуют в пределах одного региона. Они централизованно закупают туры у нескольких отечественных и зарубежных туроператоров и перепродают их малым местным турагентствам, которых крупные оптовики, как правило, не обслуживают. Традиционно мелкооптовые туристские фирмы и турагентства создают собственные сети мелких дилеров-агентов по продаже. Они работают вне офисов, персонально с индивидуумами и группами населения, находя клиентов среди своих родственников и знако-мых, по рекомендациям, на службе, на дому, в общественных учреждениях и пр. Психологи давно установили, что человек более склонен верить друзьям, близким и вообще конкретным лицам, побывавшим в туристской поездке, чем рекламе, в частности вы-вескам в витринах турагентств, хотя последние также немаловаж-ны и играют свою, отведенную им роль. Хороший и толковый агент -- залог успеха всей цепи участни-ков реализации туристского продукта. Не случайно туристские фир-мы уделяют особое внимание отбору кандидатов и их обучению. Сложная система тестов позволяет им оценить профессиональную пригодность претендента. Агент должен обладать рядом обязательных качеств. Важней-шими среди них являются решительность, отсутствие боязни об-ратиться к незнакомому человеку, изобретательность, общитель-ность и коммуникабельность, личное обаяние, способность созда-вать доверительную атмосферу беседы, надежность и честность. Туризм является открытой системой, на которую оказывают существенное влияние природные факторы, климатические, эко-номические и социальные катаклизмы, национальные и регио-нальные конфликты и т.п. Некоторые из этих внешних воздейст-вий на систему проявляются регулярно, появление других пред-сказать невозможно. Ситуация осложняется и тем, что во многих случаях некоторые виды коммерческой деятельности, например транспортная, организация размещения и питания, направлены на обслуживание не только организованных тури-стов, но и обычных клиентов. Кроме того, не все туристы пользуются услугами, предлагаемыми туроператорами или турагентами, предпочитая действовать напрямую, самостоятельно связываясь с транспортными компаниями и гостиницами. Дру-гие потребители туристских услуг предпочитают иметь дело не с турагентами, а непосредственно с операторами туров. Схема формирования и продажи комплексной туристской услуги-тура представлена ниже. Здесь в качестве контрагентов и испол-нителей отдельных услуг, входящих в турпакет, представлены: гостиницы, рестораны, транспортные компании-перевозчики, предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные предприятия. Они выступают в качестве внутренних и иностран-ных контрагентов и исполнителей услуг, поставляющих отдель-ные услуги, туроператорам для формирования тура. Предприятия Размещения Предприятия Оптовая продажа, розничная продажа. питания Транспортные Туроператоры Турагенты Туристы
Страницы: 1, 2, 3, 4
|