p align="left">Россия готова принять участие в проекте сооружения транс-континентальной железнодорожной магистрали по двум возмож-ным направлениям: Пекин - Улан-Батор - Транссиб, Транссиб - Пекин - Казахстан - Туркменистан - Иран - Турция. Европей-ский Банк Реконструкции и Развития выделил России крупный кредит для развития и модернизации железных дорог России, в том числе на создание транспортных коридоров Берлин - Вар-шава - Минск - Москва - Нижний Новгород и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Липецк - Волгоград - Астрахань. В настоящее время фирмами «Ориент-Экспресс сервис» и «Же-лезнодорожный путешественник» (Москва) уже осуществляются сезонные международные перевозки туристов на сверхдальние расстояния (трансконтинентальный экспресс «Россия» по транс-сибирской магистрали по маршруту: Москва - Новосибирск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин). Кроме того, предполагается строительство новой суперско-ростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Существенным недостатком при международных перевозках по железным дорогам является различная ширина колеи. В Рос-сии она принята равной 1524 мм, в большинстве стран Европы -1435 мм. Такая несогласованность требует перестановки вагонов на другие колесные тележки, что связано с увеличением продолжи-тельности пребывания в пути. Особой популярностью пользуется железнодорожный приграничный туризм с Финляндией. Сейчас в Хельсинки мож-но доехать тремя фирменными скорыми поездами: «Лев Толстой» (из Москвы), «Репин» и «Сибелиус» (из Санкт-Петербурга). Оте-чественные поезда «Лев Толстой» и «Репин» сформированы из вагонов 1-го и 2-го классов (двухместные «СВ» и четырехмест-ные купейные). В вагонах-ресторанах данных поездов большой выбор блюд и российских деликатесов. В составе данных поездов имеется вагон бизнес-класса на 10 пассажиров, в котором обеспечены все условия для комфорт-ной работы и отдыха деловых людей. В вагоне имеется душ, круглосуточно работающий бар, а также другие атрибуты ком-форта. По заявке пассажиров к поезду прицепляется специаль-ный вагон для перевозки автомобилей. Все составы сопровождаются нарядами транспортной мили-ции. Финский поезд «Сибелиус» отвечает всем международным стандартам. Все члены поездной бригады владеют русским и дру-гими европейскими языками. В данном поезде также предусмот-рен специальный вагон для бизнесменов. Большим достоинством путешествий на данных поездах является их точное следование по расписанию, высокий уровень комфорта, выезд из центра одного города и прибытие в центр другого, а также проведение таможенного досмотра во время движения. Для российских туристов, выезжающих в Финляндию, одновременно с приобретением билета можно забронировать место в гостинице. Предполагается пустить суперэкспресс «Пендолино» между Санкт-Петербугом и Хельсинки, который позволит сократить время в пути с шести до трех часов. 3.2 Билеты, тарифы, льготы, перевозка багажа На туристские поезда оформляются индивидуальные (имен-ные) или групповые билеты, в стоимость которых включается: · «плацкарта» - право на спальное место в поезде, · право перевозки багажа; · страховка; · комиссионный сбор за услуги кассы по предварительной про-даже (заказу) билетов; · сбор за доставку билетов (при необходимости); · местные сборы. Железнодорожный билет является договором пассажира с же-лезной дорогой на транспортные услуги. Данные взаимоотноше-ния по договору регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и вышеперечисленными нормативными актами. В соответствии с данным договором железная дорога обязует-ся предоставить ряд услуг: · перевозку пассажира в пункт назначения; · перевозку багажа; · предоставление дополнительных услуг за отдельную плату (постельные принадлежности, чай, кофе, поднос багажа, прода-жа газет и журналов, сувениров и др.). Железная дорога предоставляет пассажиру (в туристском по-езде туристу) ряд льгот: · бесплатную перевозку багажа весом до 35 кг; · бесплатную перевозку одного ребенка до 5 лет, если он не за-нимает отдельного места; · льготные тарифы на детей до 12 лет; · сезонные льготные тарифы и др. В международных поездах предусматривается целый ряд других льгот. Так, на поездах между Россией и Финляндией установ-лена скидка для минимальных групп туристов от двух человек. Здесь же можно приобрести «билет бизнесмена» на 10-50 поез-док, который не является именным, и этим билетом может вос-пользоваться любой сотрудник фирмы. На билет от 40 поездок и выше установлена 50-процентная скидка, а срок его действия - 6 месяцев. Кроме того, в бизнес-центрах вокзалов Москвы, Санкт-Петербурга и Хельсинки можно оформить визу, забронировать место в отеле, приобрести льготный билет на все виды городско-го транспорта и т.д. Пассажир может объявить при сдаче багажа его ценность, зап-латив соответствующий сбор; тогда в случае утери багажа пасса-жир получит компенсацию в размере двукратной объявленной стоимости. Если железная дорога докажет пассажиру, что стоимость его багажа была объявлена завышенной, то компенсация будет вы-плачена по реальной стоимости. Справка о реальной стоимости заявленных вещей может быть получена в бюро товарных экспертиз или комитете по статистике. Если багаж пассажира принят без объявленной ценности, то компенсация пассажиру при его утере будет выплачена по специ-альному тарифу. При задержке доставки багажа по вине железной дороги пас-сажиру выплачивается компенсация в размере 10% суточной оплаты провоза при наличии акта, составленного по требованию пассажира. При утере билета проводником составляется соответствую-щий акт, заверенный штампом и подписью начальника поезда, а на станции со стоянкой не менее 10 минут новые проездные документы оформляются начальником поезда (без участия пас-сажира). Другие нормы, касающиеся билетов, тарифов, льгот и пере-возки багажа регулируются вышеизложенными «Правилами ока-зания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлени-ем Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277). 3.3 Ответственность и обязанности перевозчика Если с пассажиром по вине железной дороги произошел нес-частный случай, то он имеет право на получение страхового воз-мещения, так как в стоимость билета входит страховой взнос. В соответствии с Уставом и Правилами перевозки пассажи-ров на транспорте предоставление транспортных услуг реализу-ется с соответствующим уровнем комфорта и качеством и вклю-чает в себя: · наличие в вагоне маршрута движения, расписания, таблички с фамилией, именем и отчеством проводника; · поддержание температуры в вагоне в соответствии с сани-тарными нормами (не ниже +18°С); · содержание вагона в чистоте (влажная уборка вагона, купе и туалетов не менее 4 раз в сутки); · не менее 3 раз в сутки подачу чая, кофе и кондитерских изде-лий, а в вагонах СВ поездов всех категорий - в любое время су-ток по требованию пассажиров; · работу проводника в форменной одежде, а при обслужива-нии пассажиров - в белой куртке или фартуке; · наличие кипяченой воды, столовых принадлежностей, игр; · наличие радиоустановки в вагоне; · оказание первой доврачебной помощи пассажиру и др. В поездах международного сообщения дополнительно к выше-описанному проводник вагона обязан: · знать телефоны, адреса и реквизиты представительств стра-ны за рубежом; · делать отметки по требованию пассажира на проездных до-кументах и заверять их штампом; · принимать от пассажиров заявки (заказы) на завтрак, обед и ужин в ресторане и др. Проводнику вагона запрещается: · перевозить чужие вещи или почту; · предлагать пассажирам уже использованное белье; · требовать и брать от пассажиров чаевые; · взимать за услуги больше установленной стоимости; · закрывать один из туалетов; · курить в вагоне и служебном купе; · находиться в состоянии алкогольного опьянения и др. Уставом железных дорог регламентированы также соответ-ствующие права и обязанности пассажиров. 3.4. Перевозка туристких грузов в железнодорожном сообщении Перевозка туристских грузов и багажа регламентируется «Пра-вилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277) и «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении». Туристские грузы (оборудование, снаряжение, палатки и др.) перевозятся как в режиме ручной клади, так и грузобагажа. Процедурно отнесение ручной клади к той или иной катего-рии груза производится на железнодорожных станциях и вокза-лах в специальных весовых с переоформлением ручной клади в багаж при превышении нормы 36 кг. При посадке на малых стан-циях, где нет весовых, эта задача возложена на проводника ваго-на (в который производится посадка). В некоторых крупных го-родах появились контрольно-пропускные пункты (КПП) - весо-вые. И в том, и в другом случае при превышении нормы взимают дополнительную плату, зависящую от превышения веса и рассто-яния, на которое перевозится груз. Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднений помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади. Забота о целости и сохранности перевозимой ручной клади - обязанность пассажира. Не допускается размещение ручной клади на местах, предназ-наченных для пассажиров, а также в проходах между сидениями, в коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). Запрещается также перевозка крупногабаритных вещей, не относящихся к руч-ной клади, размер которых по сумме трех измерений превышает 200 см. Каждый пассажир имеет право провести с собой бесплатно ручную кладь весом не свыше 36 кг (на билет полный или детс-кий). Разрешается провоз при себе байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназна-ченных для ручной клади. Излишнюю ручную кладь пассажир обязан сдавать в багаж. Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон или вещи пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отрав-ляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества (кро-ме случаев, предусмотренных специальными правилами), а так-же предметы, не допускаемые к перевозке таможенными прави-лами. К перевозке багажом принимаются вещи и предметы, вес одно-го места которых не превышает 75 кг, а длина 3 м. Минимальный вес отправки -10 кг. Неделимые предметы весом свыше 75 кг при-нимаются к перевозке из расчета одно место на один билет. Пе-ревозка предметов весом более 75 кг, сданных сверх этого коли-чества, оплачивается по тарифу грузобагажа. При согласии пассажира багаж может быть отправлен по дру-гому маршруту или в другом поезде, не указанном в билете, в том числе ранее поезда, на котором должен следовать пассажир. Об этом в багажной квитанции делается отметка: «Багаж отпра-вить... (число)» или «Багаж отправить по маршруту...». В случае неприбытия багажа, о выдаче которого пассажиром предъявлено требование, станция назначения обязана на обрат-ной стороне багажной квитанции после истечения срока достав-ки сделать отметку «Багаж не прибыл», поставить штемпель с обозначением года, месяца, числа и получить от пассажира заяв-ление с указанием адреса для посылки ему уведомления о прибы-тии багажа. Багаж считается утраченным и пассажир имеет право потребо-вать возмещения его стоимости, если багаж не прибудет на стан-цию назначения по истечении 10 суток после окончания срока его доставки. В конце 1994 г. Министерство путей сообщения России издало указание, в котором указано: с 15 декабря 1994 г. в поездах дальнего следования на рос-сийских железных дорогах пассажир вправе дополнительно к нор-ме провести с собой: 1) излишнюю ручную кладь весом до 14 кг за отдельную пла-ту по тарифу багажа весом в 50 кг с выдачей квитанции ЛУ-12 А; 2) излишнюю ручную кладь весом до 50 кг бесплатно на один купленный за полную стоимость билет в одном купе спального или купейного вагона; 3) с разрешения начальника станции или вокзала ручную кладь весом до 150 кг бесплатно в отдельном купе с оплатой полной стоимости за 4 места (кроме фирменных поездов); 4) во всех случаях перевозимый в вагоне багаж должен размещаться в специально отведенных для перевозки ручной клади местах 4. СПЕЦИФИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ЗА РУБЕЖОМ В Западной Европе железнодорожный транспорт наиболее популярен при проведении туристских путешествий. На его долю приходится около 30% общего объема перевозок всеми видами транспорта. Это объясняется умеренными тарифами и многочисленными льготами, высоким уровнем сервиса в пути следования, наличи-ем высокоскоростных и свехскоростных маршрутов, открытием прямого сообщения под Ла-Маншем, наличием единых согласо-ванных систем обслуживания, а также разветвленной сетью же-лезных дорог (таблица 1). Таблица 1 Сеть железных дорог в странах ЕС|
Страна | Протяженность путей сообщения, км | Объем перевозок,млн пасс/год | | Бельгия | 3479 | 142 | | Дания | 2344 | 146 | | Франция | 33872 | 834 | | Германия | 26934 | 1000 | | Греция | 1565 | 12 | | Ирландия | 1944 | 25 | | Италия | 16066 | 429 | | Люксембург | 271 | 10 | | Нидерланды | 2798 | 256 | | Португалия | 2668 | 226 | | Испания | 12541 | 274 | | Великобритания | 16854 | 762 | | | В Европе туристские перевозки реализуются как специальны-ми туристскими или экскурсионными поездами, так и рейсовыми (графиковыми) экспрессами.Жители Центральной Европы пользуются скоростными желез-ными дорогами TEE (Trans European Express). Во Франции путешественники предпочитают суперскоростной поезд TGV (Train a Grande Vitesse), доставляющий пассажиров из Парижа в Мар-сель за 4 часа 40 минут, в Лион, Нант - за 2 часа, Бордо - за 3 часа.Высокоскоростные поезда D-Train курсируют в Германии, су-перскоростной поезд Cercanias - в Испании.Среди туристов Европы большой популярностью пользуют-ся ночные экспрессы: Вена - Венеция, Вена - Цюрих, Вена - Гам-бург, Рим - Женева, Брюссель - Лондон, Париж - Лондон (через Ла-Манш).Особой популярностью у туристов пользуется «Восточный экспресс» (Orient Express) - первоклассная железнодорожная ли-ния Париж - Стамбул, открытая еще в 1883 г. Поезд следует из Парижа через Страсбург, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, да-лее в Стамбул. Здесь самое роскошное в Европе обслуживание пассажиров. Аналогичный экспресс курсирует между Лондоном и Венецией. Скорость движения таких поездов 300 км/ч. В сто-имость билета в первом классе входит изысканное питание.С 1980 г. «Восточный экспресс» восстановлен в своем пер-воначальном ретро-стиле.Наиболее крупный европейский туроператор, специализирую-щийся на организации путешествий на скоростных и супер-скоростных экспрессах, - фирма Wagon Lits.В настоящее время общая протяженность железнодорожных магистралей мира, на которых курсируют высокоскоростные по-езда, составляет около 10 000 км.Первая в мире высокоскоростная дорога Токио - Осака была построена в 1964 г., а к настоящему времени в Японии уже су-ществует сеть таких дорог Синкансен, скорость движения поез-дов на которой составляет около 300 км/ч.В ближайшие годы на железных дорогах Европы появятся поезда нового поколения на магнитной подушке с линейным дви-гателем, скорость движения которых достигает 540 км/ч.Скоростные магистрали построены в Европе по маршрутам Париж - Лион, Кельн - Франкфурт, Нюрнберг - Эрфурт - Галле, Лейпциг - Берлин, Верона - Мюнхен, Мадрид - Барселона, Дуб-лин - Белфаст и др.Разработаны проекты таких магистралей в Швейцарии, Нидерландах, Испании, Финляндии, Великобритании, США.Реализация проектов высокоскоростных магистралей акти-визировалась после введения в эксплуатацию тоннеля под Ла-Маншем. За рубежом широко используется система чартерных турист-ских поездов (Charter coach). В составе такого поезда имеются дополнительные грузовые платформы для перевозки личных автомобилей туристов. По прибытии в страну (город) турист продолжает свое путешествие на автомобиле.Туристские поезда оборудованы вагонами с широким обзо-ром, низким уровнем шума и вибраций, удобной мебелью, кондиционерами, телефонами в первом классе и другими атри-бутами комфорта.Во многих странах Европы курсируют специальные экскур-сионные поезда (Panoramic), расписание которых увязано с рас-писанием морских и речных судов.Популярен также маршрут «Night Ferry» (Ночной паром): Лондон - Дувр - Дюнкерк - Париж. Здесь сочетается увлекатель-ное сухопутное путешествие по территории Англии и Франции с морским путешествием через пролив на пароме.Кроме выше перечисленных, следует отметить ряд популяр-ных туристских железнодорожных экспрессов, эксплуатирующих-ся в различных странах мира.1. Австралийский туристский экспресс Indian Pacific, кур-сирующий через всю страну с востока на запад по маршруту Сид-ней - Перс.2. Фирменный туристский экспресс Golden Arrow (Золотая стрела), курсирующий по маршруту Лондон - Париж.3. Туристский высококомфортабельный поезд в Южной Аф-рике, пересекающий всю страну и следующий по маршруту Пре-тория - Кейптаун.4. Американский аналог «Восточного экспресса», курсирую-щий между Вашингтоном и Чикаго.5. Лучший российский экспресс «Красная стрела», следующий по маршруту Москва - Санкт-Петербург.6. Популярный испанский туристский поезд Al Adalus (Анда-лузский экспресс), следующий по двум маршрутам: Мадрид - Севилья - Кордова - Гранада - Рондо - Севилья -Мадрид (8 дней - 7 ночей); Севилья - Кордова - Гранада - Рондо - Севилья (7 дней -6 ночей). Здесь комфортабельные ретро-купе оборудованы кондиционером, телевизором, туалетом, душем. Кроме того, в составе поезда имеются вагоны-рестораны, бары, библиотека и др.Наиболее мощные железнодорожные системы Европы име-ют такие страны, как Германия, Франция, Великобритания, Ита-лия и Испания.Национальная сеть железных дорог Германии (German Rail) про-тяженностью около 30 000 км с 2500 вокзалами и станциями перево-зит в год около миллиарда пассажиров. Она соединяет 50 городов страны и является удобным европейским туристским транзитом.На большинстве железных дорог мира (75%) ширина колеи составляет 1435 мм (стефенсоновская колея), 11% дорог имеют более широкую колею (1524, 1600, 1676, 1880, 2135 мм), а 14% -узкую колею (1067 или 1087 мм).Спецификой путешествий за рубежом по железной дороге является разграничение вагонов на классы (первый, второй и туристский), а купе - на мужские, женские и семейные, курящие и некурящие, люкс, одно-, двух-, трех-, четырехместные и турист-ские (до 6 мест).Дети по международным правилам в отношении разграниче-ний купе на мужские и женские «приобретают пол» с 12 лет.В Европе принята следующая классификация поездов:TD - межконтинентальный экспресс;1C - международный экспресс;ICL - скоростной супер-экспресс;TEE - фирменный экспресс;ЕС - скоростной экспресс;Е - скорый поезд;RSB - пригородный поезд и др.Для туристов и других категорий пассажиров за рубежом су-ществуют различные системы льгот и скидок.Система Eurailpass действует в 17 странах Европы при сле-довании по железным дорогам:билет без лимита расстояния (для первого класса) действует до 15 дней, стоимостью 498 USD, до 3 месяцев - 1398 USD;билет для молодежи (при наличии удостоверения междуна-родных студенческих организаций) без лимита расстояния дей-ствует до 15 дней, стоимостью 398 USD, один месяц - 578 USD, Два месяца - 768 USD;для компаньонов, следующих вдвоем (или более), и др.Такая система скидок действует при проезде на территории Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Нидерландов, Венгрии, Ирландии, Италии, Люксембурга, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии, Норвегии.Система Interrail - это согласованные льготные тарифы на железнодорожном транспорте 27 стран Европы и Африки. Она предполагает льготы молодежи до 26 лет, а также льготы взрос-лым туристам.Дисконтные карты этой системы можно приобрести по 7 зо-нам, где цена составляет 250-260 USD. Время действия билета до 15 дней (одна зона), до месяца (до 7 зон). Такие дисконтные кар-ты можно приобрести и в России.Система Euronight - льготные тарифы на скоростных и су-перскоростных экспрессах.В каждой стране существуют свои национальные тарифы, предусматривающие дополнительные льготы. Так, в Великобри-тании можно купить льготный именной билет с крупной скидкой на проезд без ограничения расстояния в отдельные периоды вре-мени (система British Rail System). Кроме того, на английских железных дорогах можно приобрести проездной билет (British pass) для туристов и гостей, а также для молодежи со значитель-ными скидками, действующими только для второго класса. Здесь же установлен самый льготный лимит перевозки багажа без до-полнительной оплаты: в первом классе - 70 кг, во втором - 50 кг (в других европейских странах такой лимит составляет 20-35 кг). На железных дорогах Великобритании можно провозить бесп-латно четырех детей в возрасте до 5 лет, а для детей в возрасте от 5 до 16 лет действует 50%-ная скидка.В Германии дети до 4 лет следуют бесплатно, с 4 до 11 лет - за 50%. Молодежь (от 12 до 26 лет) получает скидку по школьным или студенческим билетам в вагоне второго класса. Для туристов в Германии продаются льготные билеты на 5, 10, 15 дней и один месяц. Такие билеты, кроме железнодорожного транспорта, дей-ствительны на некоторых автобусных и речных маршрутах.Туристам при реализации железнодорожных туров в крупные города (Лондон, Стокгольм) продаются льготные билеты на все виды городского транспорта (common carrier).Значительные льготы туристам предоставляются на железных дорогах Австрии. Здесь продается открытый билет, действующий 15, 30 и 60 дней, стоимостью на 20% ниже, чем с фиксированной датой. Указанные льготы для туристов за рубежом являются важ-ным стимулом развития туризма в целом.Наибольшую популярность железнодорожные путешествия получили в Германии, Великобритании и Швейцарии. Если жи-тели Великобритании и Швейцарии предпочитают путешество-вать по своим странам, то немцы путешествуют по Европе, Рос-сии и Америке. Особой популярностью здесь пользуются путе-шествия на паровозной тяге.Значительный интерес к железнодорожным туристским путе-шествиям проявляют на американском континенте. Здесь лиди-руют три основных маршрута: Транс-Канада, Транс-Америка и Транс-Атлантика. Канадский тур включает десятисуточный пе-реезд Ванкувер - Монреаль (через Виннепег и Оттаву). Железно-дорожное путешествие по США из Вашингтона в Лос-Анджелес длится 12 суток. По пути следования американский Orient-Express заходит в города: Чарльстон, Новый Орлеан, Сан-Антонио, Эль-Пасо и др. Наконец, трансатлантический железнодорожный тур начинается в Манагуа и заканчивается на южной оконечности Южной Америки в Пуэрто-Монт, проходя через Гуаякиль, Лиму и Сантъяго.Литература 1. В.Г. Гуляев. Организация туристических перевозок. - М: Финансы и статистика, 2003г. 2. В.Г. Гуляев. Туристские перевозки. - Финансы и статистика, 1998г. 3. Крейнин А.В. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. - М: Издательство транспорт, 1990г. 4. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. - РМАТ, 1997г. 5. Закон российской Федерации от 8 января 1998г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|