на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля
p align="left"> Следует отметить, что из шести представленных вариантов ответов, приоритетное место у преподавателей заняло такое качество, как быстрота (82,35%), далее - координация движения (70,58%), затем - ловкость (61,76%) и на 4-м месте - сила (52,94%). Гибкости и выносливости преподаватели вузов ответили равнозначно 5-е место.

По-другому данную ситуацию рассматривают тренеры. Они предпочитают следующий рейтинг необходимых двигательных качеств: ловкость - 83,61%, сила - 78,69%, быстрота - 75,41%, координация - 70,49, гибкость - 67,21% и выносливость 55,74%.

Как видим, и преподаватели, и тренеры в процентном составе однозначно выделили координацию и очень близко определили место быстроте. Однако в рейтинговых значениях двигательных качеств наши респонденты расходятся во мнении. Если у тренеров для умелого выхода из сложившейся в определенный момент ситуации первостепенное значение имеет ловкость, то преподаватели здесь отдают предпочтение быстроте, вероятно обосновывая это необходимостью к срочному переключению своего внимания, подключению мышления, т.е. моментальной концентрации психических процессов спортсмена. Для тренеров же, не владеющих в большинстве случаев теоретико-методической подготовкой, данная ситуация рассматривается с „чисто” двигательных позиций.

То же можно сказать и об определении 2-го места для анализируемой ситуации: тренеры выдвигают силу, преподаватели - координацию. Здесь повторяется предыдущее обоснование с разницей лишь в том, что координация представлена сложным психомоторным качеством, где помимо психических процессов задействована сложная система моторики.

Сравнивая же позиции третьего места в данном ряду двигательных качеств, можно констатировать в целом их логическое рейтинговое расположение у преподавателей относительно тренеров. Третья позиция ловкости для респондентов-преподавателей достаточно обоснована первыми двумя: быстротой и координацией. Для респондентов-тренеров - это быстрота, что никак не укладывается в алгоритм ожидаемого двигательного действия, определенного поставленным в анкете вопросом.

Таким образом, показатели вариативности компонентов системы движений отражают ее координационную структуру и могут быть использованы как критерии оценки эффективности. Однако, как показывает опыт, требуются индивидуальное изучение координационной структуры с учетом вариативности ее элементов и разработка индивидуальных перспективных моделей движений спортсменов.

3.2 Воспитание координационных способностей средствами музыки

Актуальность проблемы воспитания координационных способностей всегда присутствовала в исследованиях по многим видам спорта.

Поскольку это характеристика управления мышечными напряжениями и расслаблениями, а управление может касаться различных по иерархии уровней двигательной системы, с физиологической точки зрения разделяют координацию на более элементарную, протекающую без участия сознания и воли человека, и на более сложную, отражающую как программирование, так и исполнение целостного двигательного акта (Е.П.Ильин, 2003).

С позиции научных знаний координационные движения являются более выгодными для организма, поскольку способствуют экономному расходованию сил и быстрому их восстановлению.

При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета, хлопков или выстукивания. Музыка задает не только ритм, но и темп движения и как следствие этого, физическую нагрузку (А.К. Волкова 1981; В.Н. Кряж и др. 1987; Ю.Ф. Курамшин, 2003 и др). При этом, мощнейшим средством формирования координационных способностей является музыка и движение, поскольку их основу составляет ритм - „неотъемлемый их структурный компонент”(О.Е. Афтимичук, 1998 с. 54; З.Д. Вербова, 1967; В.И. Елатов, 1974). Для выяснения некоторых положений мы провели социологический опрос. В состав, которого был внесен вопрос, который позволил нам узнать, какие средства, по мнению респондентов-преподавателей необходимо применять в учебно-тренировочном процессе борцов.

Программы многолетней подготовки в видах спортивной борьбы так же, как и методология технико-тактической подготовки борцов не способствуют формированию многообразного и, главное, надежного технико-тактического арсенала, поскольку привнесение в процесс освоения новых технических действий, изучения защиты против них и усложненных комбинаций неизбежно ведет к сужению реальных технических арсеналов. Это, в свою очередь, провоцирует к исповеданию методологии эксплуатации функциональных резервов и, как следствие, раннему старению спортсменов (А.С. Кузнецов, 2003).

Для определения роли координационных способностей в двигательную деятельность борца, проведено социологическое исследование.

На вопрос «Считаете ли вы, что воспитание координационных способностей играют важную роль в учебно-тренировочном процессе борцов? все респонденты-тренеры единогласно 100% ответили «ДА».

На рисунке 4 представлен анализ полученных ответов респондентов по вопросу «Акцентируете ли вы особое внимание на воспитание координационных способностей у спортсменов?», 94,12% респондентов-тренеров ответили «ДА», и 5,88% респондентов ответили «НЕТ».

Продолжая анализ результатов соцопроса респондентов, нам было важно знать их мнения, о том какие средства применяют специалисты в учебно-тренировочном процессе борцов для воспитания координационных способностей. Полученные данные приведены на рисунке 4.

Следует отметить, что из семи предложенных в анкете основных средств респонденты приоритетно разделили свои мнения следующим образом:

первое место - подвижные игры (88,23%);

второе место - имитационные упражнения (52,94%);

третье место - координационно-ритмические задания (47,05%).

В то же время, анализ мнений респондентов показывает, что только незначительное их количество обращает внимание на такие важные, на наш взгляд, средства как идеомоторная тренировка 29,41%, строевые упражнения - 17,64%, ритмические упражнения - 11,76%. Вместе с тем, 5,88% респондентов указали, на то, что применяют музыкальное сопровождение в учебно-тренировочном процессе борцов.

Рисунок 4. Расстановка мнений респондентов по приоритетному использованию средств для воспитания координационных способностей.

На вопрос анкеты об использовании музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе борцов большинство респондентов дали 76,47% отрицательных ответов и всего лишь 23,53% положительных, то есть в процессе занятий музыкальное сопровождение используется крайне редко.

Для выяснения данной ситуации мы задали респондентам еще один вопрос «Как Вы думаете, есть ли необходимость в музыкальной подготовке спортсменов для формирования у них координационных способностей?». Мнения респондентов-тренеров распределились следующим образом рисунок 5.

Оказывается, что 41,18% считают, что музыкальная подготовка необходима для воспитания координационных способностей. Вместе с этим, не малый процент респондентов-тренеров (23,53%) считают, что применение такого рода средств в учебно-тренировочном процессе со своими воспитанниками не является уместным.

Рисунок 5. Отражение мнений респондентов о необходимости в музыкальной подготовке спортсменов для формирования у них координационных способностей.

Неожиданными оказались результаты с ответом на данный вопрос - „Затрудняюсь ответить”: 35,29% респондентов-тренеров. Поскольку использование музыки дает возможность создать правильные моторные привычки, производить ритмические движения, а также совершено четко представлять различные пространственно-временные соотношения. При этом, музыка может организовать и регулировать движение, давать четкое представление о соотношении времени, пространства и акцента в момент выполнения двигательного действия [Г. А. Волкова, 2003], что необходимо борцу в момент противоборства.

Все перечисленные выше средства имеют свою, внутреннюю, интеграцию, проявляющуюся в кумулятивном эффекте занятий, где одни средства дополняют другие с целью закрепления приобретенного в процессе тренировки навыка. В первую очередь, это относится к комплексному психомоторному умению двигательной координации, в состав которого входит и зрительная, и вербальная координация.

При анализе соответствующей специальной литературы по вопросу правильного использования музыкального сопровождения в процессе тренировки, мы выяснили, что верный и достаточно разнообразный подбор музыкальных произведений может вызывать у человека положительные эмоции, способствовать закреплению двигательных навыков, улучшать технику движений, стимулировать мышечную активность и проявление волевых усилий, воздействовать на развитие физических способностей, облегчать организацию занимающихся, повышая при этом моторную плотность занятия, а также ускорять протекание восстановительных процессов [Ю.Р. Коджаспиров, 1987; Н.Г Озолин, 2006; Г.Д. Горбунов, 2007].

В целом, можно долго говорить о том, какую роль занимает музыка в процессе формирования координационных способностей и двигательной деятельности спортсменов, в общем.

Таким образом, исходя из анализа и обобщения, данных специализированной литературы, а также полученных результатов анкетного опроса действующих тренеров и специалистов в области борьбы, приходим к выводу, что исследуемая проблема заслуживает особого внимания, поскольку ей не предоставлено должного места в системе учебно-тренировочных занятий борцов.

Мы представили анализ анкетного опроса лишь по 10 вопросам. Однако и в рамках этого анализа можно констатировать необходимость в научно-методических разработках по проблеме воспитания координационных способностей, которые могут способствовать ускорению учебно-тренировочного процесса и не только в спортивной борьбе.

Выводы

В результате изучения специализированной литературы по проблеме воспитания координационных способностей, в частности борцов, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность борца.

Анализ литературных источников показал, что проблема начального обучения остается одной из актуальных тем спортивной борьбы. Существующая учебно-методическая литература по начальному обучению борцов носит разноплановый характер. В связи с этим необходимо создание методики начальной подготовки спортсменов-борцов с учетом многих компонентов.

2. Установлено, что применение рациональной методики тренировки занимающихся с подбором нестандартных средств и методов, положительно могут повлиять на процесс формирования координационных способностей.

3. Определили роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов посредством анализа социологического опроса.

4.Выявлено более рациональное условие для воспитания координационных способностей, которое является, по мнению респондентов - этапом начальной спортивной подготовки.

5. В результате исследования установлена возможность и практическая целесообразность прикладного использования средств музыки в учебно-тренировочном процессе борцов, в целях формирования координационных способностей.

Практико-методические рекомендации

При составлении программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ целесообразно на этапе начальной спортивной подготовки обращать внимание на развитие координационных способностей. Это позволит спортсмену в дальнейшем при обучении применять более образные двигательные ориентиры и «иметь собственные пространственные ориентиры при проведении технических действий» (А.С. Кузнецов, 2003 с. 285).

Выявлены стороны спортивной техники, которая является комплексом из многих двигательных навыков, сочетаемых последовательно, параллельно и одновременно. Поэтому, при организации учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки целесообразно включать:

- подвижные игры;

- имитационные упражнения;

- координационно-ритмические задания;

- идеомоторные упражнения;

- музыку.

3. Определено, что применения музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе позволяет добиваться высоких результатов меньшими волевыми усилиями спортсменов (Ю.Г. Коджаспиров, 1978; С.И. Кулагин, 2002).

Значительную роль в снижении нервно-психических напряжений в подготовке борцов могут играть:

- Музыкальное сопровождение, создающее комфортные условия для тренировки и восстановления спортсменов.

- Разнообразие тренировочных приемов и действий.

Для определения этих и других факторов, преподаватель должен быть компетентен в вопросах, педагогики, спортивной психологии включая изучения психомоторики человека, физиологии и др.

Библиография

1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22.

2. Афтимичук, О. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. Кишинев, 1998. 300 с.

3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.

4. Бакаринов Ю.М. Особенности ориентации во времени в условиях воздействия вестибулярных нагрузок: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Бакаринов. Калинин, 1971. 17 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.