p align="left">Следует отметить, что из шести представленных вариантов ответов, приоритетное место у преподавателей заняло такое качество, как быстрота (82,35%), далее - координация движения (70,58%), затем - ловкость (61,76%) и на 4-м месте - сила (52,94%). Гибкости и выносливости преподаватели вузов ответили равнозначно 5-е место. По-другому данную ситуацию рассматривают тренеры. Они предпочитают следующий рейтинг необходимых двигательных качеств: ловкость - 83,61%, сила - 78,69%, быстрота - 75,41%, координация - 70,49, гибкость - 67,21% и выносливость 55,74%. Как видим, и преподаватели, и тренеры в процентном составе однозначно выделили координацию и очень близко определили место быстроте. Однако в рейтинговых значениях двигательных качеств наши респонденты расходятся во мнении. Если у тренеров для умелого выхода из сложившейся в определенный момент ситуации первостепенное значение имеет ловкость, то преподаватели здесь отдают предпочтение быстроте, вероятно обосновывая это необходимостью к срочному переключению своего внимания, подключению мышления, т.е. моментальной концентрации психических процессов спортсмена. Для тренеров же, не владеющих в большинстве случаев теоретико-методической подготовкой, данная ситуация рассматривается с „чисто” двигательных позиций. То же можно сказать и об определении 2-го места для анализируемой ситуации: тренеры выдвигают силу, преподаватели - координацию. Здесь повторяется предыдущее обоснование с разницей лишь в том, что координация представлена сложным психомоторным качеством, где помимо психических процессов задействована сложная система моторики. Сравнивая же позиции третьего места в данном ряду двигательных качеств, можно констатировать в целом их логическое рейтинговое расположение у преподавателей относительно тренеров. Третья позиция ловкости для респондентов-преподавателей достаточно обоснована первыми двумя: быстротой и координацией. Для респондентов-тренеров - это быстрота, что никак не укладывается в алгоритм ожидаемого двигательного действия, определенного поставленным в анкете вопросом. Таким образом, показатели вариативности компонентов системы движений отражают ее координационную структуру и могут быть использованы как критерии оценки эффективности. Однако, как показывает опыт, требуются индивидуальное изучение координационной структуры с учетом вариативности ее элементов и разработка индивидуальных перспективных моделей движений спортсменов. 3.2 Воспитание координационных способностей средствами музыки Актуальность проблемы воспитания координационных способностей всегда присутствовала в исследованиях по многим видам спорта. Поскольку это характеристика управления мышечными напряжениями и расслаблениями, а управление может касаться различных по иерархии уровней двигательной системы, с физиологической точки зрения разделяют координацию на более элементарную, протекающую без участия сознания и воли человека, и на более сложную, отражающую как программирование, так и исполнение целостного двигательного акта (Е.П.Ильин, 2003). С позиции научных знаний координационные движения являются более выгодными для организма, поскольку способствуют экономному расходованию сил и быстрому их восстановлению. При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета, хлопков или выстукивания. Музыка задает не только ритм, но и темп движения и как следствие этого, физическую нагрузку (А.К. Волкова 1981; В.Н. Кряж и др. 1987; Ю.Ф. Курамшин, 2003 и др). При этом, мощнейшим средством формирования координационных способностей является музыка и движение, поскольку их основу составляет ритм - „неотъемлемый их структурный компонент”(О.Е. Афтимичук, 1998 с. 54; З.Д. Вербова, 1967; В.И. Елатов, 1974). Для выяснения некоторых положений мы провели социологический опрос. В состав, которого был внесен вопрос, который позволил нам узнать, какие средства, по мнению респондентов-преподавателей необходимо применять в учебно-тренировочном процессе борцов. Программы многолетней подготовки в видах спортивной борьбы так же, как и методология технико-тактической подготовки борцов не способствуют формированию многообразного и, главное, надежного технико-тактического арсенала, поскольку привнесение в процесс освоения новых технических действий, изучения защиты против них и усложненных комбинаций неизбежно ведет к сужению реальных технических арсеналов. Это, в свою очередь, провоцирует к исповеданию методологии эксплуатации функциональных резервов и, как следствие, раннему старению спортсменов (А.С. Кузнецов, 2003). Для определения роли координационных способностей в двигательную деятельность борца, проведено социологическое исследование. На вопрос «Считаете ли вы, что воспитание координационных способностей играют важную роль в учебно-тренировочном процессе борцов? все респонденты-тренеры единогласно 100% ответили «ДА». На рисунке 4 представлен анализ полученных ответов респондентов по вопросу «Акцентируете ли вы особое внимание на воспитание координационных способностей у спортсменов?», 94,12% респондентов-тренеров ответили «ДА», и 5,88% респондентов ответили «НЕТ». Продолжая анализ результатов соцопроса респондентов, нам было важно знать их мнения, о том какие средства применяют специалисты в учебно-тренировочном процессе борцов для воспитания координационных способностей. Полученные данные приведены на рисунке 4. Следует отметить, что из семи предложенных в анкете основных средств респонденты приоритетно разделили свои мнения следующим образом: первое место - подвижные игры (88,23%); второе место - имитационные упражнения (52,94%); третье место - координационно-ритмические задания (47,05%). В то же время, анализ мнений респондентов показывает, что только незначительное их количество обращает внимание на такие важные, на наш взгляд, средства как идеомоторная тренировка 29,41%, строевые упражнения - 17,64%, ритмические упражнения - 11,76%. Вместе с тем, 5,88% респондентов указали, на то, что применяют музыкальное сопровождение в учебно-тренировочном процессе борцов. Рисунок 4. Расстановка мнений респондентов по приоритетному использованию средств для воспитания координационных способностей. На вопрос анкеты об использовании музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе борцов большинство респондентов дали 76,47% отрицательных ответов и всего лишь 23,53% положительных, то есть в процессе занятий музыкальное сопровождение используется крайне редко. Для выяснения данной ситуации мы задали респондентам еще один вопрос «Как Вы думаете, есть ли необходимость в музыкальной подготовке спортсменов для формирования у них координационных способностей?». Мнения респондентов-тренеров распределились следующим образом рисунок 5. Оказывается, что 41,18% считают, что музыкальная подготовка необходима для воспитания координационных способностей. Вместе с этим, не малый процент респондентов-тренеров (23,53%) считают, что применение такого рода средств в учебно-тренировочном процессе со своими воспитанниками не является уместным. Рисунок 5. Отражение мнений респондентов о необходимости в музыкальной подготовке спортсменов для формирования у них координационных способностей. Неожиданными оказались результаты с ответом на данный вопрос - „Затрудняюсь ответить”: 35,29% респондентов-тренеров. Поскольку использование музыки дает возможность создать правильные моторные привычки, производить ритмические движения, а также совершено четко представлять различные пространственно-временные соотношения. При этом, музыка может организовать и регулировать движение, давать четкое представление о соотношении времени, пространства и акцента в момент выполнения двигательного действия [Г. А. Волкова, 2003], что необходимо борцу в момент противоборства. Все перечисленные выше средства имеют свою, внутреннюю, интеграцию, проявляющуюся в кумулятивном эффекте занятий, где одни средства дополняют другие с целью закрепления приобретенного в процессе тренировки навыка. В первую очередь, это относится к комплексному психомоторному умению двигательной координации, в состав которого входит и зрительная, и вербальная координация. При анализе соответствующей специальной литературы по вопросу правильного использования музыкального сопровождения в процессе тренировки, мы выяснили, что верный и достаточно разнообразный подбор музыкальных произведений может вызывать у человека положительные эмоции, способствовать закреплению двигательных навыков, улучшать технику движений, стимулировать мышечную активность и проявление волевых усилий, воздействовать на развитие физических способностей, облегчать организацию занимающихся, повышая при этом моторную плотность занятия, а также ускорять протекание восстановительных процессов [Ю.Р. Коджаспиров, 1987; Н.Г Озолин, 2006; Г.Д. Горбунов, 2007]. В целом, можно долго говорить о том, какую роль занимает музыка в процессе формирования координационных способностей и двигательной деятельности спортсменов, в общем. Таким образом, исходя из анализа и обобщения, данных специализированной литературы, а также полученных результатов анкетного опроса действующих тренеров и специалистов в области борьбы, приходим к выводу, что исследуемая проблема заслуживает особого внимания, поскольку ей не предоставлено должного места в системе учебно-тренировочных занятий борцов. Мы представили анализ анкетного опроса лишь по 10 вопросам. Однако и в рамках этого анализа можно констатировать необходимость в научно-методических разработках по проблеме воспитания координационных способностей, которые могут способствовать ускорению учебно-тренировочного процесса и не только в спортивной борьбе. Выводы В результате изучения специализированной литературы по проблеме воспитания координационных способностей, в частности борцов, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность борца. Анализ литературных источников показал, что проблема начального обучения остается одной из актуальных тем спортивной борьбы. Существующая учебно-методическая литература по начальному обучению борцов носит разноплановый характер. В связи с этим необходимо создание методики начальной подготовки спортсменов-борцов с учетом многих компонентов. 2. Установлено, что применение рациональной методики тренировки занимающихся с подбором нестандартных средств и методов, положительно могут повлиять на процесс формирования координационных способностей. 3. Определили роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов посредством анализа социологического опроса. 4.Выявлено более рациональное условие для воспитания координационных способностей, которое является, по мнению респондентов - этапом начальной спортивной подготовки. 5. В результате исследования установлена возможность и практическая целесообразность прикладного использования средств музыки в учебно-тренировочном процессе борцов, в целях формирования координационных способностей. Практико-методические рекомендации При составлении программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ целесообразно на этапе начальной спортивной подготовки обращать внимание на развитие координационных способностей. Это позволит спортсмену в дальнейшем при обучении применять более образные двигательные ориентиры и «иметь собственные пространственные ориентиры при проведении технических действий» (А.С. Кузнецов, 2003 с. 285). Выявлены стороны спортивной техники, которая является комплексом из многих двигательных навыков, сочетаемых последовательно, параллельно и одновременно. Поэтому, при организации учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки целесообразно включать: - подвижные игры; - имитационные упражнения; - координационно-ритмические задания; - идеомоторные упражнения; - музыку. 3. Определено, что применения музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе позволяет добиваться высоких результатов меньшими волевыми усилиями спортсменов (Ю.Г. Коджаспиров, 1978; С.И. Кулагин, 2002). Значительную роль в снижении нервно-психических напряжений в подготовке борцов могут играть: - Музыкальное сопровождение, создающее комфортные условия для тренировки и восстановления спортсменов. - Разнообразие тренировочных приемов и действий. Для определения этих и других факторов, преподаватель должен быть компетентен в вопросах, педагогики, спортивной психологии включая изучения психомоторики человека, физиологии и др. Библиография 1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22. 2. Афтимичук, О. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. Кишинев, 1998. 300 с. 3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с. 4. Бакаринов Ю.М. Особенности ориентации во времени в условиях воздействия вестибулярных нагрузок: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Бакаринов. Калинин, 1971. 17 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|