на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние на женский организм занятий единоборствами
p align="left"> 1.2 Возникновение женских единоборств

Если рассмотреть продолжительную историю человечества, насыщенную непрекращающейся физической борьбой (вооруженной и рукопашной), и выделить в ней раздел, посвященный единоборствам, то участие в них женщин составит мизерную долю. Испокон веков женщины боролись и дрались очень редко.

Достоверные факты реальных женских единоборств до XVIII века очень редки (гораздо больше мифологии и художественного вымысла). К таким фактам можно отнести обучение спартанских девочек борьбе, женскую ритуальную борьбу у туарегов в Северной Африке (и у некоторых других кочевых племен), участие женщин в гладиаторских боях в Древнем Риме, и, наконец, женскую борьбу на ярмарочных помостах в средневековой Европе (не ясно, правда, являлась ли она реальной). К истории женских единоборств относятся также женские дуэли, упоминаний о которых немало, хотя не все из них достоверны или могут быть классифицированы как единоборства. Участие женщин в вооруженной борьбе и военных действиях также не носило массового характера. [3, c. 125]

В литературе женщины-воительницы - весьма популярный образ (от Брунгильды до знатных дам-дуэлянток в куртуазных французских романах). К мифологическим воительницам мы бы отнесли и древних амазонок. Борющиеся женщины встречаются в живописи и скульптуре (Ренуар, Писарро, Карпо, Роден). На тему женщин-воительниц рисовали Хосе де Рибера и Рубенс. На наш взгляд, одной из причин появления этих образов в литературе и искусстве является тайное пристрастие многих мужчин к фантазиям о женском поединке.

Что касается бытовых драк женщин, то они, безусловно, случались всегда, хотя всегда же и служили исключением из правила. Женские драки-поединки в прошлом были (как и сейчас) явлением относительно редким, а по причине их незначительности для истории человечества, в анналы они не попали, так, что информацию по этому поводу можно черпать в основном только из фильмов, художественной литературы, фольклора и домысливать. Кроме того, как мы уже отмечали, далеко не любую ссору с элементами насильственных действий можно причислить к единоборствам. Те красочные, визгливые и яростные женские драки (кошачьи бои), которые можно в обилии увидеть на видеокассетах, в кинофильмах и на интернетовских сайтах, не более чем театрализованные представления.

Достоверные свидетельства о женских единоборствах спортивной и зрелищной направленности появились в XVIII веке с распространением в Европе и США местной прессы. После изобретения английскими аристократами современного бокса, в Великобритании стали устраивать и женские бои, участницы которых были далеко не аристократками, а принадлежали к «дну общества». Особо славились ирландские боксерши. Во Франции до конца XIX века бокса не знали, зато устраивали женские борцовские схватки перед публикой. На картине Шама 1868 г. запечетлен эпизод женской борьбы. Есть упоминания о женских матчах по борьбе и боксу и в Северной Америке XVIII-XIX веках. [4, c. 177]

Подлинная же история женских единоборств начинается лишь в конце XIX - начале ХХ века. К событиям этого периода относятся: движение за равноправие женщин и мужчин во всех видах деятельности, в том числе, и в спорте; временное включение женской борьбы и бокса в олимпийские игры (правда, в качестве показательных выступлений); развитие женской цирковой борьбы, в которой, например, участвовала супруга прославленного борца Ивана Поддубного и многие другие женщины. К середине ХХ века старая цирковая борьба прекратила свое существование и трансформировалась в так называемый «кетч» (catch), или «рестлинг» (wrestling) - популярнейшее амриканское срежиссированное акробатическое боевое представление, в котором участвуют и женщины.

В конце XIX - начале XX веков многие феминистки у суффражистки пытались культивировать среди женщин «мужские виды спорта», в том числе, борьбу и бокс. В 1901 году изобретатель Эдисон сумел заснять на только что изобретенный киноаппарат показательный матч по боксу между сестрами Гордон. Особо активные дамы устраивали дружеские поединки. Но в те времена такие виды спорта не получили широкого распространения.

Бурный всплеск в развитии женских единоборств (как развлекательного, так и спортивного направлений) начался с 60-х и 70-x годов XX века (в особенности, после признания женского дзюдо официальным видом спорта). Это и первые боксерши, пытающиеся добиться разрешения выступать на ринге, и развитие женского кикбоксинга, таеквандо, других восточных единоборств. В 60-70-е годы в богатых американских домах стали устраивать борцовские поединки между специально подготовленными борчихами. Затем увлечение борьбой перекинулось на самих богатых дам, целый день скучающих без мужей, а позднее это увлечение распространилось среди женщин разных слоев общества (идеологом и практиком этого увлечения является Барбара «Доктор»). Наконец, в последнем десятилетии XX века начинается бурное развитие женского бокса и женской вольной борьбы, которые вскоре станут олимпийскими видами спорта. Как апофеоз полного равноправия женщин можно рассматривать их участие в боях «без правил», где для победы над соперницей допускаются практически любые удары и захваты. То есть, женские единоборства фактически превратились в зеркальное отражение мужских и летопись единоборств пишется теперь совместными усилиями обоих полов. [5, c. 185]

В последние десятилетия интерес к женским единоборствам принял настолько массовый характер, что эпизоды с женскими поединками буквально заполонили телевидение, кино и сеть Интернет. Уже снято несколько фильмов, целиком посвященных женщинам-бойцам и женщинам-воительницам, а распространение видеокассет и видеоклипов с женскими единоборствами стало прибыльным бизнесом. Популярность женского профессионального бокса в настоящее время огромна, а представления с женской борьбой можно увидеть практически в любом городе России. Такова не очень богатая, но весьма динамичная история женских единоборств.

1.3 Единоборство и пол

Известно, что у большинства двуполых биологических существ имеют место ритуальные поединки самцов за обладание самками, за достижение власти в стае и т.д. Это проявление отбора именно среди самцов объясняется их меньшей, чем у самок, биологической ценностью - один самец может оплодотворить многих самок, тогда как самка способна зачать существенно меньшее число раз. В статье В.Р. Дольника «Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни» это явление называется «принципом незаменимости самки». Ритуальные поединки самцов - неотъемлемый атрибут биологической жизни видов. Они совершенно необходимы для правильного выбора самками своих партнеров, а значит и для поддержания жизнеспособности потомства. Таким образом, одна из причин широкого распространения драк и поединков среди мужчин - проявление биологического стремления к внутривидовой борьбе.

Проявления агрессивности самок и их участие в драках, как правило, связаны с защитой потомства или самозащитой - в ритуальных боях самки обычно не участвуют. Ритуальный поединок отличается от драки тем, что в нем выявляется физически более сильный и выносливый противник (своего рода армрестлинг), но не ставится цель убить более слабого или нанести ему увечья. [5, c. 188]

В «Агрессии» Конрада Лоренца описан интересный пример того, что драки между самками также могут служить средством реализации естественного отбора. Самцы и самки зеленой ящерицы селятся и живут независимо друг от друга (вступают в контакт только для совокупления). При этом и самцы, и самки не терпят присутствия других представителей своего пола на «собственной» территории, но индифферентно относятся к присутствию представителей противоположного пола. Соперничество между самками (и между самцами) за наиболее удобные места проживания приводят к тому, что наиболее сильные представители каждого пола занимают наилучшие места (оказываются рядом друг с другом). Вследствие этого, они с большей вероятностью производят совместное потомство. Но это нарушение принципа незаменимости самки является, скорее, исключением из правила. У высших животных, по крайней мере, у млекопитающих, самки не вступают в единоборство между собой. Это утверждение справедливо и для приматов, у многих видов которых самки совершенно бесправны. [4, c. 186]

Во-первых (согласно феминисткам), женщины доказали, что способны заниматься любыми видами деятельности, издревле считавшимися исключительно мужскими. «Так почему же им не побороться и не побоксировать? Почему бы иногда не выяснить отношения с помощью рук и ног, как это частенько делают мужчины? И кто сказал, что стремление к насилию и разрушению - чисто мужская черта? Разве это не один из мифов, навязанных социальной средой, в которой долго и незаслуженно доминировали мужчины?» Сейчас заметно явное стремление многих женщин преодолеть различные табу и стереотипы, одним из которых является утверждение, что «женщины не дерутся».

Во-вторых, роль цивилизации и эмансипации состоит в том, что женщины (хотят они этого или нет) занимают социальную нишу, освобождаемую для них мужчинами (тоже не всегда по их собственной воле). Женщины берут на себя традиционно мужские функции, среди которых основной была защита и отстаивание интересов семьи. Грубо говоря, женщины становятся сильнее, а мужчины - слабее. Несколько примеров. В Древней Руси и в средневековой Европе возникавшие споры часто (и вполне официально) решались с помощью судебных поединков (божий суд), так как считалось, что правому поможет сам Бог. Если одной из сторон в споре являлась женщина, то за нее мог выйти на поединок ее муж, сын, отец, брат или специально нанятый боец (была и такая профессия). Споры крестьян за землю на меже часто заканчивались свирепыми драками мужиков со смертельным исходом. Про бесчисленные войны и говорить не приходится. Каждый мужчина должен был обладать умением драться и иметь специфическое мироощущение бойца, которое постоянно поддерживалось участием в потешных кулачных боях. Пока мужчины постоянно дрались и воевали, у женщин не было никакой возможности и стимула «встревать» в эту сферу деятельности. С наступлением современной цивилизации уменьшается необходимость в применении непосредственного физического насилия - споры чаще решаются в судах, да и войны почти что уже не ведутся врукопашную. Мужчины все меньше и меньше дерутся, и все чаще это желание возникает у женщин (ведь кто-то должен иногда проявить решительность - свято место пусто не бывает). [10, c. 108]

2. Женские единоборства

2.1 Мотивации женских единоборств

Существует множество предположений и взглядов на мотивации участия женщин в поединках. Стоит разделить эти мотивы на две категории: чисто женские (в основном подсознательные) и универсальные (применимые, как к женщинам, так и к мужчинам).

Социальные причины распространения женских единоборств

Одной из главных социальных причин распространения женских единоборств является, на наш взгляд, совместное действие взаимосвязанных факторов - развития цивилизации и технического прогресса, эмансипации женщин и феминистского движения.

Чисто женские мотивации участия женщин в единоборствах

В этом подразделе мотивации к соревновательным единоборствам и дракам рассматриваются вместе.

Подражание мужчинам. С раннего детства мальчики доминируют в детских сообществах, и многие девочки стремятся быть на них похожими, участвовать в типично мальчишеских делах, одним из которых является физическое единоборство (тут феминистки, правда, нас поправят). Подражая мужчинам, женщины не придумали ни одного собственного вида единоборств, а используют давно существующие мужские - и дзюдо, и бокс, и карате существовали в мужском варианте задолго до того, как этими видами стали заниматься женщины. Существуют, правда, виды самообороны, разработанные специально для женщин, но это другая тема. Есть также упоминания о неких стилях карате, максимально использующих особенности именно женского организма. Но и это, пожалуй, либо относится к системам самообороны или гимнастики, либо, вообще, является спекуляцией. Всякие же специфически женские псевдобои (в грязи или нагишом) - лишь стилизованные разновидности обычной борьбы или драки. Да и к единоборствам такие схватки имеет касательное отношение. Это не более, чем шоу для мужчин. А ведь самой естественной для женщин была бы разновидность борьбы, в которой отсутствовал бы риск для груди и других уязвимых частей тела женщины. Например, одному из авторов пришлось наблюдать на пляже шутливое состязание двух крупных женщин, которые, сцепившись руками, старались провести подсечку. Зрелище было волнующим, оно привлекло немало зевак, а сами участницы получали огромное удовольствие и от борьбы, и от внимания зрителей. Подобный «стиль» борьбы не представлял бы никакого риска для участниц. Но в реальности женщины не хотят «облегченных» стилей, женщины хотят, если уж бороться, то как мужчины! [16, c. 188]

Подсознательная ненависть к своему женскому началу и желание его преодолеть проявляются двояко: в стремлении походить на мужчин (быть не как женщина) и в желании физической борьбы с женщиной (как с носительницей этого начала). Эти подсознательные комплексы не обязательно означают, что их носительница не хочет быть женщиной, просто поборовшись или подравшись, она эти комплексы более или менее снимает, и в нормальной жизни обычно мало отличима от других женщин. Некоторые упорные противники феминизма считают, что и сами апологетки агрессивного феминизма сильно не любят свою природу, борясь с ней и стараясь всегда «играть на мужском поле».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.