на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Врачебный контроль
ажно установить этиологию деформации позвоночника, последствия заболеваний (чаще рахит), функциональные изменения нервно-мышечного аппарата, слабое или неравномерное развитие мускулатуры, неправильное держание тела, недостаточность освещения, несоответствие мебели росту учащегося и т. д. Следует определить также степень выраженности и тяжести деформации позвоночника. Первая степень -- нарушение осанки и функциональные, нефиксированные формы искривления позвоночника, которые при активном вытяжении спины исчезают. Вторая степень -- промежуточная между первой и третьей, позвоночник при активном вытяжении выпрямляется лишь в некоторой степени. Третья степень -- прочно фиксированные искривления позвоночника, которые мало изменяются даже при насильственном вытяжении и часто сопровождаются деформацией грудной клетки и образованием реберного горба. Все это следует иметь в виду врачу, когда он делает заключение о необходимости проведения со школьниками, страдающими сколиозом, тех или иных гигиенических и профилактических мероприятий, а также участии этих школьников в занятиях корригирующей гимнастикой либо о введении специальных физических упражнений в уроки физической культуры, физкультпаузы, домашние задания. Третья степень сколиоза почти не поддается консервативному лечению.

Формы грудной клетки определяются при осмотре в профиль и анфас по величине надчревного угла, направлению нижних ребер и линии, ограничивающей грудную клетку спереди. При плоской грудной клетке надчревный угол острый, передняя линия почти прямая, нижние ребра имеют значительный наклон. Цилиндрическая грудная клетка спереди ограничивается овальной линией, надчревный угол равен или близок к прямому, нижние ребра имеют средний наклон. При конической грудной клетке надчревный угол тупой, передняя линия овальная с выпуклостью в нижней части, ребра имеют малый наклон. Кроме того, встречаются патологические формы грудной клетки и асимметрии как следствие перенесенного рахита.

Форма ног отмечается как нормальная, если при стойке «ноги вместе -- носки врозь» соприкасаются друг с другом внутренние мыщелки бедра и внутренние лодыжки. Если внутренние лодыжки соприкасаются, а внутренние мыщелки бедер нет, то это О-образные ноги (варусная форма); если внутренние мыщелки бедра соприкасаются друг с другом, а внутренние лодыжки нет, то это Х-образная форма ног (вальгусная форма). При этом учитывают лишь ясно выраженные случаи искривления ног, так как незначительные степени Х- и О-образности не нарушают опорной функции нижних конечностей.

Необходимо вообще дать оценку костной системе и состоянию суставов (ограниченность движений в тех или иных сочленениях, укорочение одной конечности по сравнению с другой, последствия травм).

Стопа -- орган опоры и передвижения. При обследовании стоп необходимо обращать внимание на состояние продольного свода (нормальный, плоский, повышенный), на состояние поперечного свода, на деформацию пальцев (молоткообразные пальцы), на положение пятки (варусное или вальгусное отклонение), на состояние кожи (потертости, омозолелости).

Антропометрия. С помощью антропометрии получают объективные данные о важнейших морфологических параметрах тела -- массе тела, длинах, окружностях и диаметрах (соматометрия) и о некоторых функциональных признаках -- жизненной емкости легких, дыхательных размахах грудной клетки, силе отдельных групп мышц, толщине жировой складки (физиометрия).

Для получения наиболее точных данных необходимо соблюдение определенных условий: а) все приборы должны систематически контролироваться, б) исследования следует проводить в утренние часы, желательно натощак в одни и те же часы (что важно для повторных измерений), в отдельном, теплом помещении, имеющем хорошее освещение; в) исследуемый должен быть раздет до трусов.

У детей, систематически занимающихся спортом, особенно у учащихся ДЮСШ, спецклассов и школ-интернатов спортивного профиля, необходимо определение состава тела--активной и пассивной (резервный жир) его части, поскольку функциональная готовность и спортивная работоспособность тесно связаны с морфологическим составом тела и прежде всего с количеством активных тканей, которые под влиянием тренировок увеличиваются в своей массе. Причем, чем моложе спортсмен, тем быстрее у него наступают под влиянием тренировок количественные изменения компонентов тела.

Известно, что количественным критерием содержания жира в теле может служить толщина кожно-жировых складок. Для определения жировой ткани толщину кожно-жировых складок измеряют в последние годы с помощью метода калиперметрии. Измерение калиперметром производят в 10 точках на правой стороне тела.

Результаты измерений складываются и по сумме 10 точек в миллиметрах с помощью таблиц Паржисковой определяют процент жировой ткани. Затем можно рассчитать процент активной ткани, а также массу жировой и активной ткани (под последней подразумевается масса тела за вычетом массы жира).

Для повышения точности определения состава тела необходимо соблюдение ряда условий. Бранши калипера должны иметь постоянное давление в 10 г/мм2. Складку плотно зажимают большим и указательным пальцами (избегая болевых ощущений), используя при этом 20--40 мм2 поверхности кожи. Высота складки должна быть не более 1 см.

3 Оценка физического развития

3.1 Методы оценки физического развития

Физическое развитие может быть оценено с помощью нескольких методов: антропометрических стандартов, антропометрических профилей, корреляции и индексов. На основании оценки физического развития врач может назначить необходимые лечебно-профилактические мероприятия для улучшения физического состояния школьника (двигательный режим, изменение питания, лечение, санаторий, лагерь и т. п.), рекомендовать меры соответствующей коррекции физических недостатков (корригирующая гимнастика при нарушениях осанки и плоскостопии; упражнения, укрепляющие те или иные группы мышц; дыхательные упражнения; определенные виды спорта) и, наконец, помочь педагогам в подборе детей, наиболее перспективных для занятий в том или ином виде спорта, так как достижения спортсмена во многом зависят от особенностей его физического развития и телосложения.

Антропометрические стандарты -- это регионарные возрастно-половые средние величины признаков, которые разработаны на основании антропометрических исследований большого количества детей различных возрастов. Стандарты содержат общие средние величины, характеризующие средние значения признаков для коллектива детей данного возраста и пола,-- групповые стандарты и средние величины признаков, соответствующие определенным ростовым группам -- ростовые стандарты.

В оценочных таблицах физического развития («стандартах») для каждого возраста и пола составлена отдельная таблица с указанием для каждого признака средней арифметической (М) и среднего квадратического отклонения (а), характеризующего допустимую величину колебаний от средней. Если при сравнении данных обследования школьника окажется, что показатели роста, массы и окружности грудной клетки совпадают с величиной М±10, то физическое развитие его считается средним.

Метод оценки физического развития путем сопоставления показателей со «стандартами» прост и может использоваться (при наличии регионарных таблиц) школьными врачами в практической работе, однако он не дает представления о взаимосвязи отдельных показателей физического развития.

Представление о взаимной связи признаков физического развития между собой и в то же время характеристику степени развития каждого из них в отдельности дает метод антропометрических профилей, и особенно метод корреляции.

Антропометрический профиль -- графическое, наглядное изображение степени отклонений признаков физического развития от средних, или «стандартных», величин. Для получения профиля выявленные отклонения в сигмах следует точками перенести на сетку. Соединенные прямыми линиями точки образуют антропометрический профиль (рис. 12), по которому можно судить о гармоничности развития.

Метод корреляции учитывает, что признаки физического развития, особенно рост, масса и окружность грудной клетки, взаимосвязаны между собой. Определить взаимосвязь показателей физического развития, т. е. на какую величину меняется масса и окружность грудной клетки при изменении длины тела на 1 см, позволяют коэффициент регрессии (R) и сигма регрессии (aR). Деля разность, например, между «нормальной» массой для данного роста и фактической массой обследуемого на величину сигмы регрессии, находят степень отклонения. Если отклонения признаков не выходят за пределы ±lcrR, то масса и окружность грудной клетки соответствуют данному росту, т. е. физическое развитие школьника следует считать гармоничным. В тех случаях, когда величины массы и окружности грудной клетки не соответствуют данному росту, а имеют большую, чем ±lcrR, необходимо учитывать описательные признаки физического развития (мускулатура, жироотложение и т. д.) и в каждом конкретном случае указывать, за счет чего отмечается дисгармоничное развитие.

Исходя из коэффициента регрессии, нередко составляют специальные таблицы -- номограммы, позволяющие легко оценить тот или иной показатель физического развития по данным других показателей.

Метод индексов может быть использован лишь для приблизительной, ориентировочной оценки физического развития, так как индексы в большинстве случаев выражают отношение лишь двух показателей и часто не конкретизированы в возрастном и половом отношениях.

1. Массоростовой индекс (Кетле)--это отношение массы в граммах к длине тела в сантиметрах. В младшем школьном возрасте у мальчиков и у девочек этот показатель примерно одинаковый и колеблется от 18С до 260 г/см. Значительное превышение верхней границы свидетельствует об излишке массы, величина менее нижней границы указывает на недостаток массы. В среднем школьном возрасте массоростовой индекс колеблется от 220 до 360 г/см и у девочек несколько выше чем у мальчиков.

У старших школьников этот индекс колеблется от 325 до 400 г/см и, наоборот, у мальчиков выше чем у девочек.

2. Жизненный индекс -- отношение жизненной емкости легких (в мл) к массе тела (в кг). Он показывает, какой объем воздуха из ЖЕЛ приходится на каждый килограмм массы. Индекс дает косвенное представление о функциональных возможностях системы внешнего дыхания.

3. Индекс Кверга указывает (приблизительно), какой величины должна быть ЖЕЛ у школьников определенного роста.

4. Индекс активной массы (ИАМ) показывает степень развития мускулатуры. Индекс активной массы у юных спортсменов выше, чем у их нетренированных сверстников, и по мере нарастания уровня тренированности увеличивается. Величина ИАМ зависит от спортивной специализации и от пола занимающихся.

У подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет в среднем 0,77--0,86.

3.2 Общая характеристика телосложения

В целях первоначального отбора и спортивной ориентации, а также регламентации тренировочных и соревновательных нагрузок, кроме оценки физического развития, имеет значение общая характеристика телосложения или соматического статуса. Основные типы телосложения, предложенные для взрослых людей (астенический, нормостенический и гиперстенический) или даже взрослых спортсменов (лептозомный -- стройный, астенический; эуризомный -- громоздкий, пикнический и мезозомный -- средний, атлетический), малоприемлемы для школьников, особенно подростков, так как не учитывают степени полового созревания. Более перспективной представляется в этом плане оценка соматического статуса подростков И.И. Бахрахом и Р.Н. Дороховым. Авторы выделяют в зависимости от развития параметров тела (масса, рост, окружность грудной клетки) и стадий формирования вторичных половых признаков девять соматотипов подростков: макросоматический (А, В, С), мезосоматический (А, В, С) и микросоматический (А, В, С). Макросоматический тип характеризуется длиной тела и окружностью грудной клетки выше средних и высокими, мезосоматический тип -- средними значениями, а микросоматический тип -- ниже средних и низкими величинами этих антропометрическких параметров. Индекс А обозначает дефинитивные стадии развития вторичных половых признаков, В -- ювенильные стадии, а С -- отсутствие этих признаков. При этом следует помнить, что большинство функциональных параметров, в том числе и систем кислородного обеспечения организма, лимитирующих спортивные достижения, зависит у подростков как от уровня физического развития, так и от степени полового созревания.

4 Медицинское заключение

4.1 Необходимость в медицинском заключении

По данным медицинского исследования врач должен сделать индивидуальное заключение о допуске школьника к учебным и внеучебным занятиям физической культурой и спортом. Заключение производят на основании оценки состояния здоровья, физического развития, функциональной готовности организма и уровня физической подготовленности.

При оценке состояния здоровья, которую дают по всей совокупности морфологических и функциональных признаков и данных анамнеза, особое внимание уделяют особенностям опорно-двигательного аппарата и других органов, затрудняющих или препятствующих выполнению тех или иных упражнений. Отмечают отклонения в процессе развития организма школьника по сравнению со сверстниками. Оценку уровня физической подготовленности дают по данным спортивного анамнеза, анализа успеваемости, спортивной характеристики и наблюдений, проведенных во время выполнения физических упражнений.

4.2 Распределение на медицинские группы

На основании медицинского заключения все школьники распределяются, согласно положению, утвержденному Министерством здравоохранения, на три группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной медицинской группе относятся школьники, у которых нет отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. Сюда могут быть отнесены и учащиеся с незначительными, чаще функциональными отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Школьникам этой группы разрешаются занятия в полном объеме по программе физического воспитания. Кроме того, врач должен дать им в зависимости от особенностей телосложения, типологической направленности высшей нервной деятельности, функционального состояния и индивидуальных наклонностей рекомендацию в отношении занятий каким-либо видом спорта. При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. Так, например, при близорукости нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой и кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Какие-либо другие виды спорта при этом не запрещаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.