на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Врачебный контроль
подготовительной медицинской группе относятся школьники, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья или физическом развитии без существенных функциональных отклонений, но не имеющие достаточной степени физической подготовленности. Дети этой группы могут заниматься по школьной программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений). Программный материал они должны осваивать постепенно; нормативы, по которым определяется их успеваемость, разрабатываются учителем индивидуально с учетом имеющегося у каждого из них отклонения. Занятия в каких-либо спортивных секциях им запрещаются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах общефизической подготовки или в домашних условиях, направленные на ликвидацию имеющихся недостатков в физической подготовке. Учитель физкультуры совместно с врачом составляет индивидуальные комплексы-задания упражнений, направленные на расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и системы дыхания, на укрепление определенных групп мышц, на освоение отстающего двигательного навыка или повышение уровня того или иного двигательного качества.

При улучшении состояния здоровья, физического развития и функционального состояния, повышении физической подготовленности школьники подготовительной группы переводятся в основную группу.

Чаще всего школьники, отнесенные к основной и к подготовительной медицинским группам, занимаются на уроках физической культуры вместе. Это создает дополнительные трудности для учителя, снижает интерес к уроку со стороны и тех, и других учащихся, может привести к ущербу в состоянии здоровья ослабленных школьников, переоценивающих нередко свои возможности. Поэтому там, где это возможно, занятия физической культурой для учащихся подготовительной группы лучше проводить отдельно, например организуя «группы здоровья». Причем более выраженный эффект достигается, если занятия этих групп проводятся всегда на свежем воздухе. Исследования показали, что такие занятия укрепляют здоровье детей, повышают сопротивляемость организма к вредно действующим факторам внешней среды, повышают умственную и физическую работоспособность, способствуют повышению школьной успеваемости, расширяют функциональные возможности кардиореспираторного аппарата и обеспечивают подготовку школьников.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями постоянного или временного характера в состоянии здоровья или физическом развитии, не мешающими выполнению обычной учебной работы в школе, но являющимися противопоказанием к занятиям физической культурой по школьным программам. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии.

Контрольные нормативы устанавливаются на основании предварительных результатов, показанных на уроках, строго индивидуально. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения.

Перевод из специальной группы в подготовительную и из подготовительной в основную производится при очередном ежегодном обследовании, а досрочно -- после дополнительного обследования по представлению преподавателя физкультуры и по мере улучшения в состоянии здоровья и нарастании физической подготовленности и функциональной готовности организма школьников.

Иногда определение медицинской группы на основании первичного осмотра является довольно трудной задачей. В этих случаях окончательно решить вопрос возможно лишь на основании повторных медицинских обследований и динамических наблюдений непосредственно в процессе занятий физической культурой. Следует помнить, что поспешное, ошибочное направление школьника в несоответствующую его состоянию здоровья, физическому развитию, функциональной готовности и физической подготовленности медицинскую группу может повредить его здоровью, нанести психическую травму, снизить его физическую и умственную работоспособность.

После перенесенных острых заболеваний, обострений хронических заболеваний или травм бывают необходимы временное полное освобождение от занятий физической культурой или определенные ограничения в них. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях должны определяться строго индивидуально с учетом состояния здоровья, клинических особенностей течения заболевания и функционального состояния главнейших систем, в первую очередь сердечно-сосудистой, и организма в целом. Преждевременное начало занятий физической культурой после заболеваний или травм может вызвать обострение процесса, а также возникновение осложнений, порой тяжелых и опасных. Длительное же освобождение от физкультуры порождает явления гипокинезии с ее неблагоприятными для растущего организма последствиями.

Для ориентирования в определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после некоторых заболеваний и травм можно пользоваться схемой Д. М. Российского и Л. Г. Серкина, дополненной и измененной позднее рядом авторов.

В связи с применением в спорте больших тренировочных и соревновательных нагрузок важное значение приобретает вопрос о влиянии их на регуляцию функции половой системы девушек. Специальные исследования показали, что регулярные занятия спортом оказывают положительное воздействие на формирование и дальнейшее течение половой функции девушек. Наиболее положительные результаты наблюдаются при занятиях физическими упражнениями с дошкольного возраста. Средний возраст у спортсменок несколько выше, чем у девушек, не занимающихся спортом. Однако это связано не с торможением полового созревания из-за интенсивных физических нагрузок, а с особенностями отбора для занятий спортом определенного типа девушек (Бершадский В. Г.). При регулярных занятиях спортом с 8 лет и ранее наблюдается даже несколько более раннее появление менструаций. Главное же -- это благоприятное влияние спорта на формирование ритма менструального цикла и овуляторной функции яичников

Вместе с тем установлено, что у девушек, которые начинают регулярные занятия спортом в течение первых 12 мес после менархе, период становления цикличности менструального цикла и овуляторной функции яичников заметно удлиняется; у них чаще выявляются нарушения менструальной функции. Эти факты должны учитывать педагоги и врачи при планировании тренировочного процесса школьниц-спортсменок

5 врачебно-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания

5.1 Содержание врачебно-педагогических наблюдений

Врачебно-педагогические наблюдения являются важным разделом врачебного контроля за физическим воспитанием школьников, они значительно дополняют сведения, полученные при медицинском обследовании учащихся. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся врачом совместно с преподавателем или тренером непосредственно во время занятий физической культурой, спортивных тренировок и соревнований. Они направлены на оценку правильности построения занятий физическими упражнениями и выбора величины нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, их физического развития и уровня подготовленности. Основная цель наблюдений -- способствовать улучшению процесса физического воспитания школьников и получению ими максимального оздоровительно-тренировочного эффекта от занятий физическими упражнениями.

Задачами врачебно - педагогического контроля являются ознакомление с учебно-методической документацией (классный журнал, учебный план, конспект урока) и определение правильности разделения учащихся на группы; оценка гигиенических условий (температура, влажность, вентиляция, освещенность, соответствие одежды и обуви, техника безопасности, организация первой помощи), организации и методики проведения занятий; изучение воздействия занятий и соревнований на организм учащихся для уточнения состояния их здоровья и функционального состояния; коррекция на основе полученных данных планирования процесса физического воспитания и дозировки физических нагрузок.

Оценку оздоровительно-тренировочного эффекта, правильности построения занятий и качества приспособительных реакций организма можно провести простыми методами исследования. Так, данные визуального наблюдения и беседа позволяют выяснить, соответствует ли физическая нагрузка состоянию здоровья и уровню подготовленности учащегося.

Визуальные наблюдения дают возможность судить о степени утомления по внешним признакам. Следует обращать внимание на окраску кожи, степень потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию движений и внимание. Выяснение самочувствия дополняет эти данные. Небольшое покраснение кожи, незначительная потливость, учащенное, ровное дыхание, бодрое, четкое выполнение команд и заданий, отсутствие жалоб -- все это свидетельствует о небольшом, обычном для урока физкультуры утомлении.

Для средней степени утомления характерно значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, большая потливость, особенно лица, большое учащение дыхания с периодическими глубокими вдохами и выдохами, нарушение координации движений (неуверенные движения, нечеткое выполнение заданий, добавочные движения, покачивания), жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиения.

Резкое утомление (переутомление) характеризуется резким покраснением или побледнением или даже синюшностью кожи, страдальческим выражением лица, общей резкой потливостью и выступанием соли на коже, майке, рубашке, резко учащенным, поверхностным и аритмичным дыханием, вплоть до одышки, отказом от выполнения упражнений, глубоким нарушением координации движений (частые покачивания, отставание в ходьбе от группы, требуется опора или посторонняя помощь), дрожанием конечностей, жалобами на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту, иногда рвоту.

Более выраженная степень утомления у некоторых детей по сравнению с остальными свидетельствует о чрезмерности нагрузки для них и требует немедленных изменений в дозировке упражнений с целью предупреждения перенапряжения.

Определение моторной плотности урока проводится методом хронометража. Регистрируют по секундомеру отрезки времени, затраченного школьником во время урока непосредственно на выполнение физических упражнений. Отношение суммы этих отрезков к общей длительности всего урока, выраженное в процентах, характеризует моторную плотность урока. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если за 45 мин урока общая продолжительность занятий физическими упражнениями равнялась 30 мин, то моторная плотность составит: 66%. Остальное время было потрачено на показ и объяснение, ожидание очереди к выполнению упражнения, паузы отдыха и т. д. Моторная плотность урока физкультуры более 60% считается достаточной. При более низкой моторной плотности школьники не получают оптимальной физической нагрузки, снижается качество урока, плохо усваивается программный материал, мало выражен оздоровительно-тренировочный эффект.

Проверка величины нагрузки и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем определения так называемой физиологической кривой урока. Для этого подсчитывают пульс по 10-секундным отрезкам времени до начала занятий, в начале занятий и в конце каждой части урока, непосредственно перед началом и сейчас же после окончания отдельных физических упражнений. На основании полученных данных графически изображают физиологическую кривую урока, при этом по горизонтали отмечается продолжительность каждой части урока (вводной, подготовительной, основной и заключительной) и отдельных наиболее интенсивных упражнений, а по вертикали реакция пульса на нагрузку по сравнению с исходными данными.

Физиологическая кривая должна представлять собой восходящую линию, поднимающуюся в основной части урока на 80--100% от исходной величины с несколькими зубцами при наиболее интенсивных упражнениях, заметно снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствуют о недостаточной нагрузке. Если пульс при отдельных упражнениях не достигает 130--140 в минуту, то нельзя рассчитывать на тренировочный эффект урока. Резкое учащение пульса и отсутствие выраженной тенденции физиологической кривой к снижению в конце урока, указывают на чрезмерность нагрузки. Следует учитывать, однако, что выраженность пульсовой реакции зависит не только от величины нагрузки и степени подготовленности, но и от типологических особенностей нервной системы, а также от характера физических упражнений. Так, после упражнений в равновесии на бревне пульс учащается значительно, хотя непосредственная физическая нагрузка при этом невелика.

Особое значение имеют данные врачебно-педагогических наблюдений школьников, отнесенных к подготовительной и специальной группам, а также юных спортсменов. У первых из-за тех или иных отклонений в состоянии здоровья, а у вторых в связи с широким применением больших тренировочных нагрузок в раннем возрасте врачебно-педагогические наблюдения проводятся более глубоко. Так, в процессе занятий или до и после них (в зависимости от поставленных задач) исследуются наряду с частотой пульса артериальное давление, жизненная емкость легких и сила дыхательных мышц, проводятся динамометрия, ортостатическая или клиноортостатическая проба, проба с дополнительными и повторными нагрузками, анализы крови, мочи, электрокардиография.

Кроме осуществления описанных выше задач, врач при посещении занятий физической культурой должен установить, достаточно ли высока дисциплина на уроке; достаточно ли правильны, точны, ясны и кратки объяснения педагога; каково материально-техническое оснащение урока и соблюдаются ли возрастные нормы оборудования и инвентаря; как организована «страховка» при различных упражнениях; учитывает ли педагог уровень нагрузки на предыдущем уроке (все это имеет большое значение для профилактики спортивных травм и для повышения качества педагогического процесса); следит ли педагог за осанкой и дыханием и достаточно ли используются общеразвивающиеся и корригирующие упражнения; соблюдаются ли правила личной гигиены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.