преобразованиям и повышать ликвидность своих дочерних компаний задолго до
утверждения концепции реструктуризации. Для начала «ЕЭС России» запретило
своим «дочкам» принимать оплату за продукцию с помощью зачетов, векселей и
бартерных схем. Если еще в начале 1998 года доля расчетов деньгами составляла
всего 15-20%, то к концу 2000 года этот показатель составил 100%. Кроме того,
менеджмент компании добился того, что кредиторска задолженность снизилась на
20%, дебиторская на 25%. Еще в 2000 году РАО впервые за всю историю получило
прибыль от основной деятельности по международным стандартам финансовой
отчетности в 8 млрд. руб. (против 28 млрд. убытков в 1999 году.)
Также в рамках подготовке к реструктуризации и проведения работ по выводу
наиболее проблемных энергосистем РАО создает так называемые управляющие
энергокомпании. Заявленная цель – объединить несколько энергосистем для
антикризисного управления и подготовить их к реформированию. Но главное в том,
что при создании таких управляющих компаний местные губернаторы фактически
теряют контроль над ранее подконтрольными энергосистемами.
[15]
Первой ласточкой стала Средневолжская межрегиональная управляющая компания
(СМУЭК). В структуру (СМУЭК) вошли «Калмэнерго», «Саратовэнерго» и
«Самараэнерго». Следующим шагом было создание аналогичных управляющих
компаний:
- Кавказская энергетическая управляющая компания «КВЭУК» (в составе:
«Ингушэнерго», «Карачаево - Черкесэнерго», «Севкавказэнерго» и
«Каббалкэнерго»);
- Северная энергетическая управляющая компания «СВУЭК» (в составе:
«Архэнерго», «Костромаэнерго» и «Вологдаэнерго»);
- Дальневосточная энергетическая управляющая компания «ДВЭУК» на базе
«Дальэнерго» и ЗАО ЛуТЭК;
- Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад» (ВоГЭК).[16]
Поставленные в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» цели и задачи на
сегодня глубоко уходят корнями в проделанную многолетнюю работу по подготовке
к реформированию. Первый опыт создания управляющих компаний уже показал свою
эффективность. В соответствии с целью, обеспечения надежности и
бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей предприятий, входящих
в РАО «ЕЭС России», все проблемные энергосистемы улучшили свое финансовое
состояние и повысили уровень надежности и бесперебойности электро- и
теплоснабжения потребителей.
РАО «ЕЭС России» на сегодня имеет все средства и в соответствие с данными
государством полномочиями реально может осуществить каждую из поставленных в
концепции целей. Основной задачей менеджмента компании является продолжение
многолетней работы по реформированию отрасли.
2.2. Законодательная база
Реализация реформирования электроэнергетики Российской Федерации невозможна
без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим
Правительством Российской Федерации был разработан и внесён в Государственную
Думу пакет законопроектов, регламентирующий реформирование
электроэнергетической отрасли и РАО «ЕЭС России», задающий основные контуры и
принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях конкуренции
и строго регламентированного государственного вмешательства в хозяйственные
отношения.
В пакет законопроектов вошли проекты следующих федеральных законов:
· «Об электроэнергетике»[17],
· «О введении в действие федерального закона «Об электроэнергетике»,
· «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации»[18],
· «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных
монополиях»[19],
· "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского
кодекса Российской Федерации",
· "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".
Государственной Думой и Советом Федерации РФ указанный пакет законопроектов был
одобрен и подписан Президентом РФ.[20]
В ходе дебатов о путях развития реформирования российской энергетики и
сторонники, и противники нынешнего варианта реформы соглашались в одном –
объективную оценку принятых решений может дать только жизнь. Но и по
указанному пакету законопроектов уже можно сделать предварительные выводы по
тенденциям и направлениям развития отрасли, и о ее функционировании в
переходном периоде.
2.3. Переходный период
С момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» (то есть с момента его
официального опубликования) и до вступления в силу утверждённых Правительством
правил оптового рынка (которое должно состояться не ранее 1 июля 2005 года)
функционирование электроэнергетики будет происходить в условиях переходного
периода. Данный период необходим с целью отработки рыночных механизмов
организации хозяйственных отношений в электроэнергетике и обеспечения
последовательного перехода от существующей системы административной регуляции к
формированию конкурентной среды[21]. В
переходный период будет обеспечена подготовка электроэнергетического комплекса
к работе в новых условиях, предполагающих конкурентную организацию
хозяйственных отношений с сохранением необходимого уровня административного
регулирования в секторах, где формирование рыночных условий невозможно. В
данный период изменения в отрасли будут протекать по следующим основным
направлениям:
- Переход от вертикально – интегрированных энергокомпаний к разделению
видов деятельности.
В переходный период будет обеспечено полное разделение потенциально
конкурентных и естественно–монопольных видов деятельности в
электроэнергетике. Последовательность перехода от вертикально–интегрированных
компаний к раздельному осуществлению видов деятельности будет достигнута за
счёт поэтапного процесса разделения.
Так, до 1 января 2005 года все виды деятельности в электроэнергетике будут
распределены между самостоятельными организациями. Эти организации будут
создаваться путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате будет
достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта,
диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов
деятельности.
Дополнительным условием, которое исключит в будущем возможность для
злоупотребления ресурсами ранее существующей интегрированной структуры,
является запрет на одновременное владение имуществом, используемым для
осуществления естественно–монопольных и потенциально конкурентных видов
деятельности.
В результате первоначально существующую структуру вертикальной интеграции на
региональном уровне, в основе которой лежит организационное единство, заменит
система объединения направлений хозяйственной деятельности в рамках
управляющих компаний.
В дальнейшем, до момента окончания переходного периода (который состоится не
ранее 1 июля 2005 года) будет достигнуто разделение видов деятельности в
рамках аффилированных лиц и групп лиц (т.е. физических и юридических лиц,
способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).
Вместе с тем, в ряде случаев совмещение видов деятельности в
электроэнергетике будет необходимо. В связи с этим, право на одновременное
осуществление монопольных и конкурентных видов деятельности будут иметь
хозяйствующие субъекты, которые:
· функционируют в рамках изолированных энергосистем, при условии
отсутствия или ограничения конкуренции;
· осуществляют деятельность по оперативно–диспетчерскому управлению
и деятельность по передаче электроэнергии исключительно в целях
удовлетворения собственных производственных нужд;
· территориальные сетевые компании, которые получили статус
гарантирующего поставщика.
Непосредственно с момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике»
начнут действовать его положения, определяющие порядок оказания услуг по
передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению.
Такие меры помогут осуществить последовательный переход от интеграции к
рыночной системе отношений и станут фундаментом для последующей отмены
регулирования в сфере ценообразования и развития конкурентных рынков.
- Введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное ценообразование
и тарифное регулирование.
Функционирование оптового и розничных рынков электрической энергии до
вступления в силу положений закона «Об электроэнергетике», регламентирующих
порядок организации хозяйственных отношений на указанных рынках, будет
осуществляться на основе утверждённых Правительством правил оптового рынка
электроэнергии переходного периода. В этот период реализация электроэнергии
на оптовом рынке будет осуществляться как по регулируемым тарифам, так и по
свободным ценам. Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать по
свободным ценам каждый поставщик – субъект оптового рынка, будут определены
Правительством. Тарифное регулирование в переходный период будет
осуществляться в соответствии с действующим федеральным законом «О
государственном регулировании тарифов.» от 14.04.1995г. №41-ФЗ, а в части не
урегулированной этим законом будут применяться положения закона «Об
электроэнергетике».
В целях регулирования тарифов в этот период Правительство будет ежегодно, до
принятия бюджета устанавливать предельные уровни тарифов на электрическую
энергию. При этом будет обеспечена защита интересов населения посредством
утверждения для нее отдельных предельных уровней цен.
- Завершение процесса формирования новых участников хозяйственных
отношений в электроэнергетике.
В рамках переходного периода будет завершён процесс формирования
организационной и имущественной структуры новых участников хозяйственных
отношений в сфере электроэнергетики.
Так, до окончания переходного периода реформирования (до вступления в силу
утверждённых Правительством правил оптового рынка) участие РФ в уставном
капитале Организации по управлению единой национальной электрической сетью и
Системном операторе (которые к настоящему моменту созданы в качестве 100%
дочерних обществ РАО «ЕЭС России») должно быть обеспечено в размере не менее,
чем 52%.
До обеспечения указанного размера доли участия РФ в уставном капитале
Организации по управлению единой национальной электрической сетью и Системном
операторе отчуждение их акций и (или) имущества (за исключением денежных
средств), внесенного в оплату уставного капитала, не допускается.
В последующий период РФ увеличивает долю своего участия в уставных капиталах
указанных компаний всеми законными способами до уровня не менее, чем 75% плюс
одна голосующая акция. Увеличение доли может быть осуществлено в том числе
за счет снижения доли участия РФ в генерирующих компаниях с учетом
ограничения, что в процессе преобразования РАО "ЕЭС России" не допускается
снижение доли участия РФ (если указанная доля составляет свыше 50%) в
уставном капитале:
· акционерных обществ, которые владеют на праве собственности или
ином предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями,
введенными в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона
«Об электроэнергетике»;
· организаций (или их правопреемников), по отношению к которым
указанные акционерные общества являются дочерними обществами.
При создании генерирующих компаний на базе электростанций, введенных в
эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "Об
электроэнергетике", не допускается включение в имущество любой из указанных
компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и более
процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны
оптового рынка.
До 1 июля 2005 г. в наблюдательном совете Администратора торговой системы
оптового рынка будет обеспечено равное участие поставщиков и покупателей, в
координационном совете будут также работать представители органов
исполнительной и законодательной власти.
- Замена тарифного регулирования механизмами свободного ценообразования.
С момента окончания переходного периода (т.е. с момента вступления в силу
правил оптового рынка) вступают в силу положения закона «Об
электроэнергетике», определяющие порядок функционирования оптового и
розничных рынков.
В результате на оптовом рынке начнёт действовать механизм формирования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|