на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диплом: Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России

преобразованиям и повышать ликвидность своих дочерних компаний задолго до

утверждения концепции реструктуризации. Для начала «ЕЭС России» запретило

своим «дочкам» принимать оплату за продукцию с помощью зачетов, векселей и

бартерных схем. Если еще в начале 1998 года доля расчетов деньгами составляла

всего 15-20%, то к концу 2000 года этот показатель составил 100%. Кроме того,

менеджмент компании добился того, что кредиторска задолженность снизилась на

20%, дебиторская на 25%. Еще в 2000 году РАО впервые за всю историю получило

прибыль от основной деятельности по международным стандартам финансовой

отчетности в 8 млрд. руб. (против 28 млрд. убытков в 1999 году.)

Также в рамках подготовке к реструктуризации и проведения работ по выводу

наиболее проблемных энергосистем РАО создает так называемые управляющие

энергокомпании. Заявленная цель – объединить несколько энергосистем для

антикризисного управления и подготовить их к реформированию. Но главное в том,

что при создании таких управляющих компаний местные губернаторы фактически

теряют контроль над ранее подконтрольными энергосистемами.

[15]

Первой ласточкой стала Средневолжская межрегиональная управляющая компания

(СМУЭК). В структуру (СМУЭК) вошли «Калмэнерго», «Саратовэнерго» и

«Самараэнерго». Следующим шагом было создание аналогичных управляющих

компаний:

- Кавказская энергетическая управляющая компания «КВЭУК» (в составе:

«Ингушэнерго», «Карачаево - Черкесэнерго», «Севкавказэнерго» и

«Каббалкэнерго»);

- Северная энергетическая управляющая компания «СВУЭК» (в составе:

«Архэнерго», «Костромаэнерго» и «Вологдаэнерго»);

- Дальневосточная энергетическая управляющая компания «ДВЭУК» на базе

«Дальэнерго» и ЗАО ЛуТЭК;

- Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад» (ВоГЭК).[16]

Поставленные в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» цели и задачи на

сегодня глубоко уходят корнями в проделанную многолетнюю работу по подготовке

к реформированию. Первый опыт создания управляющих компаний уже показал свою

эффективность. В соответствии с целью, обеспечения надежности и

бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей предприятий, входящих

в РАО «ЕЭС России», все проблемные энергосистемы улучшили свое финансовое

состояние и повысили уровень надежности и бесперебойности электро- и

теплоснабжения потребителей.

РАО «ЕЭС России» на сегодня имеет все средства и в соответствие с данными

государством полномочиями реально может осуществить каждую из поставленных в

концепции целей. Основной задачей менеджмента компании является продолжение

многолетней работы по реформированию отрасли.

2.2. Законодательная база

Реализация реформирования электроэнергетики Российской Федерации невозможна

без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим

Правительством Российской Федерации был разработан и внесён в Государственную

Думу пакет законопроектов, регламентирующий реформирование

электроэнергетической отрасли и РАО «ЕЭС России», задающий основные контуры и

принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях конкуренции

и строго регламентированного государственного вмешательства в хозяйственные

отношения.

В пакет законопроектов вошли проекты следующих федеральных законов:

· «Об электроэнергетике»[17],

· «О введении в действие федерального закона «Об электроэнергетике»,

· «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О

государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в

Российской Федерации»[18],

· «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных

монополиях»[19],

· "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского

кодекса Российской Федерации",

· "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".

Государственной Думой и Советом Федерации РФ указанный пакет законопроектов был

одобрен и подписан Президентом РФ.[20]

В ходе дебатов о путях развития реформирования российской энергетики и

сторонники, и противники нынешнего варианта реформы соглашались в одном –

объективную оценку принятых решений может дать только жизнь. Но и по

указанному пакету законопроектов уже можно сделать предварительные выводы по

тенденциям и направлениям развития отрасли, и о ее функционировании в

переходном периоде.

2.3. Переходный период

С момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» (то есть с момента его

официального опубликования) и до вступления в силу утверждённых Правительством

правил оптового рынка (которое должно состояться не ранее 1 июля 2005 года)

функционирование электроэнергетики будет происходить в условиях переходного

периода. Данный период необходим с целью отработки рыночных механизмов

организации хозяйственных отношений в электроэнергетике и обеспечения

последовательного перехода от существующей системы административной регуляции к

формированию конкурентной среды[21]. В

переходный период будет обеспечена подготовка электроэнергетического комплекса

к работе в новых условиях, предполагающих конкурентную организацию

хозяйственных отношений с сохранением необходимого уровня административного

регулирования в секторах, где формирование рыночных условий невозможно. В

данный период изменения в отрасли будут протекать по следующим основным

направлениям:

- Переход от вертикально – интегрированных энергокомпаний к разделению

видов деятельности.

В переходный период будет обеспечено полное разделение потенциально

конкурентных и естественно–монопольных видов деятельности в

электроэнергетике. Последовательность перехода от вертикально–интегрированных

компаний к раздельному осуществлению видов деятельности будет достигнута за

счёт поэтапного процесса разделения.

Так, до 1 января 2005 года все виды деятельности в электроэнергетике будут

распределены между самостоятельными организациями. Эти организации будут

создаваться путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате будет

достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта,

диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов

деятельности.

Дополнительным условием, которое исключит в будущем возможность для

злоупотребления ресурсами ранее существующей интегрированной структуры,

является запрет на одновременное владение имуществом, используемым для

осуществления естественно–монопольных и потенциально конкурентных видов

деятельности.

В результате первоначально существующую структуру вертикальной интеграции на

региональном уровне, в основе которой лежит организационное единство, заменит

система объединения направлений хозяйственной деятельности в рамках

управляющих компаний.

В дальнейшем, до момента окончания переходного периода (который состоится не

ранее 1 июля 2005 года) будет достигнуто разделение видов деятельности в

рамках аффилированных лиц и групп лиц (т.е. физических и юридических лиц,

способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических

лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

Вместе с тем, в ряде случаев совмещение видов деятельности в

электроэнергетике будет необходимо. В связи с этим, право на одновременное

осуществление монопольных и конкурентных видов деятельности будут иметь

хозяйствующие субъекты, которые:

· функционируют в рамках изолированных энергосистем, при условии

отсутствия или ограничения конкуренции;

· осуществляют деятельность по оперативно–диспетчерскому управлению

и деятельность по передаче электроэнергии исключительно в целях

удовлетворения собственных производственных нужд;

· территориальные сетевые компании, которые получили статус

гарантирующего поставщика.

Непосредственно с момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике»

начнут действовать его положения, определяющие порядок оказания услуг по

передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению.

Такие меры помогут осуществить последовательный переход от интеграции к

рыночной системе отношений и станут фундаментом для последующей отмены

регулирования в сфере ценообразования и развития конкурентных рынков.

- Введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное ценообразование

и тарифное регулирование.

Функционирование оптового и розничных рынков электрической энергии до

вступления в силу положений закона «Об электроэнергетике», регламентирующих

порядок организации хозяйственных отношений на указанных рынках, будет

осуществляться на основе утверждённых Правительством правил оптового рынка

электроэнергии переходного периода. В этот период реализация электроэнергии

на оптовом рынке будет осуществляться как по регулируемым тарифам, так и по

свободным ценам. Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать по

свободным ценам каждый поставщик – субъект оптового рынка, будут определены

Правительством. Тарифное регулирование в переходный период будет

осуществляться в соответствии с действующим федеральным законом «О

государственном регулировании тарифов.» от 14.04.1995г. №41-ФЗ, а в части не

урегулированной этим законом будут применяться положения закона «Об

электроэнергетике».

В целях регулирования тарифов в этот период Правительство будет ежегодно, до

принятия бюджета устанавливать предельные уровни тарифов на электрическую

энергию. При этом будет обеспечена защита интересов населения посредством

утверждения для нее отдельных предельных уровней цен.

- Завершение процесса формирования новых участников хозяйственных

отношений в электроэнергетике.

В рамках переходного периода будет завершён процесс формирования

организационной и имущественной структуры новых участников хозяйственных

отношений в сфере электроэнергетики.

Так, до окончания переходного периода реформирования (до вступления в силу

утверждённых Правительством правил оптового рынка) участие РФ в уставном

капитале Организации по управлению единой национальной электрической сетью и

Системном операторе (которые к настоящему моменту созданы в качестве 100%

дочерних обществ РАО «ЕЭС России») должно быть обеспечено в размере не менее,

чем 52%.

До обеспечения указанного размера доли участия РФ в уставном капитале

Организации по управлению единой национальной электрической сетью и Системном

операторе отчуждение их акций и (или) имущества (за исключением денежных

средств), внесенного в оплату уставного капитала, не допускается.

В последующий период РФ увеличивает долю своего участия в уставных капиталах

указанных компаний всеми законными способами до уровня не менее, чем 75% плюс

одна голосующая акция. Увеличение доли может быть осуществлено в том числе

за счет снижения доли участия РФ в генерирующих компаниях с учетом

ограничения, что в процессе преобразования РАО "ЕЭС России" не допускается

снижение доли участия РФ (если указанная доля составляет свыше 50%) в

уставном капитале:

· акционерных обществ, которые владеют на праве собственности или

ином предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями,

введенными в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона

«Об электроэнергетике»;

· организаций (или их правопреемников), по отношению к которым

указанные акционерные общества являются дочерними обществами.

При создании генерирующих компаний на базе электростанций, введенных в

эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "Об

электроэнергетике", не допускается включение в имущество любой из указанных

компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и более

процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны

оптового рынка.

До 1 июля 2005 г. в наблюдательном совете Администратора торговой системы

оптового рынка будет обеспечено равное участие поставщиков и покупателей, в

координационном совете будут также работать представители органов

исполнительной и законодательной власти.

- Замена тарифного регулирования механизмами свободного ценообразования.

С момента окончания переходного периода (т.е. с момента вступления в силу

правил оптового рынка) вступают в силу положения закона «Об

электроэнергетике», определяющие порядок функционирования оптового и

розничных рынков.

В результате на оптовом рынке начнёт действовать механизм формирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.