на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диплом: Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России

равновесных цен в рамках ценовых зон (их границы определяются

Правительством). Основой данного механизма является система подачи

поставщиками и покупателями ценовых заявок (которые могут быть с нулевой

ценой – то есть ценопринимающими). В результате сопоставления поданных заявок

(указанных в них объемов электроэнергии и цен) определяется цена, по которой

осуществляется купля-продажа электроэнергии, а также осуществляется

оперативно-диспетчерское управление.

Кроме системы подачи заявок (то есть оптового рынка) будет также действовать

рынок прямых договоров, сущность которого состоит в реализации электроэнергии

по ценам, определяемым сторонами (вне зависимости от определённой равновесной

цены) на основе двусторонних договоров. Весь механизм организации торгов

будет действовать с учётом строгой очерёдности загрузки генерирующих

мощностей (в первую очередь – мощности, обеспечивающие системную надёжность и

АЭС в части обеспечения условий их безопасной эксплуатации; во вторую очередь

– ТЭС в объеме производства электроэнергии, соответствующем их работе в

теплофикационном режиме, и ГЭС в объеме производства электрической энергии,

который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях

обеспечения экологической безопасности).

По окончании переходного периода продажа электроэнергии на розничных рынках

будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и

предложения.

Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено в части

регулирования деятельности субъектов естественной монополии (к которым будут

отнесены Федеральная сетевая компания и Системный оператор). Государственное

регулирование сохраняется по отношению к следующим объектам:

· регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию,

поставляемую в условиях отсутствия конкуренции;

· регулирование цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной

надежности;

· регулирование цен (тарифов) на услуги администратора торговой системы;

· регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию;

· регулирование платы за технологическое присоединение к

электрическим сетям;

· регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Кроме того, при проявлении монопольных или олигопольных тенденций, требующих

вмешательства государства в ценовую ситуацию на рынке, будет осуществляться

регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней цен на

электрическую энергию и цен (тарифов) на располагаемую генерирующую мощность.

- Ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства.

С момента окончания переходного периода осуществляется окончательное

формирование правомочий Федеральной сетевой компании по распоряжению и

управлению объектами, входящими в единую национальную электрическую сеть. В

частности, вступает в действие механизм ограничения прав собственников

объектов электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную

электрическую сеть. С этого момента заключение всех договоров на передачу

электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную

электрическую сеть (независимо от того, в чьей собственности они находятся),

осуществляется Федеральной сетевой компанией. Кроме того, собственники

указанных объектов не вправе распоряжаться ими (в части вывода этих объектов

из эксплуатации) без согласия данной организации, за исключением случаев

нарушения Федеральной сетевой компанией определяемых Правительством

Российской Федерации условий договора о порядке использования объектов,

входящих в единую национальную электрическую сеть, и иных случаев,

предусмотренных Правительством Российской Федерации. При этом собственникам

данных объектов гарантируется компенсация в размере суммы, которую они бы

получали, если бы самостоятельно эксплуатировали данное имущество, за

исключением текущих расходов, которые несет организация по управлению единой

национальной общероссийской электрической сетью в связи с эксплуатацией

указанного имущества.

- Формирование механизмов, обеспечивающих в условиях конкуренции надёжное

энергоснабжение потребителей.

Обеспечению прав потребителей электроэнергии на надёжное энергоснабжение

будет содействовать формирование системы гарантированной поставки. Данную

систему образуют организации, которым будет присвоен статус гарантирующего

поставщика и функцией которых является обеспечение поставок электроэнергии

любому обратившемуся лицу.

Поддержка процесса создания и развития в электроэнергетике «гарантированной

поставки» будет обеспечена за счёт формирования системы договоров (срок

действия которых составляет 3 года с момента окончания переходного периода)

между гарантирующими поставщиками и поставщиками электроэнергии -

субъектами оптового рынка. Условия этих договоров будут определяться

Правительством, в том числе — начальная цена электроэнергии, поставляемой по

этим договорам. С течением времени цена, по которой будет поставляться

электроэнергия по этим договорам, должна будет постепенно приближаться к

средней цене электроэнергии на оптовом рынке. Таким образом, в течение трех

лет с момента окончания переходного периода будет гарантирована возможность

обеспечения поставок электроэнергии населению не по рыночной цене,

сложившейся на оптовом рынке, а по цене гарантирующего поставщика, которая

будет складываться из стоимости электроэнергии, установленной

Правительством, и регулируемой сбытовой надбавки. В результате цена на

электроэнергию для населения не будет зависеть от возможных колебаний цены на

оптовом рынке.

Кроме того, в целях обеспечения надёжного и бесперебойного энергоснабжения

отдельных групп потребителей, обслуживаемых гарантирующими поставщиками (к

которым будут отнесены наименее защищённые с экономической точки зрения

потребители, а также потребители, обеспечение энергоснабжения которых

необходимо в целях национальной безопасности), будет сформирован механизм

предоставления гарантий обязательств по оплате электроэнергии за счёт

бюджетных средств.

В результате реализации вышеописанных мероприятий и процессов будет обеспечено:

· снижение рисков переходного периода для всех потребителей и

производителей, а для наименее защищённых с экономической точки зрения группы

потребителей – сглаживание возможных резких колебаний цен на электроэнергию

на оптовом рынке;

· формирование системы оперативного государственного контроля за

ходом реформирования;

· последовательный переход от существующей системы хозяйствования к

конкурентным отношениям в сфере оборота электроэнергии

[22].

Команда Чубайса уже через полтора месяца получила сильнейший аргумент в

пользу правильности выбранного пути: свободный рынок электроэнергии в течение

этого срока стабильно оправдывает обещания главы РАО «ЕЭС России»

относительно того, что рынок позволит снизить тарифы.

Как это не грустно, снижение тарифов если продлится, то очень недолго. Уже к

концу года на свободный рынок должны выйти около двух десятков новых

участников, в основном это потребители электроэнергии. Следовательно, спрос

на свободную электроэнергию возрастет, сто повлечет за собой как минимум

стабилизацию цен.

Мало того, уже в ближайшее время на свободном рынке может возникнуть

ситуация, когда объем заявок потребителей превысит пятнадцатипроцентной

квоты продаж, установленной для производителей электроэнергии. Это может

случиться, если, например, все предприятия – потребители, которые сегодня не

могут выйти на ФОРЭМ (с подачи руководства РАО «ЕЭС России» процедура

получения соответствующих разрешений была существенно усложнена), ринутся на

свободный рынок. Впрочем, представители РАО ЕЭС считают такое развитие

событий маловероятным. Однако угроза существует. В материалах, подготовленных

в середине ноября 2003г. экспертами Минэкономразвития, отмечается, что если в

2004 году стоимость электроэнергии в свободном секторе не превысит уровня

регулируемых тарифов на ФОРЭМ, то в 2005 году выход новых потребителей на

свободный рынок может вызвать существенный рост цен в этом секторе – 15 – 20%

выше уровня 2004 года. Чтобы избежать этого и «плавно выравнивать рыночные

колебания цен в этом случае», МЭРТ предложило увеличить объемы

электроэнергии, продаваемой по свободным ценам, до 30% и сделать такие

продажи обязательными.

Еще более серьезную опасность для нового рынка может представлять

предусмотренная действующим законодательством возможность заключения прямых

договоров на поставку электроэнергии между производителем и потребителем.

«Росэнергоатом», например, предпочтет заключать договора с самыми крупными и

наиболее платежеспособными потребителями – «Газпром», МПС, нефтяными

компаниями. Ни юридических, ни технических препятствий для этого не

существует, а все, что может противопоставить этим тенденциям руководство РАО

«ЕЭС России», - моральные увещевания.

«Мы объясняем, что сейчас настал наилучший момент для того, Чтобы научиться

работать в условиях рынка, - говорит заместитель начальника департамента РАО

«ЕЭС России» Марита Нагога. – На прямые договоры всегда можно перейти через

год, два, три. Но это не рыночная ситуация, а сейчас правильнее учиться

работать в условиях рынка»[23].

Трудно сказать насколько убедительными эти аргументы покажутся крупным

компаниям. Между тем проблема остается очень важная: если «крупняк» останется

на свободном рынке до 2006 года, когда будет введена обязательная продажа и

покупка электроэнергии в свободном секторе, энергетический рынок выживет.

Если нет – нынешние успехи могут обернутся полным провалом реформы «по

Чубайсу».

К разряду глобальных проблем также относится вопрос о надежности работы

отрасли в переходный период. По словам, заместителя министра энергетики

Виктора Кудрявого, «надежного энергоснабжения не будет, т.к. в проекте

реформы энергетики нет ни одного решения, направленного на обеспечение

надежности». В Российской энергетике заводы – изготовители не выполняют ни

одного процента технического обслуживания. Вся энергетика обслуживается

силами энергокомпаний. Поэтому, когда энергокомпании делятся по видам

бизнеса, как предлагается, - инфраструктура повисает в воздухе.

После раздела энергосистемы старая система техобслуживания будет нарушена, а

когда будет создана новая, фирменная неизвестно.

[24]

Задач перед руководством РАО «ЕЭС России» на сегодня поставлено много, но и

разрешенных сложных проблем достачно. Поэтому есть основания полагать, что

переходный период не будет связан с масштабными кризисами в отрасли.

2.4. Целевая структура отрасли электроэнергетики к 2008 г

Предполагается, что к 2008 году будут завершены основные процессы

реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы

оптовый и розничный рынки электроэнергии. К этому году закончатся основные

преобразования, начатые РАО "ЕЭС России" в 2006 году (выделение компаний из

РАО "ЕЭС России"), включая обеспечение прямого участия акционеров РАО "ЕЭС

России" в выделенных компаниях. К 2008 году должна быть обеспечена

независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем снижения

доли государственного владения.

В итоге реструктуризации холдинга РАО "ЕЭС России" и других предприятий

отрасли должны сложиться следующие субъекты и структура собственности.

Диплом: Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России

Рис. 2.4.1. Структура отрасли в 2008 году

ФСК – Федеральная сетевая компания (единая национальная

электрическая сеть)

МРСК – межрегиональная распределительная сетевая компания

МРСК’ – компания, выделившаяся из РАО «ЕЭС России» и владеющая акциями МРСК

РСК – распределительная сетевая компания

ОГК – оптовая генерирующая компания

ТГК – территориальная генерирующая компания

РГК – региональная генерирующая компания

Основными субъектами отрасли должны стать:

A. Инфраструктурные организации:

2.4.1. Организация по управлению Единой национальной электрической сетью

ФСК – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой

национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая

обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на

возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по

ЕНЭС.

Основные активы ОАО "ФСК ЕЭС" – практически все магистральные сети РФ (сейчас

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.