построенной на основе бизнес-процессов, по своей экономической сути ничем
принципиально не отличается от реализации инвестиционного проекта фирмой и
приравнивается к нему. То есть в этом случае мы имеем дело со значительными
дополнительными единовременными и текущими затратами.
Причины, которые вынуждают выбрать именно радикальное изменение существующей
структуры фирмы:
Прежде всего - это низкий уровень эффективности функционирования компании.
Естественным является устремление менеджеров переломить эту негативную
тенденцию и сделать фирму динамично развивающейся и эффективной.
Для уже эффективно функционирующих фирм также значимым является указанный
выше мотив. Только они ставят цель - повысить эффективности деятельности
фирмы. Такие стремления в конечном итоге обусловлены рыночной внешней средой
с ее конкурентным началом и “встроенным” механизмом ограничения издержек
сверху.
Все другие причины: захват новых рынков, освоение новых продуктов, технологий
и т. д. в своем основании имеют то же стремление к росту эффективности.
Чаще всего к эволюционным формам структурной перестройки прибегают тогда,
когда появляется возможность увеличить собственный рыночный сегмент, наладить
выпуск нового продукта без излишних дополнительных затрат. В этом случае
текущая эффективность для менеджеров становится важнее, чем ожидаемая в
будущем. Особенно это можно считать оправданным в условиях высокой меры
неопределенности внешней среды и ее быстрых и непредсказуемых изменений в
будущем.
Вопрос о причинах, толкающих менеджеров к эволюционным способам перестройки
организационной структуры компании, может по существу, быть сведенным к двум
положениям. Первое - фирма не имеет достаточных ресурсов для реализации
революционного варианта действий (заметим, очень затратоемкого). Второе -
менеджеры исповедуют осторожный стиль руководства, позволяющий, в конечном
итоге, минимизировать убытки, но не максимизировать получаемую прибыль. При
этом компания все-таки остается достаточно устойчивой и конкурентоспособной.
37. Этапы и методы реорганизации
1 этап подготовительный. Задачи: Выявление необходимости реорганизации,
Обеспечение согласия в руководящем звене, Обучение группы по реорганизации,
Планирование изменений
Методы: Анализ изменений (рыночных, технологических, внешней среды),
Обсуждения, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки Определение
целей, Формирование группы, Создание системы мотиваций и заинтересованности,
Создание системы управления изменениями
Этап второй: сбор информации и определение проблем Задача данного этапа -
выявление продуктов и услуг, ориентированных на потребителя, Планирование и
измерение необходимых мероприятий, Выбор субъектов и объектов, Разработка
модели текущего состояния организации, Выявление видов деятельности
организации, Составление структурной схемы организации, Выявление приоритетных
процессов
Методы: Моделирование поведения потребителей, Метод измерений и оценок ,
Анализ временных циклов, Моделирование процессов, Анализ производственного
процесса, Составление организационной схемы, анализ эффективности
Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем Цель
этого этапа — разработать такое видение проблем, которое способно привести к
скорейшему достижению цели. Методы: анализ трудового процесса.
Этап четвертый: организационно-техническое проектирование. Цель этого
этапа — дать техническую характеристику процесса реорганизации. Дается
описание технологии, стандартов, процедур, систем и видов контроля,
используемых в процессе реорганизации Одновременно с социальным
конструированием создаются модели взаимодействия социальных и технических
элементов.
Этап пятый: социальное проектирование. Целью данного этапа является
выявление социальных аспектов процесса реорганизации. На этапе социального
проектирования производится описание компании, ее кадрового состава, характера
работ, стимулов, используемых в период реорганизации, разрабатывается план
взаимодействия социальных и технических элементов Наряду с этим составляются
предварительные планы по найму работников, их обучению и образованию, новой
расстановке персонала.
Этап шестой: преобразования. Цель данного этапа — разработка
экспериментальной версии и законченного производственного реорганизационного
проекта
38. Организация слияния компаний
1. Под слиянием чаще всего понимается любое объединение компаний, в
результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более
ранее существовавших структур .
Основные причины слияний следующие:
- Синергический эффект от слияния (нами это определялось выше как
организованный комплекс, когда новое целое больше суммы частей), выражающийся
в том, что стоимость активов новой организации больше механической суммы
активов составивших ее частей.
- Налоговая экономия. В результате слияния сокращаются налоговые выплаты, так
как большая часть налогов платится только один раз - с итогового результата
деятельности (реализованной продукции), а не с результата деятельности на
каждой стадии, соответствующей частям, составившим новое целое.
- Возможность экономии на издержках. Рыночные и контрактные трансакции в этом
случае заменяются внутрифирменным оборотом, что может дать определенную
экономию затрат и, кроме того, повысит степень защиты трансакции.
- Покупка активов по цене ниже стоимости.
- Диверсификация деятельности. В результате такого слияния компания
становится более устойчивой к изменяющейся внешней среде.
- Личные мотивы управляющих, стремящихся к усилению своей роли не только в
компании, но и на рынке.
Экономисты чаще всего говорят о следующих типах слияний: 1)
горизонтальные, 2) вертикальные, 3) родовые, 4) конгломератные . Данные типы
слияний, за исключением родовых, не требуют специального объяснения, так как
соответствуют категориальному аппарату, уже использованному в нашей работе,
когда речь шла о горизонтальной интеграции, вертикальной интеграции и
конгломератах.
Родовое слияние охватывает либо связанные предприятия, но не производящие
одинакового продукта (принимает форму горизонтального слияния), либо
предприятия, находящиеся в отношениях производитель - поставщик (принимает
форму вертикального слияния). Данный вид слияния, по нашему мнению,
самостоятельного значения не имеет и может быть сведен к уже известным и
вполне апробированным понятиям.
39. Эффективность организационных изменений (см. №37)
С общественной точки зрения эффективность представляет собой степень
достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов.
Наряду с этим целесообразно ввести понятие производительности,
означающей максимизацию организацией своих целей при минимальной затрате
ресурсов. Эффективность и производительность взаимосвязаны, но вместе с тем
существуют и определенные отличия.
Таким образом, рассмотрение эффективности с точки зрения целей и ресурсов
концентрируется на двух условиях: достижение цели является необходимым
условием производительной деятельности организации, и производительное
использование ресурсов является необходимым, но недостаточным условием для
эффективности. Эти два момента отражают материальную заинтересованность
общества в результатах деятельности организации.
Опираясь на теорию систем, эффективность можно определить и измерить в
пределах, которые являются значимыми для руководителей организаций как частных
предпринимательских, так и государственных. Исходя из этой теории как основы
для выбора критериев эффективности организационной структуры, можно
рассмотреть широкий спектр подходов к ее исследованию и измерению и на этой
основе представить общую модель эффективности организационной структуры.
В контексте теории систем организация рассматривается как один из элементов
системы, которые взаимодействуют друг с другом. Эффективность следует
определять через оптимальный баланс между различными видами деятельности по
приобретению и использованию ресурсов. Деятельность организации, которая
определяет ее функционирование, охватывает: 1) приобретение ресурсов; 2)
производительное использование вводимых факторов производства по отношению
к выходу продукции; 3) производство товаров или услуг; 4) целесообразное
выполнение технических и административных задач; 5) инвестирование в
организацию; 6) подчинение правилам поведения; 7) удовлетворение
разнообразных интересов отдельных людей и их групп. Каждый из этих видов
деятельности направлен на поддержание цикла «вводимые факторы—процесс—выход
продукции» и приспособление к внешней среде.
Согласно теории систем, эффективность организации определяется тем, в какой
мере она достигает оптимума взаимоотношений во всех видах деятельности.
Эффективность представляет собой составляющую ряда видов деятельности,
охватывающих цикл «вводимые факторы - процесс - выход продукции» и адаптацию
к внешней среде. В свою очередь, каждый компонент (структурное подразделение)
коммерческой фирмы — будьте производство, сбыт, управление персоналом,
снабжение, проектно-конструкторские работы, исследования и развитие — может
быть представлен в виде системы со своими вводимыми ресурсами, процессом,
адаптационной деятельностью, которые должны оптимизироваться для достижения
общей организационной эффективности.
40. Понятие организационных знаний. Управление знаниями.
Знание охватывает всю совокупность сведений и способностей, которые
используются индивидуумом для решения задач, а также позволяют
интерпретировать информацию. Знание включает идеологические, нормативные и
эмоциональные элементы, оно зависит от контекста и времени.
Наряду с индивидуальным знанием (т.е. присущим отдельному человеку)
существует организационное знание. В состав последнего входят
религиозные и ценностные представления, память о прошлом, способность к
сопоставлению, история. База организационного знания охватывает как
индивидуальную, так и коллективную, разделяемую группами или сообществами части
знания. Естественно, она превышает сумму индивидуальных баз знания и образует
рамки, на которые ориентируются в своих действиях отдельные сотрудники
предприятия. Организационные знания в разных подразделениях предприятия могут
быть неодинаковыми из-за особенностей развития и различий в накопленном опыте.
Знание может выступать в имплицитной и эксплицитной формах.
Известно, что люди знают больше, чем могут выразить.Скрытая, т.е. имплицитная,
часть знания базируется преимущественно на опыте и личных ценностях. Это знание
часто бывает неосознанным, с трудом подвергается формализации. Эксплицитное
знание, наоборот, более схематично, может быть представлено в формулах,
отражено в справочниках, легко коммуницируется.
Внутренний и внешний трансфер знания принципиально различаются. Последний
выходит за границы предприятия и связывает внешних партнеров – соперничающие
и несоперничающие предприятия, университеты, лаборатории по научным
исследованиям и разработкам, консультантов – в общую структуру. Внешний
трансфер дает возможность предприятию приобрести знания, которыми оно не
располагает или выработка которых требует больших затрат труда, времени и
средств.
Внутренний трансфер, наоборот, осуществляется между сотрудниками, их
группами, отделами, хозяйственными единицами и филиалами в собственных границах
предприятия, а в случае многонациональной корпорации – и через национальные
границы. Он может приобретать форму от передачи знаний в рамках частных бесед
до специальных трансферных проектов в масштабе всего предприятия.
УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ и вспомогательных технологий, таких как средства
группового проектирования, информационно-поисковые системы, хранилища данных.
Ключевым моментом в УЗ является работа с человеческим фактором, включающим в
себя поведенческие, организационные, культурные элементы. Нельзя ждать хорошей
отдачи от УЗ, если сотрудники не желают или не заинтересованы в обмене
информацией, знаниями друг с другом, или когда в организации ограничивается
движение информации и знаний.
Услуги по УЗ включают в себя консультирование (оценку, планирование),
реализацию идей, операционное управление, тренинги и поддержку.
УЗ включает в себя такие блоки как оценка (аудит) имеющихся знаний,
определение интеллектуальных (знаниевых) процессов, развитие корпоративных
таксономий, разработка нормативов и техник измерения знаний, тренинги, IT и
сетевое планирование, коммерческие стратегии в области знания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|