41. Формальные и неформальные группы. Устойчивость организационной культуры
компании.
Группы различаются степенью своей организованности. По этому критерию выделяются
формальные и неформальные группы. Формальные группы состоят из
статусных позиций и занимающих их людей, имеют жесткую структурную организацию
с формальным определением статуса каждой позиции. Примером такой группы
являются разного рода организации: банки, предприятия, политические партии,
профсоюзы и т.п. Неформальные группы - это чаще всего первичные
группы, для которых характерна нечеткая структура, отсутствие формализации
статусов. К таким группам относятся семьи, компании приятелей, соседи и т.п.
Первичные неформальные группы имеют наиболее сильное воздействие на поведение
потребителя. Вторичные неформальные группы могут включать людей, имеющих один и
тот же стиль жизни, например любителей зимних лыж или отдыха на морских
курортах. Неформальные вторичные группы чаще всего выбираются в качестве
объектов воздействия рекламы.
Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам
группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты
потребления, принятые в этой группе.
Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в
процессе социализации или ресоциализации. На протяжении всего пребывания в
группе они мягко или жестко обучаются потреблять так, “как прилично члену
данной группы”. Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но
постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во
внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного
свободного выбора.
Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы потребительского
поведения. Власть - это способность принимать решения, обязательные для
выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм.
Власть вознаграждения - это способность оказывать влияние на поведение
другого посредством обещаемого или молча предполагаемого вознаграждения за
подчинение требованиям, то есть посредством позитивных санкций
Власть принуждения - это способность оказывать влияние на поведение
другого посредством использования наказания или лишения вознаграждения, то есть
посредством негативных санкций. Легитимная власть - это способность
оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что
группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов
определенного поведения.
Власть самоидентификации - это способность оказывать влияние на поведение
индивидов, играя на их стремлении стать членом какой-то группы или теснее с ней
сблизиться.
Культура компании - это общие цели, которыми руководствуется большинство
сотрудников, это мифы и анекдоты, это история создания и развития, групповые
ценности и нормы, независимо от того написаны они на бумаге с логотипом или
нет. И в конечном итоге, это общий образ компании, который есть в голове и
сердце каждого сотрудника.
Разрешение противоречий между потребностями предприятия и работника может быть
выполнено только одним способом: человек должен чувствовать себя комфортно в
правовой (технологизированной) среде, не испытывая психологического дискомфорта
от ограничения свободы, и при этом способен выходить в рефлексивную позицию по
отношению к законам (технологиям), чтобы в установленном порядке изменять
установленный порядок, создавая этим новый порядок. Это важнейшее
требование к организационной культуре, обеспечивающее возможность устойчивого
бизнеса.
42. Принципы рационализации (последовательного подключения, всесторонности
входной информации, всесторонности рекомендаций по рационализации компании,
внутренней рационализации)
Рационализация - перестройка деятельности компании в целях повышения ее
прибыльности.
Существует несколько подходов к совершенствованию бизнес-процессов компании.
Альтернативный подход предполагает поэтапное проведение изменений в компании
путем изучения существующих кризисных явлений и путей их предотвращения,
постепенного совершенствования бизнес-процессов.
Матрица изменений состоит из трех матриц и поля оценок организатора
процесса. Матрицы представляют (1) — текущий набор организационных действий
(практик), (2) — желаемый набор, и (3) — переходное состояние, которое
соединяет (1) и (2).
Реализация матрицы предполагает выполнение четырех шагов
Шаг 1 — Определение критических процессов
Прежде чем приступить к составлению матрицы изменений, необходимо определить
список существующих целей, наиболее важных практик и путей создания ценности
для потребителей в функционирующих бизнес-процессах компании. Для этого
проводится анализ рынка, потенциала компании, поведения потребителей.
Существующие практики затем разбиваются на составные части с учетом механизма
и последовательности их выполнения (например; препятствием для эффективного
низкозатратного производства являются следующие практики в бизнес-процессе
"производство продукции": неэффективное оборудование, ограничения в
выполнении работы). Затем составляется второй список, в котором описываются
желаемые, согласно установленным целям компании, практики.
Шаг 2 — Определение системы взаимодействий
После описания существующих практик создается горизонтальная треугольная
матрица (1), позволяющая определить дополняющие и конкурирующие действия.
Дополняющие практики бизнес-процессов улучшают друг друга, а конкурирующие —
создают помехи в эффективном ведении бизнеса. Треугольная решетка объединяет
все практики процессов в матрицу взаимодействия и в точке их "пересечения"
знак "+" обозначает, что практики являются дополняющими, а знак "-" — что они
являются конкурирующими. Аналогично строится вертикальная матрица (2) для
планируемых практик.
Шаг 3 — Определение переходных взаимодействий
Строится переходная матрица (3) (матрица переходного состояния) —
прямоугольная матрица, объединяющая горизонтальную и вертикальную матрицы.
Она помогает определить степень трудности перехода от существующей практики
организации бизнес-процессов к желаемой.
Шаг 4 — Оценка организаторами процесса изменений
Немаловажную роль играет оценка существующих и внедряемых практик
организаторами процесса изменений в компании. Общеизвестно, что для создания
хорошего продукта необходимо прислушиваться к "голосу потребителя". Если
компания создает новые бизнес-процессы и хочет, чтобы они были более
эффективны, необходимо также прислушиваться к "голосу организатора процесса
изменений" (зачастую это собственники предприятия). Каждая практика
оценивается экспертами, составляющими матрицу, по определенной шкале.
Н
а основе экспертных оценок формируется план реализации предложенных изменений
с учетом комплекса мер по устранению противоречий и усилению положительных
эффектов.
43. Координация в организациях
Организация является объектом управления, в котором люди и выполняемые ими
задачи находятся в постоянной взаимозависимости и взаимосвязи. Для обеспечения
синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации
используется координация. Координация представляет собой процесс
распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных
частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач.
Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.
По своему характеру координационная деятельность бывает:
· превентивная, т. е.
направленная на предвидение проблем и трудностей;
· устраняющая, т. е.
предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;
· регулирующая, т. е.
направленная на сохранение существующей схемы работы;
· стимулирующая, т. е.
направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации
даже при отсутствии конкретных проблем.
Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных
механизмов, среди которых различают такие, как: неформальная
непрограммируемая, программируемая безличная, программируемая индивидуальная и
программируемая групповая координация. Для осуществления координации
предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов).
Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и
психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной
работы и взаимодействия.
Программируемая безличная координация. Если для неформальной координации
не создано надлежащих условий или если организация слишком сложная для того,
чтобы неформальные связи оказались эффективными, то руководитель может
применить стандартные методы и правила работы.
Индивидуальная координация. Работники не всегда одинаково понимают
задачи и направления работы.
Групповая координация. Вопросы координации можно также решать на
совещаниях групп - будь то регулярно заседающие комитеты или специально
создаваемые комиссии.
44. Организационные коммуникации
Коммуникации в организационном контексте включают
взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи
сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная
коммуникация — это процесс, с помощью которого руководители развивают систему
предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным
индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом
в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать
необходимую информацию на всех уровнях управления.
Значение коммуникаций
1. руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно
данным многих экспертов, на это уходит 75—95% времени руководителей. Поэтому
они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
2. коммуникации необходимы для эффективности управления;
3. коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения
воли руководителя;
4. хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению
организационной эффективности. Если организация эффективна в области
коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или
организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача
информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль
поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная
соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника,
например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании,
коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает
мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано,
как улучшить работу, и т. д.
Модели коммуникации
Коммуникация в организациях - это сложный и динамичный процесс. Он может
рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В
зависимости от этого и различаются модели коммуникации.
Коммуникация как действие. В этой модели источник коммуникации
разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в
сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя
информации, который их расшифровывает ил и интерпретирует.
Коммуникация как взаимодействие. Введение элемента обратной связи
ознаменовало переход ко второму типу модели - коммуникации как взаимодействия
(рис. 13.3). Данная модель неоднократно критиковалась за неточность. Более
поздние модели были разработаны таким образом, чтобы отражать весь процесс и
динамику коммуникаций между людьми.
Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более
полными, поскольку отражают коммуникацию как процесс. Наиболее важное отличие
состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный
или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что
человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источника, и
получателя информации.
45. Организационная эффективность
Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена
каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать,
насколько структура обеспечивает достижение организацией результатов,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|