уничтожили десятки гитлеровцев. Выполнив приказ, они удержали свою позицию.
Что помогало им совершить этот подвиг? Ответ содержится в письме героев-
бронебойщиков защитникам Сталинграда. «Мы победили потому, – писали они, –
что были стойкими, храбрыми, установили железную дисциплину в своих рядах».
Действительно, от дисциплины до геройства – один шаг.
Сегодня важно добиться от каждого солдата и матроса до высшего
офицерского состава, осознания государственной значимости ведущейся военной
реформы, личной ответственности за поддержание высокой бдительности и
боевой готовности. Военнослужащие должны глубоко понимать, что сокращение
армии и флота не должно ослабить их боевую мощь. Оно должно быть восполнено
ростом боевого мастерства каждого воина, умелым владением боевой техникой и
оружием, укреплением воинской дисциплины, организованности и воинского
порядка.
В заключение важно подчеркнуть, что развернувшаяся военная реформа –
дело большого государственного значения. Она объективно обусловлена и
закономерна. Реформа приводит Вооруженные Силы в полное соответствие с
характером и особенностями современной военно-политической обстановки и
экономическими возможностями страны. Сократившись численно, Вооруженные
Силы повысят за счет качественных факторов свою боеспособность и
боеготовность. В итоге военной реформы на новый уровень поднимается
гарантированная защита национальных интересов и безопасности России.
Разумеется, в проведении военной реформы немало проблем. Министр
Обороны РФ Маршал И.Д. Сергеев справедливо подчеркивает: «Не вижу иного
способа преодолеть трудности и решить проблемы, как только работать.
Работать профессионально, упорно, целенаправленно, дружно. Формула такой
работы – максимум эффективности при минимуме затрат».
Российские воины, несмотря на сложности переживаемого вносят весомый
вклад в осуществление военной реформы и ее центрального звена –
реформирование Вооруженных Сил. Сознавая наличие военной опасности, они с
чувством высокой ответственности совершенствуют свое боевое мастерство,
укрепляют воинскую дисциплину и организованность, повышают бдительность и
боеготовность.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993 г.
2. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной
службе». – Красная звезда, 4 апреля 1998 г.
3. Закон Российской Федерации «Об обороне». М.,1996 г.
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. – Красная
звезда, 27 декабря 1997 года
5. Сергеев И.Д. Реформы – наша общая забота. – Красная звезда, 27 июня
1997 г.
6. Сергеев И.Д. Новый облик армии: реалии и перспективы. Красная
звезда, 22 июля 1997 г.
7. Сергеев И.Д. Военная реформа переведена в практическую плоскость. –
Независимое военное обозрение, 1998 г., №26.
8. Квашнин А.В. Перестройка по суворовским принципам. – Независимое
военное обозрение, 1998 г., №26.
9. На службе Отечеству. Книга для чтения по ОГП солдат (матросов),
сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1998.
10. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по ОГП. Выпуски 1,2,3. М.,
1997-1988 гг.
полковник в отставке Устякин Н. М.,
кандидат исторических наук
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ:
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
1. Общая характеристика профессиональных армий мира: проблемы и пути
их решения.
2. Профессионализация Вооруженных Сил России: история и перспективы их
создания в современных условиях.
История свидетельствует, что профессиональные вооруженные силы
существовали с давних пор. К концу XX столетия в мире насчитывается не один
десяток армий, комплектуемых на добровольной основе. Очевидно, время
массовых армий, сражающихся на тысячекилометровых линиях фронта, уже
прошло. Сегодняшняя, а тем более завтрашняя война требует новой армии:
профессиональной, отборной, мобильной.
Не следует игнорировать складывающуюся общемировую тенденцию и России.
Создание профессиональных вооруженных сил в Российской Федерации –
дело будущего. Однако уже сегодня оно требует глубокого и заинтересованного
изучения как отечественного, так и зарубежного опыта.
Общая характеристика профессиональных армий мира: проблемы и пути их
решения
Приступая к изложению первого вопроса руководителю занятия
рекомендуется довести слушателям, что по данным Лондонского международного
института стратегических исследований в настоящее время в мире
насчитывается 70 стран, комплектующих свои Вооруженные Силы на добровольной
основе. С точки зрения политической, экономической и военной значимости в
региональном или глобальном масштабе заслуживают внимания лишь 17 стран:
США, Канада, Аргентина, Великобритания, Ирландия, Бельгия, Нидерланды,
Франция, Саудовская Аравия, Пакистан, Индия, Малайзия, Филиппины, Новая
Зеландия, Австралия, Япония. ЮАР.
Анализ основных параметров комплектования Вооруженных Сил на
добровольной основе позволяет определить некоторые наиболее общие критерии
создания профессиональной армии.
Во-первых, основой боевой мощи профессиональной армии, помимо
стратегического ядерного компонента (США, Великобритания), являются
сравнительно малочисленные, но высокоэффективные мобильные силы, обладающие
возможностями быстрой переброски в район боевого применения.
Во-вторых, численность таких ВС не должна превышать 0,7 % от
численности населения страны; численность боеготового резерва должна
составлять не менее 80 % численности вооруженных сил. Около 10 %
численности профессиональных ВС могут составлять военнослужащие-женщины. По
состоянию на 1996 г. Вооруженные Силы США составляли 1. 547. 000 (0,58 % к
численности населения), из них 192. 000 – военнослужащие-женщины, резерв –
2. 045. 000.
В-третьих, для комплектования вооруженных сил по найму необходим
довольно высокий уровень экономического развития страны и благосостояния ее
населения. Примеры рассмотренных стран свидетельствуют о том, что доля ВНП
на душу населения в них не опускается ниже 10.000 долларов (исключение
составляют страны Азии, Африки и Южной Америки), а уровень военных расходов
не превышает 3% ВНП: в США - 3,2 %, в Великобритании - 3,4 %, в Бельгии -
1,5 %. Для сравнения в России доля военных расходов в 1996 г. составила
3,76%, в 1997 г. - 3,82%.
В-четвертых, доля военного бюджета на содержание личного состава не
должна быть менее 30 %, около 20-25 % бюджетных ассигнований на оборону
должно выделяться на закупки оружия и военной техники и не менее 5 % - на
проведение НИОКР.
Говоря о профессионализации Вооруженных Сил, можно выделить, по
меньшей мере, два подхода к решению этой проблемы: американский и
западноевропейский.
Характеризуя американский подход к профессионализации Вооруженных Сил,
прежде всего, следует заметить, что сами американцы не только не называют
свою армию профессиональной, но и не считают ее таковой.
За все время существования вооруженных сил Америки (около 220 лет)
призыв на военную службу осуществлялся менее чем 40 лет, в основном во
время 2 мировой войны и после нее (преимущественно во время войны во
Вьетнаме). В остальное время – это были наемные войска, а с 1973 г.
американская армия стала официально именоваться «Добровольческими
вооруженными силами» (далее – ДВС).
Еще во время предвыборной кампании в 1968 г. Ричард Никсон, заявил,
что постарается прекратить обязательный призыв. Став президентом, он
назначил комиссию для изучения вопроса о ДВС, которую возглавил бывший
Министр обороны США Томас Гейтс. Выводы комиссии – прекращение призыва
положительно повлияет на вооруженные силы и общество в целом. В то же время
были представлены и аргументы противников отмены призыва:
-экономический довод – ДВС будут намного дороже призывной армии и США
не могут позволить себе иметь такую дорогую армию;
-военный довод – ДВС не смогут развернуть вооруженные силы в случае
чрезвычайных ситуаций. Значительно ухудшатся базовые характеристики
военнослужащих-добровольцев;
-морально-психологический довод – переход к ДВС негативно отразится на
национальном характере и подорвет патриотизм молодежи;
-социально-политический довод – переход будет способствовать отделению
военных от общества. ДВС будут преимущественно армией беднейших слоев
населения и социальных меньшинств, а потому им будет присуще отчуждение от
общества и государства, которые они должны защищать. ДВС станут армией
наемников, которые пришли за деньгами, а не из чувства патриотизма.
Самое интересное, что оппоненты ДВС оказались во многом правы. На
самом раннем этапе значительно ухудшилось качество добровольцев,
увеличилось число чернокожих и представителей национальных меньшинств. В
армию пошли люди из бедных семей, используя возможность решения своих
экономических проблем.
И без того непростое положение в первые годы после отмены призыва
усугубилось тем, что Конгресс и администрация президента урезали денежное
содержание военнослужащих так, что эта ситуация вошла в историю под
названием «катастрофы 70-х годов». К тому же в конце 60-х – начале 70-х гг.
вооруженные силы в обществе популярностью не пользовались.
Возрождению положительного отношения к армии способствовали:
1. Избрание президентом Рональда Рейгана, который возродил у
американцев чувство патриотизма.
2. Осознание роли военных в период кризиса с американскими заложниками
в Иране.
3. «Старая, добрая» американская реклама.
В 80-е годы благодаря довольно высокому денежному содержанию улучшился
уровень волонтеров. Патриотизм вновь стали связывать со службой в
вооруженных силах. Армия становится все более представительной с
экономической и социальной точки зрения. Сегодня американцы считают, что в
вооруженных силах США существует социальная справедливость. Не произошло
того, чего опасались противники ДВС – не возникло общественной апатии по
отношению к армии, не произошло смещения власти в руки военных.
Сегодня, делясь своим опытом, американцы считают, что в основе ДВС
должны лежать следующие положения:
1. Вербовкой в армию должны заниматься профессионально подготовленные
для этого люди.
2. Для подбора людей с высокими физическими и интеллектуальными
показателями необходимо обязательное тестирование и обследование
добровольцев. Кстати сказать, только в 1998 году МО США на
усовершенствование существующих уже тестов израсходовало 7 млн. долларов.
3. Должна быть создана широкая база для вербовки в армию действительно
высокопрофессиональных мужчин и женщин, успешно закончивших среднюю школу и
прошедших тестирование. В 1997 г. было набрано 63% добровольцев с дипломом
об окончании средней школы. Очень быстро адаптировались к системе ДВС
женщины. Предполагалось, что служить будет порядка 2%, а на самом деле их
сегодня 17%.
4. Необходима стратегия маркетинга и рекламных кампаний, которые будут
информировать людей относительно возможностей, а также льгот,
предоставляемых военной службой. В частности, о денежных льготах для
желающих поступить в университет. В общественном сознании укореняется
мнение, что армия помогает создать очень позитивный имидж человеку, который
там служил.
5. Оплата воинского труда должна быть сравнимой с гражданской. С одной
стороны, не только зарплата обеспечивает успех набора в профессиональную
армию. С другой – проект перехода к ДВС будет обречен на провал, если
оплата не сравнима с гражданской зарплатой. К тому же, нужна система
различных льгот и выплат.
6. Необходимо постоянно держать в поле зрения вопросы качества жизни:
это жилье, обеспечение детскими учреждениями, различные льготы по
здравоохранению, военные магазины и т.д.
В Америке глубоко убеждены, что ДВС – это не нечто само собой
разумеющееся. К этому явлению следует подходить творчески, следить за его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|