на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общественная государственная подготовка

Обоснование М.И. Драгомировым основополагающих идей и принципов подготовки

войск

Приступая к изложению вопроса, руководителю занятия рекомендуется

отметить, что в ходе осуществления в русской армии Милютинских реформ 60 –

70-х годов XIX в. произошли существенные изменения в обучении и воспитании

войск. Существенное влияние на них оказали идеи и взгляды М.И.

Драгомирова. Основываясь на опыте и уроках Крымской (1853-1856 гг.) и

русско-турецкой (1877-1878 гг. войн, изучив военно-педагогическое наследие

полководцев и военачальников прошлого (особенно А.В. Суворова), Драгомиров

разработал стройную систему обучения и воспитания. Она в наибольшей степени

учитывала конкретно-историческую ситуацию, специфику русского национального

характера и соответствовала последним достижениям военно-теоретической

мысли России и зарубежных стран того времени.

Военно-педагогические идеи М.И. Драгомирова отличались тесной связью с

потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию

личности солдат, привитию им высоких нравственных качеств. Раскрывая их

сущность, Драгомиров писал: «Все дело воспитания и образования войск

приводится к весьма немногим идеям: 1) ставить воспитание выше образования;

2) переходить от анализа к синтезу (т. е. учить делу по частям, но на этом

не останавливаться, непременно соединять эти части в одно, так как они

соединяются при действии против неприятеля); 3) учить целесообразно; 4)

развить внимание людей в военном направлении; 5) приучить их встречать

неожиданности быстро, но несуетливо; 6) вести занятия так, чтобы ни один

шаг в них не противоречил закону выручки своих; 7) ознакомить различные

роды оружия со взаимными их свойствами; 8) вести маневры так, чтобы «всякий

воин понимал свой маневр»; 9) устранять все, способствующее развитию

самосохранения и поощрять все, благоприятствующее самоотвержению, и потому

давать практику в преодолении чувства опасности; 10) учить показом, а не

рассказом; 11) остерегаться примерного исполнения чего бы то ни было в

мере, допускаемой мирною практикою, – вот и все. Все эти идеи можно было

свести даже к одной только: в воспитании и обучении сообразоваться со

свойствами воли и ума человека».

Эти идеи военного педагога, блестящего теоретика и практика, придавали

обучению большую стройность и последовательность, способствовали достижению

более высоких результатов.

Сердцевину военно-педагогической системы Драгомирова составляют

разработанные им принципы обучения. В чем их суть?

В деле подготовки войск, считал М.И. Драгомиров, первостепенное

значение имеет рациональность обучения «Войска должно учить в мирное время

только тому, что им придется делать в военное». Всякое отступление от этого

принципа, является вредным, «потому что оно внушает солдатам и начальникам

превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от

человека». Люди, выученные лишнему, – говорил Драгомиров, – и перед

противником будут делать не то, что нужно, а то, что они умеют делать.

Центральное место в системе военного педагога занимает принцип

системности и последовательности. «Учить солдат боевому делу, – утверждал

Драгомиров, – должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода

обучения видели цель всякого отдела образования». Этот принцип требует

излагать учебный материал от простого к сложному, от легкого к трудному, от

известного к неизвестному. Для обеспечения последовательности и системности

обучения М.И. Драгомиров рекомендовал разрабатывать глубоко продуманные

программы и планы учебных дисциплин, составлять расписание занятий, умело

распределять на них время.

«Рациональное распределение времени, или составление так называемого

учебного плана, – отмечал Драгомиров, – в особенности важно теперь, при

кратких сроках службы, при которых нельзя терять даром ни минуты; без

такого плана, и без строгого следования ему, успех немыслим. Только учебный

план, заранее соображенный, дает возможность чего-нибудь не забыть и

соблюсти должную постепенность в том, что, после чего проходить следует».

Огромное значение в педагогической системе Драгомирова придавалось

принципу сознательного отношения обучаемых к военному обучению. Обучаемый

должен хорошо представлять, чего от него хотят добиться в обучении и для

чего это нужно.

Драгомиров резко выступал против зубрежки и муштры, решительно

отвергал попытки насадить в русской армии прусскую систему воспитания и

обучения войск. Рабское подражание чужим порядкам, взятым у другого народа,

отмечал он, к добру не приводит, ибо они составляют результат его

национальных особенностей и, следовательно, не могут соответствовать таким

же особенностям народа-подражателя. В основу обучения должны быть положены,

утверждал он, не чужеземные образцы, а очень национальное суворовское

классическое правило: «всякий воин должен понимать свой маневр».

Существенную роль, по мнению М.И. Драгомирова, в обучении играет

наглядность, пример. Он рекомендовал чаще использовать примеры, то есть

показать, что и как делать, прибегая к устным объяснениям только в случае

действительной необходимости. Это требует как само военное дело – дело

практическое, так особенность обучаемого – солдата не привыкшего

выслушивать и понимать длинные речи. «Простого человека нужно учить не

словом, а делом; примером, показом. Покажи ты ему что-нибудь раз, – писал

М.И. Драгомиров, – и он задержит, поймет и будет помнить это лучше, чем ты

ему расскажешь двадцать раз».

Следует строго разграничивать, считал педагог-новатор, что вводить в

сознание солдата рассказом, а что показом. В таких разделах обучения, как

строй, фехтование, гимнастика, на его взгляд, должен господствовать показ.

А в других разделах, где без рассказа не обойтись, словом нужно

пользоваться предельно скупо и при малейшей возможности прибегать к

примеру, к показу.

Наряду с принципом наглядности Драгомиров подчеркивает воинское

значение в обучении принципа тесной связи теории с практикой. В частности,

он писал, что «устав–теория, могущая оживотвориться только тогда, когда

человек, богатый служебным опытом, осветит различные положения оной

конкретными случаями, и притом именно случаями, а не рассуждениями».

Поэтому в обучении солдат Драгомиров первостепенную роль отводил офицерам.

«Иного пути, – отмечал педагог, – для достижения цели обучения в срок,

возможно кратчайший, нет и быть не может. Вести по этому пути может только

человек, искушенный служебным опытом, т.е. офицер во всяком случае, а унтер-

офицеры и учителя в этом деле будут только его помощниками, в свою очередь

получающими от него указания и им подготовленными».

Особое значение в военно-педагогической системе М.И. Драгомирова

придавалось принципу прочности усвоения. Этот принцип требует начинать

учить не многому, но много, то есть основательно. «Брать из преподаваемого

не все сплошь, – учил он, – а в порядке важности, начиная с того, без чего

солдат обойтись не может».

В интересах твердости усвоения знаний и навыков Драгомиров был

решительным противником всякого рода показухи и формализма. Он, например,

резко протестовал против существовавшей практики заблаговременного

назначения смотров, мотивируя это тем, что успех обучения определяется

работой на протяжении целого года, а не натаскиванием к определенному сроку

по тому или иному разделу обучения.

М.И. Драгомиров в тесной связи с принципами рассмотрел и методы

обучения. Необходимо, отмечал он, в обучении применять методику, которая

будит мысль, инициативу обучаемых, развивает у них самостоятельность и

уверенность в своих силах. Драгомиров рекомендовал на каждом занятии

сообщать обучаемым понемногу – одну–две мысли и тотчас же требовать

повторения, избегать книжных слов, не допускать повышения голоса на

обучаемых. «Пока учишь, – говорил он, – никогда не сердись...».

Рекомендовалось также солдат в работу втягивать исподволь, не надрывая их

сил, поправлять обучающихся словом, а не руками, если слов не понимают, –

показать на себе.

Успех обучения молодых солдат, считал Драгомиров, зависит от манеры

обращения с ними. «Обучающие должны помнить, – учил он, – что если молодой

солдат не исполняет чего-либо или исполняет дурно, то это происходит, за

весьма редкими исключениями, не от нерадения, а от непонимания требований;

помочь этому можно только терпеливым и кратким объяснением молодому солдату

того, что он должен делать, а не взысканиями; взыскания в подобных случаях

могут только окончательно запугать и ошеломить его». Чрезвычайно актуальны

и сегодня эти строки.

М.И. Драгомиров признавал, что «умело преподавать новобранцу не

легко», гладкое изложение, последовательная аргументация для него совсем не

годятся и дадут плохой результат. Нужно всегда учитывать особенности

новобранцев. Важно также помнить, что учитель существует для ученика, а не

наоборот. И потому учитель должен удовлетворять не своей потребности учить,

а потребности ученика – знать, следовательно, давать ему только то, что без

помощи учителя ученик узнать не может, не рассказывать ему того, что и без

учителя понятно.

Ценными и поучительными являются идеи и опыт М.И. Драгомирова по

тактической подготовке различных родов оружия: пехоты, конницы,

артиллеристов. Его рекомендации по проведению учений с боевыми патронами,

использованию забытого суворовского способа подготовки к бою – сквозных

атак, осуществлению совместных маневров отрядов из разных родов войск и

другие приемы, и способы сыграли важную роль в повышении качества боевой

подготовки русской армии.

Драгомиров не только обосновал принципы и методы обучения, но указал

также какими силами, каким кадровым составом можно обеспечить подготовку

подразделений и частей. Он считал, что «самый добросовестный, знающий и

деятельный ротный командир весьма мало сделает, если вообразит, будто сам

все может сделать». Для успеха дела необходимо опираться на подготовленных

офицеров, унтер-офицеров, учителей и сплоченный коллектив роты. «Нужно, –

отмечал Драгомиров, – чтобы рота представляла не одну бесформенную массу,

но слагалась из малых, органически сросшихся между собой частей, подобно

тому, как это видим в человеческом теле. И всякая из этих малых частей

должна иметь свою самостоятельную и ответственную голову и свое

органическое сложение из частей меньших: только тогда она может быть

признана, как орган роты, только тогда рота является организмом здоровым,

имеющим внутренний порядок». А если все роты будут хорошо подготовлены, то

и полк будет на высоте положения.

Многие передовые идеи М.И. Драгомирова нашли поддержку у руководства

военным министерством России и были отражены в некоторых учебных,

инструкциях и уставах, по которым учились войска русской армии.

Руководителю занятия рекомендуется отметить, что сегодня, в ходе проведения

военной реформы как никогда важно повысить эффективность обучения и

воспитания военнослужащих. Поэтому обращение к педагогическим взглядам М.И.

Драгомирова представляет несомненный интерес.

Взгляды М.И. Драгомирова на воинское воспитание

Приступая к изложению второго вопроса, руководителю занятия

рекомендуется подчеркнуть, что в военно-педагогической системе М.И.

Драгомирова исключительно большое место отведено вопросам воинского

воспитания. И это не случайно. Дело в том, что к середине XIX в. в русской

армии сохранилось еще немало элементов «прусско-гатчинской» системы

воспитания, основанной на страхе наказания и негативно влиявшей на

подготовку войск, их нравственность. Шла постоянная борьба между

представителями новых, возрождавшихся суворовских форм и методов воспитания

и сторонниками старых, дискредитировавших себя методов, но имевших еще

немало своих последователей и влиятельных покровителей в офицерской среде.

По этому поводу Драгомиров писал: «...О значении рационального

воспитания и образования войск у нас стали поговаривать с конца пятидесятых

годов; и суворовская «Наука побеждать» стала известна армии, помнится с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.