Обоснование М.И. Драгомировым основополагающих идей и принципов подготовки
войск
Приступая к изложению вопроса, руководителю занятия рекомендуется
отметить, что в ходе осуществления в русской армии Милютинских реформ 60 –
70-х годов XIX в. произошли существенные изменения в обучении и воспитании
войск. Существенное влияние на них оказали идеи и взгляды М.И.
Драгомирова. Основываясь на опыте и уроках Крымской (1853-1856 гг.) и
русско-турецкой (1877-1878 гг. войн, изучив военно-педагогическое наследие
полководцев и военачальников прошлого (особенно А.В. Суворова), Драгомиров
разработал стройную систему обучения и воспитания. Она в наибольшей степени
учитывала конкретно-историческую ситуацию, специфику русского национального
характера и соответствовала последним достижениям военно-теоретической
мысли России и зарубежных стран того времени.
Военно-педагогические идеи М.И. Драгомирова отличались тесной связью с
потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию
личности солдат, привитию им высоких нравственных качеств. Раскрывая их
сущность, Драгомиров писал: «Все дело воспитания и образования войск
приводится к весьма немногим идеям: 1) ставить воспитание выше образования;
2) переходить от анализа к синтезу (т. е. учить делу по частям, но на этом
не останавливаться, непременно соединять эти части в одно, так как они
соединяются при действии против неприятеля); 3) учить целесообразно; 4)
развить внимание людей в военном направлении; 5) приучить их встречать
неожиданности быстро, но несуетливо; 6) вести занятия так, чтобы ни один
шаг в них не противоречил закону выручки своих; 7) ознакомить различные
роды оружия со взаимными их свойствами; 8) вести маневры так, чтобы «всякий
воин понимал свой маневр»; 9) устранять все, способствующее развитию
самосохранения и поощрять все, благоприятствующее самоотвержению, и потому
давать практику в преодолении чувства опасности; 10) учить показом, а не
рассказом; 11) остерегаться примерного исполнения чего бы то ни было в
мере, допускаемой мирною практикою, – вот и все. Все эти идеи можно было
свести даже к одной только: в воспитании и обучении сообразоваться со
свойствами воли и ума человека».
Эти идеи военного педагога, блестящего теоретика и практика, придавали
обучению большую стройность и последовательность, способствовали достижению
более высоких результатов.
Сердцевину военно-педагогической системы Драгомирова составляют
разработанные им принципы обучения. В чем их суть?
В деле подготовки войск, считал М.И. Драгомиров, первостепенное
значение имеет рациональность обучения «Войска должно учить в мирное время
только тому, что им придется делать в военное». Всякое отступление от этого
принципа, является вредным, «потому что оно внушает солдатам и начальникам
превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от
человека». Люди, выученные лишнему, – говорил Драгомиров, – и перед
противником будут делать не то, что нужно, а то, что они умеют делать.
Центральное место в системе военного педагога занимает принцип
системности и последовательности. «Учить солдат боевому делу, – утверждал
Драгомиров, – должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода
обучения видели цель всякого отдела образования». Этот принцип требует
излагать учебный материал от простого к сложному, от легкого к трудному, от
известного к неизвестному. Для обеспечения последовательности и системности
обучения М.И. Драгомиров рекомендовал разрабатывать глубоко продуманные
программы и планы учебных дисциплин, составлять расписание занятий, умело
распределять на них время.
«Рациональное распределение времени, или составление так называемого
учебного плана, – отмечал Драгомиров, – в особенности важно теперь, при
кратких сроках службы, при которых нельзя терять даром ни минуты; без
такого плана, и без строгого следования ему, успех немыслим. Только учебный
план, заранее соображенный, дает возможность чего-нибудь не забыть и
соблюсти должную постепенность в том, что, после чего проходить следует».
Огромное значение в педагогической системе Драгомирова придавалось
принципу сознательного отношения обучаемых к военному обучению. Обучаемый
должен хорошо представлять, чего от него хотят добиться в обучении и для
чего это нужно.
Драгомиров резко выступал против зубрежки и муштры, решительно
отвергал попытки насадить в русской армии прусскую систему воспитания и
обучения войск. Рабское подражание чужим порядкам, взятым у другого народа,
отмечал он, к добру не приводит, ибо они составляют результат его
национальных особенностей и, следовательно, не могут соответствовать таким
же особенностям народа-подражателя. В основу обучения должны быть положены,
утверждал он, не чужеземные образцы, а очень национальное суворовское
классическое правило: «всякий воин должен понимать свой маневр».
Существенную роль, по мнению М.И. Драгомирова, в обучении играет
наглядность, пример. Он рекомендовал чаще использовать примеры, то есть
показать, что и как делать, прибегая к устным объяснениям только в случае
действительной необходимости. Это требует как само военное дело – дело
практическое, так особенность обучаемого – солдата не привыкшего
выслушивать и понимать длинные речи. «Простого человека нужно учить не
словом, а делом; примером, показом. Покажи ты ему что-нибудь раз, – писал
М.И. Драгомиров, – и он задержит, поймет и будет помнить это лучше, чем ты
ему расскажешь двадцать раз».
Следует строго разграничивать, считал педагог-новатор, что вводить в
сознание солдата рассказом, а что показом. В таких разделах обучения, как
строй, фехтование, гимнастика, на его взгляд, должен господствовать показ.
А в других разделах, где без рассказа не обойтись, словом нужно
пользоваться предельно скупо и при малейшей возможности прибегать к
примеру, к показу.
Наряду с принципом наглядности Драгомиров подчеркивает воинское
значение в обучении принципа тесной связи теории с практикой. В частности,
он писал, что «устав–теория, могущая оживотвориться только тогда, когда
человек, богатый служебным опытом, осветит различные положения оной
конкретными случаями, и притом именно случаями, а не рассуждениями».
Поэтому в обучении солдат Драгомиров первостепенную роль отводил офицерам.
«Иного пути, – отмечал педагог, – для достижения цели обучения в срок,
возможно кратчайший, нет и быть не может. Вести по этому пути может только
человек, искушенный служебным опытом, т.е. офицер во всяком случае, а унтер-
офицеры и учителя в этом деле будут только его помощниками, в свою очередь
получающими от него указания и им подготовленными».
Особое значение в военно-педагогической системе М.И. Драгомирова
придавалось принципу прочности усвоения. Этот принцип требует начинать
учить не многому, но много, то есть основательно. «Брать из преподаваемого
не все сплошь, – учил он, – а в порядке важности, начиная с того, без чего
солдат обойтись не может».
В интересах твердости усвоения знаний и навыков Драгомиров был
решительным противником всякого рода показухи и формализма. Он, например,
резко протестовал против существовавшей практики заблаговременного
назначения смотров, мотивируя это тем, что успех обучения определяется
работой на протяжении целого года, а не натаскиванием к определенному сроку
по тому или иному разделу обучения.
М.И. Драгомиров в тесной связи с принципами рассмотрел и методы
обучения. Необходимо, отмечал он, в обучении применять методику, которая
будит мысль, инициативу обучаемых, развивает у них самостоятельность и
уверенность в своих силах. Драгомиров рекомендовал на каждом занятии
сообщать обучаемым понемногу – одну–две мысли и тотчас же требовать
повторения, избегать книжных слов, не допускать повышения голоса на
обучаемых. «Пока учишь, – говорил он, – никогда не сердись...».
Рекомендовалось также солдат в работу втягивать исподволь, не надрывая их
сил, поправлять обучающихся словом, а не руками, если слов не понимают, –
показать на себе.
Успех обучения молодых солдат, считал Драгомиров, зависит от манеры
обращения с ними. «Обучающие должны помнить, – учил он, – что если молодой
солдат не исполняет чего-либо или исполняет дурно, то это происходит, за
весьма редкими исключениями, не от нерадения, а от непонимания требований;
помочь этому можно только терпеливым и кратким объяснением молодому солдату
того, что он должен делать, а не взысканиями; взыскания в подобных случаях
могут только окончательно запугать и ошеломить его». Чрезвычайно актуальны
и сегодня эти строки.
М.И. Драгомиров признавал, что «умело преподавать новобранцу не
легко», гладкое изложение, последовательная аргументация для него совсем не
годятся и дадут плохой результат. Нужно всегда учитывать особенности
новобранцев. Важно также помнить, что учитель существует для ученика, а не
наоборот. И потому учитель должен удовлетворять не своей потребности учить,
а потребности ученика – знать, следовательно, давать ему только то, что без
помощи учителя ученик узнать не может, не рассказывать ему того, что и без
учителя понятно.
Ценными и поучительными являются идеи и опыт М.И. Драгомирова по
тактической подготовке различных родов оружия: пехоты, конницы,
артиллеристов. Его рекомендации по проведению учений с боевыми патронами,
использованию забытого суворовского способа подготовки к бою – сквозных
атак, осуществлению совместных маневров отрядов из разных родов войск и
другие приемы, и способы сыграли важную роль в повышении качества боевой
подготовки русской армии.
Драгомиров не только обосновал принципы и методы обучения, но указал
также какими силами, каким кадровым составом можно обеспечить подготовку
подразделений и частей. Он считал, что «самый добросовестный, знающий и
деятельный ротный командир весьма мало сделает, если вообразит, будто сам
все может сделать». Для успеха дела необходимо опираться на подготовленных
офицеров, унтер-офицеров, учителей и сплоченный коллектив роты. «Нужно, –
отмечал Драгомиров, – чтобы рота представляла не одну бесформенную массу,
но слагалась из малых, органически сросшихся между собой частей, подобно
тому, как это видим в человеческом теле. И всякая из этих малых частей
должна иметь свою самостоятельную и ответственную голову и свое
органическое сложение из частей меньших: только тогда она может быть
признана, как орган роты, только тогда рота является организмом здоровым,
имеющим внутренний порядок». А если все роты будут хорошо подготовлены, то
и полк будет на высоте положения.
Многие передовые идеи М.И. Драгомирова нашли поддержку у руководства
военным министерством России и были отражены в некоторых учебных,
инструкциях и уставах, по которым учились войска русской армии.
Руководителю занятия рекомендуется отметить, что сегодня, в ходе проведения
военной реформы как никогда важно повысить эффективность обучения и
воспитания военнослужащих. Поэтому обращение к педагогическим взглядам М.И.
Драгомирова представляет несомненный интерес.
Взгляды М.И. Драгомирова на воинское воспитание
Приступая к изложению второго вопроса, руководителю занятия
рекомендуется подчеркнуть, что в военно-педагогической системе М.И.
Драгомирова исключительно большое место отведено вопросам воинского
воспитания. И это не случайно. Дело в том, что к середине XIX в. в русской
армии сохранилось еще немало элементов «прусско-гатчинской» системы
воспитания, основанной на страхе наказания и негативно влиявшей на
подготовку войск, их нравственность. Шла постоянная борьба между
представителями новых, возрождавшихся суворовских форм и методов воспитания
и сторонниками старых, дискредитировавших себя методов, но имевших еще
немало своих последователей и влиятельных покровителей в офицерской среде.
По этому поводу Драгомиров писал: «...О значении рационального
воспитания и образования войск у нас стали поговаривать с конца пятидесятых
годов; и суворовская «Наука побеждать» стала известна армии, помнится с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|