и экономическое развитие регионов. Важной с точки зрения методологии
является структуризация местных финансовых ресурсов. Структурный метод дает
возможность не только показать совокупность финансовых отношений, а и
выявить характер взаимосвязи между элементами системы. Это в свою очередь
дает возможность сделать и количественный и качественный анализ местных
финансовых ресурсов. При проведении анализа местных финансовых
ресурсов необходимо учитывать, что существует взаимосвязь между разными
звеньями финансовой системы Украины. Это должно учитываться органами
местного самоуправления в своей финансовой деятельности. Финансовая
деятельность является особой отраслью управления, специальное задание
которой – мобилизация, распределение и использование фондов средств.
Финансовая деятельность местных органов власти должна строится на
таких принципах:
1) принцип взаимосвязи и взаимозависимости – отображает влияние
финансовой политики государства, местных органов власти на все элементы
системы региональных финансовых ресурсов;
2) принцип полноты – учет всех возможных региональных финансовых
ресурсов;
3) принцип комплектности – отображает взаимосвязь между элементами
местных финансов, показатели местных бюджетов во взаимосвязи с социально-
экономическим развитием регионов;
4) принцип учета и контроля за местными финансами;
5) принцип законности и соблюдения финансовой дисциплины;
6) принцип самостоятельности в управлении местными финансами.
Существует мнение, что только такое расширение понимания сущности
местных финансов, структуры и принципов формирования местных финансовых
ресурсов дает возможность органам местного самоуправления реализовать
основное их задание – социальное и экономическое развитие территорий,
приводит к их финансовой независимости.
Финансовая независимость органов местного самоуправления – важное
условие построения демократического государства. От финансовых возможностей
зависят в конечном итоге реальные властные функции государства.[12, C.200-
220]
Финансовую независимость местного самоуправления необходимо
рассматривать, прежде всего, как экономический простор для его деятельности
в пределах определенной территории на принципах экономической эффективности
и экономической целесообразности. Приоритетным условием должна быть
совокупность территориальных интересов, которые отображают особенности
экономических и социальных условий региона.
Под финансовой независимостью местного самоуправления понимается
возможность самостоятельного решения вопросов комплексного финансового
обеспечения экономичного и социального развития данной территории, которые
входят до компетенции соответствующего уровня местного самоуправления.
Предусловием финансовой независимости местного самоуправления является
разумная с точки зрения экономической целесообразности децентрализация
власти и адекватное распределение ответственности полномочий, а также, и
финансово-экономической базы между центром и регионами. Пределы финансовой
независимости местного самоуправления всегда должны определяться в
законодательном порядке, то есть закон должен четко выделять функции
местного самоуправления и в соответствии с ними - источники ресурсов,
которые составляют финансовое обеспечение этих функций.
Законодательное закрепление функций местного самоуправления должно
найти отображение, прежде всего, в конституции государства. Но, к
сожалению, в Конституции Украины четко не сформулированы фундаментальные
положения и функции местного самоуправления, как это сделано в конституциях
большинства европейских государств, не учтено и основные положения
Европейской хартии о местном самоуправлении.[15, C. 80-85]
Реальность экономической, в том числе финансовой, независимости
органов местного самоуправления возможна при соблюдении таких принципов:
- местные органы власти имеют достаточное количество собственных
источников доходов, которые соответствуют их полномочиям;
- в связи с тем, что масштабы функций и финансовые возможности должны
постоянно корригироваться в результате экономических, социальных и
демографических изменений, реформы местных органов власти должны
быть нацелены на постоянную переоценку и достижение баланса между
государственными и местными функциями и доходами;
- какое- либо решение, которое принимается органами законодательной и
исполнительной власти, если оно предусматривает определенные
расходы, должно иметь финансовое обоснование;
- обеспечение гибкости системы финансирования, то есть действующее
законодательство должно давать возможность оперативно решать
вопросы относительно уточнения или изменения объемов и источников
финансирования;
- широкое участие предпринимательских структур, размещенных на данной
территории, в финансовом обеспечении предоставления услуг,
отнесенных к компетенции местных органов власти.
Таким образом, концептуальные основы финансовой независимости местного
самоуправления должны заключаться в оптимальном учете интересов
государства, предпринимательских структур, населения и местного
самоуправления. Вместе с тем важно заметить, что ничем не ограниченная
финансовая независимость местного самоуправления имеет также негативные
черты, как, например, чрезмерная централизация в использовании финансовых
ресурсов, которые создаются на данной территории.[19, C. 60-70]
Из всего вышеизложенного можно сделать следующее заключение, что
местные финансы, органы местного самоуправления играют очень важную роль в
бюджетном процессе государства. С их помощью производится финансирование
бюджетных учреждений, находящихся на территории данного совета, их работа
позволяет вышестоящим органам иметь представление о положении дел
определенной территории и тем самым строить бюджетную политику всего
государства. Финансовая независимость органов местного самоуправления –
важное условие построения демократического государства. От финансовых
возможностей зависят в конечном итоге реальные властные функции
государства.
1.2. Нормативно правовая база местного бюджета
Нормативно правовая база местного бюджета включает вопросы:
. бюджетная политика;
. стратегическое или политическое планирование;
Установление правительством конкретных целей и задач улучшает качество
информации, анализа и принятия решений в бюджетном процессе. Но поскольку
политики склонны избегать этого, возможно, необходимо внедрять официальный
политический процесс. Он даст существенную действительную информацию на
начало бюджетного процесса; определит сферы, в которых существующую
политику и программы следует пересмотреть более тщательно и где есть
необходимость принять соответствующее законодательство. Бюджетный процесс,
который продолжается без конкретного политического руководства, теряет
много времени и не служит тем, кто принимает решения, соответствующим
образом.
С целью надлежащего понимания и применения политики правительства в
процессе составления бюджета, ее следует четко задокументировать.
Действующее законодательство устанавливает много политических курсов
правительства.
Определение приоритетов необходимо для того, чтобы руководить
ассигнованием средств министерствам и программам в начале процесса
составления бюджета, а также для того, чтобы бюджетные предложения,
предоставленные министерствами, соответствовали приоритетам правительства в
проекте бюджета на соответствующий год.
Можно рекомендовать осуществление отдельного стратегического или
политического планирования, что даст возможность разработать основные
политические инициативы перед изданием инструкций к бюджету.[12, C. 180-
200]
Типичный процесс стратегического или политического планирования: 1)
оценивает предложения относительно основных вопросов; 2) устанавливает
задачи, содержание программ, ответственность и расходы для каждой
инициативы; и 3) определяет приоритеты между различными предложениями.
Процесс разработки политики должен начинаться раньше процесса
составления бюджета.
Политические решения относительно формирования главного финансового
плана государства находят свое отражение в форме Послания Президента,
постановления Кабинета Министров, основных направлений бюджетной политики
на следующий бюджетный период.
Результаты процесса планирования политики часто состоят из нескольких
больших инициатив правительства и конкретных направлений, которые относятся
отдельных министерств и программ.
Установление политических приоритетов во время процесса составления
бюджета является главным показателем определения бюджетного объема расходов
для программ/функций.
Политический процесс имеет одинаково важное значение для определения,
как сокращения, так и увеличения расходов.
Бюджетная политика- это заявления, сделанные политиками для
конкретизации и философии финансового управления. В широком понимании
политика- это официальная позиция органов местного самоуправления для
поддержки реализации финансовых целей. Политика создает рамки для
финансового управления и направляет финансистов в ведении финансовых дел
органов местного самоуправления.[19, C. 30-40]
Важным документом, который определяет бюджетную политику на местном
уровне, является программа экономического и социального развития
соответствующей административно-территориальной единицы.
В программе экономического и социального развития соответствующей
административно-территориальной единицы на следующий год должны быть
отображены:
1. Анализ социально-экономического развития административно-
территориальной единицы за предыдущий и текущий годы и характеристика
главных проблем развития ее экономики и социальной сферы.
2. Состояние использования природного, производственного, научно-
технического и трудового потенциала, экологическая ситуация.
3. Возможные пути решения главных проблем развития экономики и
социальной сферы.
4. Цели и приоритеты социально-экономического развития на будущий год.
5. Система мероприятий органов местного самоуправления относительно
реализации социально-экономической политики с определением сроков
исполнения и исполнителей.
6. Основные показатели социально-экономического развития
административно-территориальной единицы (по каждому направлению).
7. Данные о получении и использовании доходов от распоряжения
объектами права коммунальной собственности, эффективности использования
объектов права коммунальной собственности, показатели развития предприятий
и организаций, которые являются объектами права коммунальной собственности.
8. Местные программы.
Текущая бюджетная политика определяет объем бюджета, балансовые
показатели, объем резервного фонда и распределение ролей между
разнообразными бюджетными показателями.
Бюджетный кодекс определяет необходимость распределения доходов и
расходов на общий и специальный фонды, а также текущие и капитальные
расходы. При этом бюджет развития местных бюджетов является составной
частью специального фонда.
Через разнообразие процедур процессов планирования и привлечения
источников финансирования органы местного самоуправления, как правило,
разрабатывают свои текущие бюджеты и бюджеты развития отдельно.
Текущий бюджет покрывает ежедневные затраты на предоставление услуг, в
то время как бюджет развития финансирует затраты на развитие
инфраструктуры, общественные сооружения, оснащение, выкуп земельных
участков. Развитие инфраструктуры касается публичных инвестиций, как вод
путей, водосливов, трубопровода и канализации, очистительных сооружений,
внешнего освещения, утилизации твердых бытовых отходов, новых транспортных
маршрутов.
Эти четыре вида публичных инвестиций, развитие инфраструктуры является
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|