приблизив его к современному статусу западноевропейских банков.
В своей деятельности Банк Испании подчиняется Министерству экономики и
финансов. Выработка денежной политики в стране относится к компетенции
правительства, которое делегирует свои функции в этой области Министерству
экономики и финансов. Осуществление же денежной политики поручено Банку
Испании.
Министерство экономики и финансов разрабатывает положения для Банка
Испании, которым он должен следовать при реализации денежной и кредитной
политики правительства, определяет принципы осуществления банком
дисциплинарных и контрольных функций, устанавливает порядок осуществления
банком операций с частными банками и т.д.
Банк д'Италия ( центральный банк Итальянской республики. Правовое
положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом; его
права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах,
принятых в разное время.
Банк д'Италия был образован в 1893 году в результате слияния трех
крупных банков: Банка Националь Репьо д'Италия, Банка Национале Тоскана и
Банка Тоскана ди Кредито пер ле индустрие э иль коммерчио д'Италия.
Первоначально Банк д'Италия имел форму частноправовой компании. С момента
основания центральный банк Италии является эмиссионным банком; до 1926 года
эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляют Банко ди Наполи и
Банко ди Сичилия; с 1926 года Банк д'Италия становится монополистом.
В 1926 году в ходе реорганизации итальянской системы кредитных
учреждений Банк д'Италия был поставлен во главе банковской системы Италии.
На него были возложены контрольные функции. Банк может давать правительству
конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики согласно
закону № 141 от 7 марта 1938 года, капитал банка составляет 300 млн. лир;
он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть
оплачены полностью. Акции в капитале Банка д'Италия являются именными и
могут принадлежать лишь:
1) сберегательным кассам;
2) кредитным учреждениям публичного права и национальным банкам;
3) страховым обществам;
4) страховым учреждениям.
Категории центрального банка с его отделениями и филиалами европейского
законодательства соответствует в США система банков Федерального резерва. В
1913 году в США был принят Закон о Федеральном резерве. В преамбуле так
определялась цель закона: «Создание банков Федерального резерва,
обеспечения устойчивой денежной системы, получение средств переучета ценных
бумаг, создание более эффективного надзора за банковским делом в
Соединенных Штатах». Для этой цели создавалась система Федерального резерва
(СФР). Создание СФР началось с создания организационного комитета,
наделявшегося широкими полномочиями. Организационный комитет включал трех
главных членов: министра финансов, министра сельского хозяйства и
контролера денежного обращения.
В начале своей деятельности организационный комитет должен был
определить с помощью экспертов и советников и после анализа необходимой
информации не менее восьми и не более двенадцати городов Федерального
резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва.
Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно
вписываться в границы штатов, но непременно отражать обычный порядок
ведения дел.
Со временем законом предусматривается возможность изменения округов
Федерального резерва, а также городов, отделений банков Федерального
резерва (БФР), контор. Надо заметить, что с самого начала были созданы
двенадцать БФР, определены двенадцать городов и округов Федерального
резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те
же, также в количестве двенадцати (см. приложение 2).
По приведенному списку можно судить о размерах округов ФР и
концентрации банковского капитала. Самые большие по площади округа имеют
наибольшее число отделений с целью охвата всей территории: иногда сами
отделения могут иметь объем операций, равный по сумме объему операций
головной конторы. Наличие большого числа контор (помимо головной)
свидетельствует о концентрации банковского капитала.
Каждый банк является членом СФР и решения главного органа ( Совета
управляющих, а также Федерального комитета по операциям на открытом рынке
строго обязательны для руководства банков Федерального резерва.
Банк Федерального резерва представляет собой корпорацию, т.е.
юридическое лицо, созданное в форме публичной корпорации (или акционерного
общества).
Все банки Федерального резерва создавались с капиталом не менее четырех
миллионов долларов паевого подписного (т.е. на который необходимо было
собрать подписку) капитала.
Членами банка Федерального резерва могут быть любые лица, как
физические, так и юридические.
Кроме того, членами БФР должны быть все банки штатов (т.е. банки,
имеющие лицензию высших исполнительных органов штата на деятельность на
всей территории данного штата) с суммой паевого капитала в один миллион
долларов и выше.
Среди первоначальных пайщиков БФР было правительство Соединенных
Штатов. Однако когда система окрепла необходимость в этом отпала.
Любые другие банки могут быть членами БФР при соблюдении ими
определенных требований.
Другие лица ( физические лица, объединения, корпорации могут быть в
числе пайщиков БФР, причем пакет акций каждого из таких членов не должен
превышать 25 тысяч долларов. Права голоса у них нет.
Основой банковской системы ФРГ является Немецкий Федеральный банк
(НФБ), выступающий в качестве центрального банка страны. Он был создан
вскоре после второй мировой войны оккупационными властями западных зон в
1948 году. Законом о Немецком Федеральном банке, который был принят
Бундесратом 26 июля 1957 г., проведено слияние Берлинского Центрального
банка, центральных банков земель с Банком немецких земель. С очень
незначительными изменениями Закон о НФБ действует и в настоящее время. НФБ
имеет свои представительства в столицах земель, некоторое число главных
филиалов (58) и филиалов (170) по всей территории ФРГ.
В соответствии с Законом НФБ является юридическим лицом публичного
права. Его основной капитал принадлежит Федерации. Основной задачей банка
считается регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения
устойчивости валюты. НФБ стремится к развитию банковского платежного
оборота как в стране, так и с заграницей. Закон предоставляет банку право
участвовать в Международном компенсационном банке, а с согласия
федерального правительства и в других учреждениях, которые обслуживают
межнациональную валютную политику, обеспечивают международный платежный и
кредитный оборот.
В центре кредитной системы Франции находится Банк де Франс, созданный
в 1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков.
Через 145 лет после своего образования он становится центральным
государственным банком страны.
Банк де Франс имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы
профессиональной деятельности.
Банк де Франс уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной
политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий,
осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства.
Банк де Франс в настоящее время превратился из банка, обслуживающего
кредитные учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами
являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не
исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько
Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают
пользоваться его услугами.
Рассмотрим теперь Банк России. Уставный капитал и имущество ЦБ нашего
государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их
на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет
свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку
России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах
(следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом.
Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не
может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в
капиталах международных организаций также ограничено).
Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по
обязательствам Банка России, а Банк России ( по обязательствам
государства.
Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его
компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным
законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает
за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,
необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от
прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок образования и использования резервов и фондов определяется
Советом директоров.
Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих
капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован,
его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу[1]. Он
регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в
отличие от Банка Англии, который издает так называемые просьбы).
Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое
Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не
отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых;
незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем исторического
развития банковских систем.
II. Организация и структура управления центральным банком
Четкое функционирование центральных банков обеспечивается
законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-
кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие
государству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построение
органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с
аналогичной структурой иных национальных компаний.
Высшим органом управления Банка Англии является директорат,
возглавляемый управляющим. В директорат также входят заместитель
управляющего и 16 директоров (четыре штатных и 12 по совместительству) из
числа руководителей крупнейших компаний, в том числе банковских.
Управляющий назначается правительством на срок в пять лет; срок полномочий
директоров (назначаемых в том же порядке) ( четыре года. За ущерб,
возникший в ходе осуществления функций Банка Англии по Закону 1987 г.,
члены директората отвечают лишь в случае, когда доказана их
недобросовестность.
Для обсуждения конкретных практических вопросов при директорате
действует специальный комитет казначейства, в состав которого входят
управляющий, его заместитель и пять директоров.
Организационное строение Банка Италии характеризуется известной
сложностью, что отражает специфику исторического пути его развития от
частного банка к государственному со смешанным капиталом. Внутренняя
структура Банка такова: во главе его стоит Совет директоров, состоящий из
12 членов и председателя. Центральный совет проводит в жизнь решения
Межминистерского комитета, в состав которого входят председатель ( министр
казначейства, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли,
министр промышленности и торговли, министр труда и президент Банка Италии и
решения которого обязательны для государственного банка.
Местонахождение центрального банка Италии ( г. Рим. Здесь расположены
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|