железными дорогами, федеральной почтой и др.) или одной из земель. В этих
случаях размер займа не может превышать трех четвертей от курсовой
стоимости закладываемых облигаций. Существуют и другие объекты залога в
виде ценных бумаг, имеющих публично-правовой характер.
Ломбардная политика НФБ проводится через регулирование ломбардной
ставки и установление ломбардных контингентов. Ломбардные контингенты (
возможный объем займов, предоставляемых кредитным учреждениям (в том числе
главным образом коммерческим банкам).
Банк де Франс получил право на эмиссию денежных знаков в 1838 году.
Сначала устанавливались сроки эмиссионного права, а с 1945 года это право
стало бессрочным. Банк де Франс ( единственный банк страны, уполномоченный
выпускать денежные знаки, являющиеся законными на территории метрополии.
Банковские билеты, выпущенные Банк де Франс, имеют законный курс на
территории Сен-Пьер и Микелон с 1 января 1973 года и в заморских
департаментах с 1 января 1975 года.
Банк де Франс выпускает деньги в обращение через Казначейство и
кредитные учреждения, преобразуя в наличные созданные этими учреждениями
«записанные на счета центрального банка деньги» в форме вкладов.
Для заморских территорий и департаментов денежные знаки вводятся их
эмиссионными институтами, которые действуют как банки ( корреспонденты Банк
де Франс.
В отличие от ряда других стран, где печатание денег отдано в частный
сектор, Банк де Франс печатает денежные купюры на подчиненных ему
предприятиях: в экспериментальной лаборатории в Путо, на бумажной фабрике в
Викле Конте и в издательстве Шамальер.
Ежегодно Банк де Франс эмитирует свыше 600 млн. купюр и приблизительно
такое же количество он изымает из обращения.
Центральный банк по традиции является хранителем золото-валютных
резервов. В настоящее время официальный золотой запас выполняет роль
резервного актива и своего рода гаранта в международных расчетах.
На фонд стабилизации валют возложена задача наблюдения за курсом франка
и поддержания, с помощью различных операций, на валютном рынке
определенного соотношения иностранной и национальной валюты.
Основными методами денежно-кредитного регулирования экономики Франции
со стороны ЦБ являются:
. учетные операции;
. операции на открытом рынке;
. изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений в центральном
банке;
. контроль за кредитами.
Учетные операции (переучет) ( старейший метод регулирования. Суть этих
операций сводится к тому, что центральный банк скупает выставленные
кредитными учреждениями ценные бумаги (в основном векселя), срок платежа по
которым еще не наступил, за сумму несколько меньшую, чем подлежащая оплате
по ценным бумагам. Разница в денежных суммах составляет прибыль Банк де
Франс и называется переучетной ставкой. Банки же получают кредиты под свои
собственные обязательства.
Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже центральным
банком ценных бумаг, что приводит к необходимому регулированию сальдо счета
банков в Банк де Франс.
Метод изменения норм обязательных резервов, которые кредитные
учреждения хранят на беспроцентном счете в центральном банке, введен в 1967
году во Франции по примеру США. За нарушение норм обязательных резервов
кредитные учреждения обязаны выплачивать штраф Банк де Франс. Изложенные
выше традиционные методы регулирования в свое время были достаточно
эффективны и играли значительную роль в механизме банковской деятельности.
Однако в настоящее время они несколько отошли на второй план.
В 1985 году был установлен новый подход к системе кредитования,
заключающийся в контроле за кредитом и пришедший на смену прямого
ограничения размеров банковских кредитов. Это свидетельствует о
преобладании рыночных методов регулирования экономики.
Кредитные учреждения сами решают вопрос об увеличении или снижении
размеров кредитования. Банк де Франс осуществляет лишь контрольную функцию.
Центральный банк принимает участие в эмиссии казначейских бон,
облигаций и иных ценных бумаг. Боны ( краткосрочные долговые обязательства
казначейства. Они выпускаются на срок не более 5 лет. Боны могут быть двух
видов: в купюрах и по текущему счету. Боны в купюрах размещаются среди
населения. Боны по текущему счету распространяются среди кредитных
учреждений. Эти боны не материализованы в определенные купюры, а
представляют собой соответствующие суммы, записываемые на счета кредитных
учреждений.
С 1985 года эмитируются также облигации казначейства. Они выпускаются
на срок от 7 до 25 лет и вместе с бонами являются основными формами займов,
предпринимаемых государством для покрытия своих расходов.
Однако, если распространения бон и облигаций оказывается недостаточным
для получения необходимых денежных средств, казначейство может прибегнуть к
прямым кредитам центрального банка. Кредиты бывают следующих двух видов:
Постоянный беспроцентный заем государству, являющийся как бы возмещением за
предоставление Банк де Франс монопольного права эмиссии денежных знаков.
Временные ссуды, которые выдаются в пределах строго установленной
суммы, на основе соответствующего соглашения между управляющим Банк де
Франс и Министром экономики, финансов и бюджета. Зти ссуды не могут
превышать лимит, установленный в законодательном порядке в размере 26,35
млрд. фр., из которых 16,35 млрд. фр. предоставляются беспроцентно, а 10
млрд. фр. по ставке денежного рынка.
Остановимся более подробно на целях и функциях Банка России, операциях
которые он выполняет для упорядочивания денежного обращения, проведения
денежно-кредитной политики.
Так, основными целями деятельности Банка России являются:
. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам;
. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
К функциям же центрального банка РФ относятся следующие:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
7) выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;
8) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
9) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
10) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения
основных задач Банка России;
11) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты;
12) определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
13) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и
через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
14) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного баланса РФ;
15) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых
отношений;
16) публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Для достижения установленных ему целей Банк России имеет право
осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями
следующие операции:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение
ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено
федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как
правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести
месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные
бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и
обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и
иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных
ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на
хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для
управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на
территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) выставлять чеки и векселя в любой валюте и д.р.
При этом обеспечением для кредитов Банка России могут выступать только:
. золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
. иностранная валюта;
. векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до
шести месяцев;
. государственные ценные бумаги.
Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством
платежа на территории Российской Федерации, обязательны к приему по
нарицательной стоимости при всех видах расчетов и обеспечиваются всеми
активами ЦБ.
В целях организации денежного обращения эмиссия наличных денег,
организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской
Федерации осуществляются исключительно Банком России и является одной из
его основных функций. Совет директоров принимает решение о выпуске в
обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и
образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков
публикуется в средствах массовой информации.
Заметим, что при обмене банкнот и монеты Банка России на денежные
знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не
может быть менее одного года, но не превышает пяти лет, что иногда
нарушалось (например, при обмене 50.000 купюр).
Кроме того, для упорядочивания наличного денежного обращения в стране
на Банк России возлагаются также следующие функции:
. прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение
банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для
кредитных организаций;
. установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка
замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
. определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ
являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные
требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20
процентов обязательств кредитной организации и могут быть
дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы
обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на
пять пунктов;
3) операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских
векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных
бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|