на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лекция: Конспект лекций по этологии

к абстрагированию, об ориентации животных в пространстве и т.д. Тем не менее

представление о психике конкретного вида животных или о психике той или иной

особи остается очень мозаичным, похожим на лоскутное одеяло.

В настоящее время должен быть сделан переход от традиционного рассмотрения

изолированных психических характеристик к анализу целостного поведения

животного в природной среде обитания. Традиционно изучение психики животных

происходит в условиях лабораторного эксперимента, которые далеки от природы.

Часто задачи, которые ставят исследователи перед животными, искусственны,

далеки от жизненных ситуаций; сама логика их постановки порой антропоморфна,

то есть навеяна особенностями функционирования психики человека, а не психики

животных. (Для животных иногда адаптивнее отказаться от решения задачи, чем

пытаться ее решить).

2. Методы зоопсихологии - наблюдение и эксперимент

Зоопсихологическому эксперименту должно предшествовать наблюдение за

животными в природных условиях. Предпочтительнее эксперимент в природных

условиях. Оптимальный вариант - наблюдение за повседневной жизнедеятельностью

животных в условиях естественного эксперимента, поставленного самой природой.

Допустимы исследования в искусственно созданных экспериментатором ситуациях,

при условии их экологической адекватности

Зоопсихологические методы предполагают целостный, аутэкологический и, для

таксонов позвоночных животных и некоторых беспозвоночных, - синэкологический

подход. Аутэкология изучает связь отдельной особи со средой обитания.

Синэкологический подход к изучению психологии животных шире

аутэкологического, входящего в синэкологический подход составной частью.

Синэкологический подход предполагает, что особь живет не “сама по себе” , а в

популяции и, более того, в коадаптивном комплексе близких видов. Коадаптация

- совместная адаптация (приспособление). Никто из психологов не станет

отрицать такой очевидный факт, что психология человека определяется всей

совокупностью общественной практики. И только в последнее время, изучая

млекопитающих, зоопсихологи стали учитывать влияние совокупной животной

практики (практики популяции, стаи, семейной группы, коадаптивного комплекса

видов) на формирование образа мира у животных.

Животные, как и люди, обладают групповым опытом. Групповой опыт животных

включает не только научение, но и весь комплекс непосредственного и

опосредованного средой обитания воздействия группы на особь. Кроме инстинкта,

есть по крайней мере два пути передачи и ассимиляции группового опыта

животными. Первый способ - научение посредством подражания. Второй способ -

научение посредством влияния внешней Среды, видоизмененной деятельностью

других животных.

Среда обитания изменяется животными, упорядочивается, структурируется в ходе

их жизнедеятельности и служит для новых поколений “биологическим сигнальным

полем”. Понятие “биологическое сигнальное поле” ввел Н.П. Наумов. Животные

обитают в природе, несущей следы обитания других животных.

3. Критерии психического

В зоопсихологии встает вопрос о том, на каком уровне эволюционного развития

живой материи появляется психика . (”Есть ли психика у таракана?”).

Исторически есть несколько типов ответов на этот вопрос.

Рассмотрим вначале крайние позиции.

1) “Антропсихизм” - психика возникла с возникновением человека (Декарт).

Данное положение предполагает, что психика появляется с момента разделения

субъекта и объекта. (Я – Маша Иванова). Вернее сказать, что “ с момента

осознания душевной расколотости”, как пишет Эмилий Метнер в предисловии к

“Психологическим типам” Юнга, возникает психология, то есть психика

становится предметом сознательного восприятия.

2) “Панпсихизм” - вся природа психична, весь мир одухотворен. (Вариант - язык

одухотворен). Французская традиция: психолог Фехнер (интенсивность ощущения

пропорциональна логарифму величины стимула (раздражителя), Пьер Тейяр де

Шарден. Дзен-буддизм. Данное представление акцентирует внимание на положении о

двойной детерминации психического: психика детерминируется не только внутренним

фактором (субстратом отражения), но и внешним фактором. Внешний

фактор - природа (или язык) - одухотворяется. (“Вначале было Слово и слово было

у Бога и Бог был слово”). Частично панпсихизм вытекает из анимизма первобытного

человека, проецирующего внутренние содержания на внешний мир.

Промежуточные взгляды:

3) “Биопсихизм” - психикой обладают живые организмы (Гоббс).

4) “Нейропсихизм” - психикой обладают организмы, имеющие нервную систему.

Дарвин, Спенсер.

5) “Биокинопсихизм” - психикой обладают живые организмы, способные

передвигаться (Йеркс - крупный зоопсихолог, известен формулировкой “правила

Йеркса-Додсона”: при усложнении задачи уровень оптимальной мотивации

снижается. Правило больше известно в формулировке Хебба применительно к

человеку: между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности

существует колоколообразная зависимость. Наиболее продуктивной деятельность

бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения). Считается, что нервная

система появилась как следствие пространственного разобщения направления

движения и ощущения. Следует различать активное и пассивное движение.

Формирование образа возможно только при активном движении.

6) “Сигналопсихизм”. По Леонтьеву, психикой обладают живые организмы, способные

различать сигналы. (За рубежом подобные взгляды высказывал Осгуд). Мы разведем

понятия “сигнал” и “знак”, хотя иногда их не дифференцируют. Сигналом мы будем

называть такое воздействие внешней Среды, которое животные способны соотнести с

другими внешними воздействиями и которые ориентируют особь относительно этого

события. Знаком принято называть процесс или явление, вызывающие

представление о чем- либо, несущее информацию (сообщение) о каком либо

событии. О знаках можно говорить на уровне перцептивной стадии. Сигналы и знаки

представляют собой факторы, вызывающие направленную разрядку свободной

энергии.

Психика по Леонтьеву начинается в эволюционном ряду живых организмов с того

места, где проходит граница между непосредственно отражаемым явлением и

отражаемым посредством сигнала. Психика возникает на границе раздражимости и

чувствительности. Раздражимость - свойство реагировать на биологически

значимые изменения Среды, которые непосредственно влияют на обмен веществ.

Чувствительность - способность активно реагировать на воздействия окружающей

или внутренней Среды , сами по себе биологически нейтральные, но несущие

информацию о биологически значимых явлениях. Простейшие обладают

раздражимостью, черви - чувствительностью.

Появление чувствительности приводит к раздвоению единого процесса

взаимодействия организма со средой - он становится опосредованным сигналами.

Появление человеческой психики тоже приводит к раздвоению: к раздвоению

внутри самой психики - она становится объективированной, то есть становится

предметом сознательной рефлексии.

Животные, в отличие от людей, не имеют 1) социальных идеалов, 2) признанного

социумом приобретенного общеупотребительного языка, 3) истории, 4)

логического мышления.

Идеал (от лат. идеалис - идеальный) - “представление о совершенстве,

которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и

деятельности человека, общественного класса. Идеалы носят исторический

характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и

поведения”.

4. Предмет этологии и ее связь с другими биологическими науками

Первоначально этология возникла как одно из направлений общезоологических

исследований, которое систематизировало фактический материал о поведении

животных в естественных условиях. Как наука этология не могла сложиться ло

тех пор, пока среди различных биологичеких дисциплин не возникло

необходимости выделить специфическое направление - анализ “целесообразных”

поведенческмих актов в отдельную дисциплину.

К началу ХХ века достаточный фактический материал о поведении животных в

естественных условиях накопился в таких биологических науках, как физиология

высшей нервной деятельности, генетика, палеозоология, экология и др. науках.

Для выделения особой дисциплины, кроме специфического предмета исследования,

необходимы так же специфические методы исследования, первоначально

выступающие как методы исследования в каждой из этих наук.

1. В физиологии нервной деятельности таким предметом явилось исследование

возникновения и развития рефлекторного поведения.

2. В генетике - наследуемость стереотипных форм адаптивного поведения.

3. В палеозоологии - становление различных форм поведения в филогенезе.

4. В систематике - использование стереотипных форм поведения и диапазона

поведенческих реакций для уточнения систематических категорий.

5. В зоопсихологии - изучение приобретенных форм поведения в естественных

условиях.

6. В экологии - выявление адаптивного значения тех или иных форм поведения.

Разные школы и направления , сложившиеся в этологии, отражают специфику

подхода к этологии, существовавшую в “материнской” науке. Так, в этологии

существуют физиологический, экологический и другие подходы. Мы остановимся на

анализе экологического подхода к изучению поведения.

Согласно экологического подхода, мы определим, во-первых, поведение как

высший тип адаптаций к условиям обитания, связанный с прогрессивным развитием

центральной нервной системы. Во-вторых, мы рассмотрим поведение как внешне

проявляющийся результат глубинных психических, нейрофизиологических

процессов, протекающих в мозгу животного, не вникая в сущность этих

процессов.

Экологический подход в этологии изучает различные формы поведения в связи с

их биологической задачей, то есть изучает половое поведение, включающее

гнездостроительное поведение и заботу о потомстве, территориальное поведение,

оборонительное, ориентировочное, пищевое поведение и другие формы поведения.

5 . Особенности экологического подхода к этологии

Простое отнесение различных форм поведения к группе реакций, обеспечивающих

те или иные функции особи, не выходит за рамки просто описательной биологии

отдельных видов . Экологические проблемы возникают тогда, когда ставится

вопрос об адаптивном значении тех или иных форм поведения, то есть их роли в

поддержании постоянства внутренних параметров организма или популяции -

гомеостаза.Эколога в этологии интересует, какое биологическое значение имеет

форма поведения в конкретных условиях обитания вида и как она изменяется при

изменении этих условий.

Например, гнездостроительная деятельность мелких грызунов представляет собой

характерную для вида форму поведения. Однако описание отдельных гнезд,

гнездового материала, так же и зоопсихологический анализ отдельных действий

грызуна , хотя и расширяют общую видовую характеристику, но остаются вне

сферы специальных интересов эколога.

Предметом экологического исследования является биологическое значение форм

поведения в конкретных условиях обитания вида и изменеие поведения при

изменении условий обитания. Анализируя этот вопрос, эколог убеждается, что

гнездo строится только в условиях низких температур (напр., у обыкновенных

полевок), только в период размножения. Чаще же всего полевки используют

естественные пустоты в гниющих пнях, под корнями.

Конкретные проявления этой деятельности различны в разных ландшафтных

условиях. Этот факт подчеркивает приспособительный характер

гнездостроительной деятельности. В свою очередь, характер построек

накладывает отпечаток на формирование повседневной деятельности грызунов, на

их поведение при изменении температурного режима, кормовых условий и т.д.

Таким образом, с экологической точки зрения различные формы поведения могут

рассматриваться как адаптации, определяющие возможность нормальной

жизнедеятельности особи или популяции в конкретных условиях среды.

В процессе эволюции адаптивное поведение развивалось параллельно с морфо-

физиологическими, биохимическими и иными адаптациями. По мере развития ЦНС

адаптивное поведение занимает основное значение по сравнению с другими видами

адаптаций.

Так, уже у низших форм можно встретить поведенческие адаптации. Например,

термотаксисы - адаптации к изменениям температуры. У гомойотермных животных

морфо-физиологические адаптации к температурным условиям достигли высшего

развития благодаря химической терморегуляции. Но и у них есть приспособления

, допускающие возможность активного выбора мест с наиболее приятным

микроклиматом. Эти адаптации, в отличие от термотаксиса, намного сложнее:

миграции и кочевки; отыскание и использование естественных убежищ; постройка

искусственных жилищ; объединение в различные агрегации и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.