к абстрагированию, об ориентации животных в пространстве и т.д. Тем не менее
представление о психике конкретного вида животных или о психике той или иной
особи остается очень мозаичным, похожим на лоскутное одеяло.
В настоящее время должен быть сделан переход от традиционного рассмотрения
изолированных психических характеристик к анализу целостного поведения
животного в природной среде обитания. Традиционно изучение психики животных
происходит в условиях лабораторного эксперимента, которые далеки от природы.
Часто задачи, которые ставят исследователи перед животными, искусственны,
далеки от жизненных ситуаций; сама логика их постановки порой антропоморфна,
то есть навеяна особенностями функционирования психики человека, а не психики
животных. (Для животных иногда адаптивнее отказаться от решения задачи, чем
пытаться ее решить).
2. Методы зоопсихологии - наблюдение и эксперимент
Зоопсихологическому эксперименту должно предшествовать наблюдение за
животными в природных условиях. Предпочтительнее эксперимент в природных
условиях. Оптимальный вариант - наблюдение за повседневной жизнедеятельностью
животных в условиях естественного эксперимента, поставленного самой природой.
Допустимы исследования в искусственно созданных экспериментатором ситуациях,
при условии их экологической адекватности
Зоопсихологические методы предполагают целостный, аутэкологический и, для
таксонов позвоночных животных и некоторых беспозвоночных, - синэкологический
подход. Аутэкология изучает связь отдельной особи со средой обитания.
Синэкологический подход к изучению психологии животных шире
аутэкологического, входящего в синэкологический подход составной частью.
Синэкологический подход предполагает, что особь живет не “сама по себе” , а в
популяции и, более того, в коадаптивном комплексе близких видов. Коадаптация
- совместная адаптация (приспособление). Никто из психологов не станет
отрицать такой очевидный факт, что психология человека определяется всей
совокупностью общественной практики. И только в последнее время, изучая
млекопитающих, зоопсихологи стали учитывать влияние совокупной животной
практики (практики популяции, стаи, семейной группы, коадаптивного комплекса
видов) на формирование образа мира у животных.
Животные, как и люди, обладают групповым опытом. Групповой опыт животных
включает не только научение, но и весь комплекс непосредственного и
опосредованного средой обитания воздействия группы на особь. Кроме инстинкта,
есть по крайней мере два пути передачи и ассимиляции группового опыта
животными. Первый способ - научение посредством подражания. Второй способ -
научение посредством влияния внешней Среды, видоизмененной деятельностью
других животных.
Среда обитания изменяется животными, упорядочивается, структурируется в ходе
их жизнедеятельности и служит для новых поколений “биологическим сигнальным
полем”. Понятие “биологическое сигнальное поле” ввел Н.П. Наумов. Животные
обитают в природе, несущей следы обитания других животных.
3. Критерии психического
В зоопсихологии встает вопрос о том, на каком уровне эволюционного развития
живой материи появляется психика . (”Есть ли психика у таракана?”).
Исторически есть несколько типов ответов на этот вопрос.
Рассмотрим вначале крайние позиции.
1) “Антропсихизм” - психика возникла с возникновением человека (Декарт).
Данное положение предполагает, что психика появляется с момента разделения
субъекта и объекта. (Я – Маша Иванова). Вернее сказать, что “ с момента
осознания душевной расколотости”, как пишет Эмилий Метнер в предисловии к
“Психологическим типам” Юнга, возникает психология, то есть психика
становится предметом сознательного восприятия.
2) “Панпсихизм” - вся природа психична, весь мир одухотворен. (Вариант - язык
одухотворен). Французская традиция: психолог Фехнер (интенсивность ощущения
пропорциональна логарифму величины стимула (раздражителя), Пьер Тейяр де
Шарден. Дзен-буддизм. Данное представление акцентирует внимание на положении о
двойной детерминации психического: психика детерминируется не только внутренним
фактором (субстратом отражения), но и внешним фактором. Внешний
фактор - природа (или язык) - одухотворяется. (“Вначале было Слово и слово было
у Бога и Бог был слово”). Частично панпсихизм вытекает из анимизма первобытного
человека, проецирующего внутренние содержания на внешний мир.
Промежуточные взгляды:
3) “Биопсихизм” - психикой обладают живые организмы (Гоббс).
4) “Нейропсихизм” - психикой обладают организмы, имеющие нервную систему.
Дарвин, Спенсер.
5) “Биокинопсихизм” - психикой обладают живые организмы, способные
передвигаться (Йеркс - крупный зоопсихолог, известен формулировкой “правила
Йеркса-Додсона”: при усложнении задачи уровень оптимальной мотивации
снижается. Правило больше известно в формулировке Хебба применительно к
человеку: между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности
существует колоколообразная зависимость. Наиболее продуктивной деятельность
бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения). Считается, что нервная
система появилась как следствие пространственного разобщения направления
движения и ощущения. Следует различать активное и пассивное движение.
Формирование образа возможно только при активном движении.
6) “Сигналопсихизм”. По Леонтьеву, психикой обладают живые организмы, способные
различать сигналы. (За рубежом подобные взгляды высказывал Осгуд). Мы разведем
понятия “сигнал” и “знак”, хотя иногда их не дифференцируют. Сигналом мы будем
называть такое воздействие внешней Среды, которое животные способны соотнести с
другими внешними воздействиями и которые ориентируют особь относительно этого
события. Знаком принято называть процесс или явление, вызывающие
представление о чем- либо, несущее информацию (сообщение) о каком либо
событии. О знаках можно говорить на уровне перцептивной стадии. Сигналы и знаки
представляют собой факторы, вызывающие направленную разрядку свободной
энергии.
Психика по Леонтьеву начинается в эволюционном ряду живых организмов с того
места, где проходит граница между непосредственно отражаемым явлением и
отражаемым посредством сигнала. Психика возникает на границе раздражимости и
чувствительности. Раздражимость - свойство реагировать на биологически
значимые изменения Среды, которые непосредственно влияют на обмен веществ.
Чувствительность - способность активно реагировать на воздействия окружающей
или внутренней Среды , сами по себе биологически нейтральные, но несущие
информацию о биологически значимых явлениях. Простейшие обладают
раздражимостью, черви - чувствительностью.
Появление чувствительности приводит к раздвоению единого процесса
взаимодействия организма со средой - он становится опосредованным сигналами.
Появление человеческой психики тоже приводит к раздвоению: к раздвоению
внутри самой психики - она становится объективированной, то есть становится
предметом сознательной рефлексии.
Животные, в отличие от людей, не имеют 1) социальных идеалов, 2) признанного
социумом приобретенного общеупотребительного языка, 3) истории, 4)
логического мышления.
Идеал (от лат. идеалис - идеальный) - “представление о совершенстве,
которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и
деятельности человека, общественного класса. Идеалы носят исторический
характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и
поведения”.
4. Предмет этологии и ее связь с другими биологическими науками
Первоначально этология возникла как одно из направлений общезоологических
исследований, которое систематизировало фактический материал о поведении
животных в естественных условиях. Как наука этология не могла сложиться ло
тех пор, пока среди различных биологичеких дисциплин не возникло
необходимости выделить специфическое направление - анализ “целесообразных”
поведенческмих актов в отдельную дисциплину.
К началу ХХ века достаточный фактический материал о поведении животных в
естественных условиях накопился в таких биологических науках, как физиология
высшей нервной деятельности, генетика, палеозоология, экология и др. науках.
Для выделения особой дисциплины, кроме специфического предмета исследования,
необходимы так же специфические методы исследования, первоначально
выступающие как методы исследования в каждой из этих наук.
1. В физиологии нервной деятельности таким предметом явилось исследование
возникновения и развития рефлекторного поведения.
2. В генетике - наследуемость стереотипных форм адаптивного поведения.
3. В палеозоологии - становление различных форм поведения в филогенезе.
4. В систематике - использование стереотипных форм поведения и диапазона
поведенческих реакций для уточнения систематических категорий.
5. В зоопсихологии - изучение приобретенных форм поведения в естественных
условиях.
6. В экологии - выявление адаптивного значения тех или иных форм поведения.
Разные школы и направления , сложившиеся в этологии, отражают специфику
подхода к этологии, существовавшую в “материнской” науке. Так, в этологии
существуют физиологический, экологический и другие подходы. Мы остановимся на
анализе экологического подхода к изучению поведения.
Согласно экологического подхода, мы определим, во-первых, поведение как
высший тип адаптаций к условиям обитания, связанный с прогрессивным развитием
центральной нервной системы. Во-вторых, мы рассмотрим поведение как внешне
проявляющийся результат глубинных психических, нейрофизиологических
процессов, протекающих в мозгу животного, не вникая в сущность этих
процессов.
Экологический подход в этологии изучает различные формы поведения в связи с
их биологической задачей, то есть изучает половое поведение, включающее
гнездостроительное поведение и заботу о потомстве, территориальное поведение,
оборонительное, ориентировочное, пищевое поведение и другие формы поведения.
5 . Особенности экологического подхода к этологии
Простое отнесение различных форм поведения к группе реакций, обеспечивающих
те или иные функции особи, не выходит за рамки просто описательной биологии
отдельных видов . Экологические проблемы возникают тогда, когда ставится
вопрос об адаптивном значении тех или иных форм поведения, то есть их роли в
поддержании постоянства внутренних параметров организма или популяции -
гомеостаза.Эколога в этологии интересует, какое биологическое значение имеет
форма поведения в конкретных условиях обитания вида и как она изменяется при
изменении этих условий.
Например, гнездостроительная деятельность мелких грызунов представляет собой
характерную для вида форму поведения. Однако описание отдельных гнезд,
гнездового материала, так же и зоопсихологический анализ отдельных действий
грызуна , хотя и расширяют общую видовую характеристику, но остаются вне
сферы специальных интересов эколога.
Предметом экологического исследования является биологическое значение форм
поведения в конкретных условиях обитания вида и изменеие поведения при
изменении условий обитания. Анализируя этот вопрос, эколог убеждается, что
гнездo строится только в условиях низких температур (напр., у обыкновенных
полевок), только в период размножения. Чаще же всего полевки используют
естественные пустоты в гниющих пнях, под корнями.
Конкретные проявления этой деятельности различны в разных ландшафтных
условиях. Этот факт подчеркивает приспособительный характер
гнездостроительной деятельности. В свою очередь, характер построек
накладывает отпечаток на формирование повседневной деятельности грызунов, на
их поведение при изменении температурного режима, кормовых условий и т.д.
Таким образом, с экологической точки зрения различные формы поведения могут
рассматриваться как адаптации, определяющие возможность нормальной
жизнедеятельности особи или популяции в конкретных условиях среды.
В процессе эволюции адаптивное поведение развивалось параллельно с морфо-
физиологическими, биохимическими и иными адаптациями. По мере развития ЦНС
адаптивное поведение занимает основное значение по сравнению с другими видами
адаптаций.
Так, уже у низших форм можно встретить поведенческие адаптации. Например,
термотаксисы - адаптации к изменениям температуры. У гомойотермных животных
морфо-физиологические адаптации к температурным условиям достигли высшего
развития благодаря химической терморегуляции. Но и у них есть приспособления
, допускающие возможность активного выбора мест с наиболее приятным
микроклиматом. Эти адаптации, в отличие от термотаксиса, намного сложнее:
миграции и кочевки; отыскание и использование естественных убежищ; постройка
искусственных жилищ; объединение в различные агрегации и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|