на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лекция: Конспект лекций по этологии

качествами, которых они не имеют. Антропоморфизм - проявление общего

свойства, присущего человеку, а именно - свойства проецировать себя на

предмет изучения. Вот что пишет по этому поводу Карл Юнг (в работе “Дух

Меркурий”): “Практический опыт вновь и вновь показывает нам, что всякая

продолжительная поглощенность каким-либо незнакомым предметом действует на

бессознательное как почти неотразимая приманка, побуждая его проецировать

себя в неведомую природу предмета и принимать вытекающее отсюда (предвзятое)

восприятие и произвольное толкование за объективные. Нет сомнения, что (это

явление) представляет собой не вполне изжитой остаток первобытности: ведь на

первобытном уровне вся жизнь управляется анимистическими “предпосылками”, то

есть проекциями субъективных содержаний в объективные данности.”

[Работа Юнга “Дух Меркурий” раскрывает символическое значение средневековой

алхимии как науки, “исследующей” закономерности человеческого

бессознательного. Юнг показывает, что алхимики только пользовались

химическими манипуляциями и химическим жаргоном, но смысл всей работы

алхимика заключался в том, что алхимик переводил свои внутренние состояния в

материальные действия. Этому служили бессознательные проекции. Например,

алхимики, ведущие поиск “философского камня”, символически осуществляли

процесс самореализации и индивидуации ( обретения целостности и отделения от

коллективного бессознательного)].

Примеры антропоморфной интерпретации поведения животных встречаются на каждом

шагу. (При выполнении задания “создать музейную композицию и сложить

небольшую лекцию об особенностях поведения животных-экспонатов”, студенты

больше рассказали о своих проблемах, чем о повадках и особенностях экологии

животных). Избежать проекций исследователя на предмет исследования полностью

невозможно, но Юнг считает, что если проекция осознается, то энергия ее

воздействия на сознание снижается.

Тенденция, противоположная антропоморфизму - териоморфизм - то есть наделение

человека свойствами животных, также не специфична для зоопсихологии, а

известна из древности и вытекает из противоположного проекции качества

психики - интроекции, то есть склонности человека идентифицировать себя с

внешним объектом.

С антропоморфизмом, то есть с чрезмерной тенденцией наделять животных

человеческими качествами, боролся еще в конце прошлого века исследователь

поведения животных Ллойд-Морган. В 1900 году он опубликовал труд “Введение в

сравнительную психологию”, в котором сформулировал “закон экономии”, или

“канон Ллойда Моргана”, который гласит: “то или иное действие нельзя

интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической

способности, если его можно объяснить на основе способности, занимающей более

низкую ступень на психологической шкале”. Это утверждение является частным

случаем утверждения, носящего название “бритва Оккама” (иногда - “лезвие

Оккама”), по имени средневекового английского философа Вильяма Оккама. На

современном языке принцип Оккама формулируют следующим образом: “То, что

можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством

большего”, или “Без необходимости не следует утверждать многого”, или “Не

следует множить сущности”, или “из двух объяснений следует выбирать наиболее

простое”.

Позднее Морган расширил “закон экономии”, показав, что границы применения

“закона экономии” следует уточнять в каждом отдельном случае: “правило никак

не исключает взгляда на определенное действие как на результат высших

мыслительных процессов, если мы уже располагаем независимым доказательством

их присутствия в действующем агенте”.

Крайнюю позицию в борьбе против антропоморфизма занял сторонник “закона

экономии” Жак Леб. Позднее его взгляды были названы советскими психологами

“плоским эволюционизмом” или ”монизмом снизу”. Леб стирал всякую грань между

человеком и животными и представлял процесс эволюции как цепь только

количественных преобразований. Леб объяснял поведение на основе тропизмов,

которые он определял как “вынужденные движения”. Поведение. по Лебу, можно

интерпретировать как результат прямого физического или химического

воздействия стимулов на протоплазму. Стимулы, по мнению этого ученого,

действуют на животных таким же простым способом, как и на растения.

Почему такие крайние взгляды получили своих сторонников? Распространение

“монизма снизу” было следствием неприятия интроспекционистских позиций в

психологии, которые отождествляли психику с явлениями сознания.

Интроспекционизм - взгляд внутрь. Интроспекционисты полагали. что при

некоторой тренировке человек способен осознавть свои психические процессы и

сообщать о них. Поведение животных также должно было интерпретироваться в

системе понятий умственной деятельности. Интроспекционист Титченер писал, что

когда психолог пытается понять умственные процессы ребенка, или собаки. или

насекомого, проявляемые в поведении, он должен опираться на собственный ум

как единственное средство интерпретации ума другого организма.

Против подобного антропоморфизма (или “монизма сверху”) и выступал Жак Леб,

Ллойд Морган, бихевиористы и Павлов со своими последователями.

В бихевиоризме единственной научной реальностью и предметом психологии было

объявлено поведение. Под поведением понимали лишь совокупность реакций

организма в ответ на определенную стимуляцию. Единицей поведения считался

навык, состоящий, по Уотсону, из “серии определенных дуг, начинающихся в

рецепторе и кончающихся в эффекторе”. Дальнейшее развитие бихевиоризма довело

подобный “монизм снизу” до крайних позиций. “Нам ничего не нужно для

объяснениея поведения, кроме обычных законов физики и химии”, - писал Уотсон.

И.П.Павлов также запрещал своим сотрудникам и даже штрафовал их за

употребление “субъективной” терминологии: собака “подумала”, собака

“захотела” и требовал использовать в речи только физиологические термины.

9. Бихевиоризм

Классическая зоопсихология возникла внутри психологии в связи с интересом к

проблемам эволюции высших психологических функций. На ранних этапах своего

развития зоопсихология была тесно связана со сравнительной психологией.

Зоопсихологи начала ХХ века, такие как Йеркс, Лэшли, Шнейрла, Уотсон, изучали

различные формы поведения животных разных систематических групп. Постепенно

работы по самым широким формам поведения, например, по общественному

поведению, пищевому, материнскому, а также работы по онтогенезу поведения

стали вытесняться работами, посвященными одному только научению.

Чем была вызвана эта тенденция?

Многие крупные направления, которые господствовали в психологии в начале ХХ

века, основной проблемой психологии считали проблему сознания. Ряд

психологов того времени ставил знак равенства между психикой и сознанием.

Например, структуралист Эдвар Титченер утверждал, что основной проблемой

психологии является изучение структуры сознания.

Бихевиористы полностью изменили понятие о психике. Пионер бихевиористского

движения Эдвард Торндайк поставил в 90-х годах Х1Х века опыты, которые

показали, что природа интеллекта и его функции могут быть изучены и оценены

без обращения к явлениям сознания. Сам Торндайк называл себя не

бихевиористом, а коннексионистом. Торндайк опубликовал в 1898 году работу

“Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у

животных”. Под ассоциацией Торндайк понимал не связь между идеями или между

идеями и движениями. как было принято в то время. а связь между движениями и

ситуацией. Торндайк изучал научение у кошек и собак в “проблемных клетках” и

сформулировал в 1911 году вывод о том. что законы, управляющие научением,

одинаковы по существу для всех видов. Торндайк показал роль подкрепления в

обучении и сформулировал “закон эффекта”.

Успешность экспериментов Торндайка привела к упадку сравнительной психологии,

но привела к расцвету зоопсихологи бихевиористского направления. В 1910 году

в США существовало 8 зоопсихологических лабораторий, выходило несколько

зоопсихологических журналов.

Главное внимание бихевиористы уделяли поведенческим актам, доступным для

наблюдения. Под поведением понимали лишь совокупность реакций в ответ на

определенную стимуляцию.

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон считал, что все поведение является

ответом на соответствующий стимул. Наблюдения над поведением должны быть

представлены в виде схемы С - Р. Единицей поведения считался навык,

состоящий, по Уотсону, из “серии определенных дуг, начинающихся в рецепторе и

кончающихся в эффекторе”.

Бихевиористы отбросили за ненадобностью категории “ощущение”, ”восприятие”,

“сознание”, “эмоции”, “воля”, “образ”, “мотивация”. Основным методом

исследования бихевиористы считали регистрацию движений. Задачей же

психологии, по их мнению, являлись управление, контроль, предсказание.

Бихевиористы дали такое определение : “Организм - это чистая доска, на

которой внешний мир оставляет свои письмена, проявляющиеся в виде набора

двигательных реакций”. Уотсон считал, что все сложные реакции человека

образуются из простейших врожденных реакций способом формирования условного

рефлекса. Врожденые простейшие реакции ребенка Уотсон называет эмоциями, но

понимает под ними не переживания, а внешне наблюдаемые реакции. Эмоция гнева

- это “реакция громкого плача и сжимания тела”, она возникает на стимул

“препятствующее движение”, эмоция страха представляет собой реакцию

вздрагивания и плача, возникает в ответ на стимулы “потеря опоры” и “громкий

звук”, эмоция любовь - это реакция улыбки, возникает на поглаживающее

прикосновение.

Сложное поведение взрослого человека возникает в процессе обусловливания

безусловного раздражителя с условным (стимулом).

Мышление бихевиористы тоже оценивали как поведение, но в неявной, внутренней

фазе, например, как внутреннюю речь. Обучение организма - это процесс

упорядочивания движений, выбор из хаоса движений необходимого движения.

Положительное в бихевиоризме:

1) объективность методов исследования;

2) оперирование количественными данными;

3) в отношении животных признавалась возможность обучения, а не одних только

инстинктов.

Отрицательное в бихевиоризме:

1) “психология без психики”;

2) отрицалась роль инстинктов, зато неправомерно усиливалось значение

приобретенного поведения.

10. Гештальтпсихология

“Гештальт” - по немецки “образ”, “форма”, “целостность”. Школа начала

формироваться с 1912 года в Германии. По мнению гештальтпсихологов, предметы,

из которых состоит окружающая нас Среда, воспринимаются не в виде отдельных

элементов,которые должны интегрироваться либо сознанием (менталисты), либо

механизмами образования условных связей (Бихевиористы), а виде целостных

образов. Уже в основных понятиях гештальтпсихологии видно противоречие с

бихевиоризмом, который отрицал образ, признавал лишь элементы движения.

Законы формирования и развития образов, открытые гештальтпсихологами,

противоречат многим концепциям Павлова. По-Павлову - для формирования сложных

понятий требуется серия повторностей. Только тогда образ запечатлится.

(“Условные рефлексы и их формирование”). По-гештальттеории: сложнейшие образы

осень часто запечатляются практически мгновенно и навсегда. С собакой

иногода достаточно одного эксперимента, чтобы она запомнила образ.

Роль образов в психике животных длительное время недооценивалась. Теперь

известно, что для большинства животных язык зрительных образов намного важнее

аккустических восприятий и даже аккустических коммуникаций. Сейчас считают,

что именно восприятие зрительных образов и эволюционирует, усложняясь от

группы к группе.

Причиной длительной недооценки образа было представление о том, что мышление

неразрывно связано с языком. Считалось, что мышление о понятии возможно

только через язык. Животные не имеют языка, поэтому не могут мыслить.

Интересно, что Эйнштейн считал, что он никогда не мыслил языком, словами, а

только образами. Из книги Вольфганга Келера, одного из основателей ГП, об

Эйнштейне. Сейчас считают, что словесно-понятийный язык сформировался

наиболее поздно в эволюции. Первична предметно-образная форма мышления. О

двухвидах мышления говорит и Юнг в своей работе “Либидо, его метаморфозы и

символы”. Юнг пишет, что эволюционно первично образное мышление, которое есть

мечтание и фантазирование. Это мышление, в отличие от словесного, или

определенно-направленного мышления, не создает приспособления к

действительности, а высвобождает субъективные желания. Образное мышление

более близкок бессознательному. Образами человек мыслит в детстве и во сне.

Если считать, что в психологии, как и в морфологии, онтогенез есть повторение

филогенеза, то инфантильное образное мышление является ни чем иным, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.