Знаковые системы в общем виде называются языками. «Главная цель языка
заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею,
сходную с моей», - писал философ Г.Лейбниц.
Знак определяют как посредник в процессе коммуникации или трансляции между
двумя материальными системами, при этом знак выступает аналогом другого
объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его.
(Коммуникация – общение, трансляция – передача информации).
Функции знака в человеческом обществе:
1) фиксация и оценка информации;
2) общение индивидов и социальных групп;
3) совместное целедостижение;
4) все функции языков, или знаковых систем (смю далее).
В более общем смысле, знак – посредник между двумя материальными системами:
I II
III
( ) .......... (___).........(___)
Система 1 Знак Система 2
В реальности эта схема усложнена, так как системы 1 и 2, кроме того, что
каждая контактирует со знаком, контактируют ещё и между собой.
Готтлоб Фреге (1848 – 1925), немецкий логик и семиотик, зачинатель
семантических исследований, дал определение знака из определения знаковой
системы. Схема треугольника Фреге (система 1 контактирует с системой 2 и обе
системы контактируют со знаком):
II
(___)
Знак
I III
( ) (___)
Система 1 Система 2
Пояснения к треугольнику Фреге:
I – объект, заместителем которого выступает знак, называется денотатом знака;
II – имя знака;
III – информация, которую сообщает знак (представление, которое возникает при
воздействии знака на систему 2. Иначе – значение (содержание, смысл знака),
или понятие о знаке, называется это значение десигнатом знака.
Формальная сторона знака называется означающим компонентом знака, а
содержательная сторона знака – его означаемым компонентом. Означающее знака
не есть внешне воспринимаемая органами чувств сторона знака; означающее –
это некоторое психическое представление о внешней стороне знака.
(Пример с бутафорским театральным яблоком, которое может выполнять свою
функцию так же, как и настоящее яблоко, например, в контексте : «Пришла
осень, вот уже яблоки поспели»).
Означаемое – это другое психическое представление, рожденное первым
представлением. Знак – это объект, преломленный психикой человека, состоящий в
отношении обозначения к другим представлениям из воображаемого или реального
мира. Это отношение может возникать различными способами.
Один и тот же знак может рождать различные значения в зависимости от того, в
какую знаковую систему он включен. Знак как таковой, как дискретная единица,
не несёт законченной информации. Только вся система в целом служит для
передачи информации. «Значение в самом общем виде определяется как частичная
предсказуемость явления» - пишет семиотик Ю.С.Степанов.
Самая простейшая форма возникновения значения знака – указание на денотат.
Такое значение называется наименованием знака, или его именем. Это значение
отражено в треугольнике Фреге. Имя не равно объекту. Имя указывает на объект,
если мы об этом «договорились». (Библейский Адам дал имена всем вещам).
Треугольник Фреге в человеческом естественном языке:
II
слово
(____)
I III
вещь понятие
(____) (____)
Между элементами, обозначенными цифрами I –II – III, имеют место следующие
отношения: отношение II-I, т.е. знака к предмету, или слова к вещи,
называется словом обозначать, знак обозначает предмет. Отношение II-III,
знака к понятию, называется словом «выражать», знак выражает смысл.
Значение никогда не возникает само по себе, а всегда является отсылкой к
другому значению.
Значение не исчерпывается именем (если в чьем-нибудь представлении значение
исчерпывается называнием, то говорят о фетишизме). Имя денотата называется
экстенсиональным (предметным) значением знака. Смысл денотата – это
интенсиональное (смысловое) значение знака, например, информация о
типологических, топологических и других свойствах именуемого объекта.
(Типология – классификация по общим свойствам, топология – совокупность
свойств, не изменияющихся при преобразованиях).
Этапы усложнения имен знака:
1) Значение- указание на денотат: «Вот». Имен ещё нет. «Мир был так
нов, что вещи ещё не имели имен и на них приходилось показывать пальцем», -
писал колумбийский прозаик Габриэль Маркес в своем романе-мифе «Сто лет
одиночества».
2) Простейшее значение образовывается по принципу: часть равна целому
(знак как часть объекта равен обозначаемому этим знаком объекту). Этот
принцип называется синекдохой, это разновидность метонимии. Метонимия –
обобщение не по свойствам, а по функциям, соположению в пространстве и
времени и пр. Например, цилиндр, тросточка и ботинки, расположенные особым
образом на рисунке, вызывают представление о Чарли Чаплине.
3) Более сложное значение образуется по принципу обращения к образу,
хранящемуся в памяти, возникающему по принципу «так уже было». Это способ
называется параллелизмом. «Тот, кто в прошлый раз.» или «То, что в прошлый
раз.»
4) Сложное значение возникает на основе обобщения свойств, то есть
моделирования образа на основе выделения главных и второстепенных с точки
зрения смысла передаваемого сообщения деталей. Такой способ возникновения
значения называется метафорой. Для обобщения необходима совместная
деятельность ( или договоренность, то есть конвенция) людей, которые
производят одинаковые обобщения. В случае возникновения значения по типу
метафоры, вызываемое знаком представление ( десигнат) имеет общие черты с
денотатом.
5) Знак может не иметь предметного аналога, выражая абстрактное
понятие, например, «единорог».
6) Дополнительные значения знака возникают посредством ассоциаций.
Такие значения называются коннотативными значениями знака. Например, текст
рекламы «Мы всегда думаем о Вас», вызывает представление о домашней технике
«Сименс». Многократно повторенные события, следующие одно за другим,
порождают устойчивые связи между ними.
7) Продолжительные коннотации отсылают не к объекту, а к другим
объектам, связанным с первым. Например, понятие «красные» – название
политического движения большьшевиков .
Коннотации могут быть а) общечеловеческими; б) групповыми, професиональными;
в) индивидуальными.
Значение бывет, помимо предметного и смыслового, ещё и экспрессивным, то есть
связанным с выражением чувств, эмоций, настроений.
Связь между денотатом и десигнатом, описанная треугольником Фреге,
эволюционно появилась не сразу. Возможны упрощения схемы Фреге, которые
называются «преобразованиями треугольника Фреге».
1) Совпадение обозначения и выражения: имя, которое само содержит
указание на то, что оно выражает: «царевна-Несмеяна». Означающее строит
смысл. Вещь сближается с понятием.
2) Совпадение обозначения и объекта. Семиотика жестов, поз и т.д. Знак
является и физическим объектом, и может одновременно выражать нечто.
Например, имя героини сказки - Красная шапочка. Знак сближается с денотатом.
Таковы языки «слабой степени» ( см. далее).
3) Знак сближается с понятием. Это «сигнатуры», явление «панзнаковости».
Имя равно понятию. Знак сближается с десигнатом. Пример: фильм Федерико
Феллини «Амаркорд»: девочке ради оскорбления показывают жабу. Смысл: «Ты
противная, как эта жаба».
Указанные случаи (упрощения схемы Фреге) порождают значение из-за того, что
человеку свойственен фетишизм слов, т.е. представление о том, что смысл
исчерпывается наименованием.
Долгое время полагали, что многие функции языка, описанные только для
человека, чужды знаковым системам млекопитающих. Было принято считать, что
язык животных сходен с языком человека только одной своей функцией -
коммуникативной (т.е. функцией общения).
В настоящее время представление о знаковых системах животных существенно
изменилось. Было показано, что существование животных в окружающей среде и
сам процесс преобразования среды животными в ходе жизнедеятельности среды
своего существования носит знаковый (т.е. языковой) характер. Интересно, что
функции “языков”, которые полагали ранее общими для человека, и для
млекопитающих, в настоящее время полагаются принадлежащими только человеку, и
в то же время, некоторые из функций, которые признавались только за знаковыми
системами человека, сейчас приписывают млкопитающим.
13. Специфика знаковых систем человека
Мы будем сравнивать знаковые системы человека и знаковые системы не всех
животных, а только высших млекопитающих, так как этим живым существам
свойственны от природы приблизительно одинаковые с нами возможности ощущений.
Конечно, уже на уровне восприятия человек, как культурное существо,
отличается от социальных млекопитающих. Сравнение, которое мы попытаемся
провести, характеризуется большой долей условности. Можно с полным правом
сказать, что для человека характерны человеческие заковые системы, которые
имеют качественное отличие от таковых у животных. Цель нашего сравнения
знаковых систем человека и животных - показать, что “собственно человеческие”
свойства человеческих знаковых систем определяются не массой головного мозга,
не строением голосового аппарата, не массой нижней челюсти и даже не
социальностью, которая характерна для многих млекопитающих, ( в том числе и
для млекопитающих, не ведущих групповой образ жизни), а существованием
человека в обществе.
Для начала определимся в основных понятиях.
1. Понятие “естественный язык” мы частично уравняем с понятием “знаковая
система”, полагая, что 1)понятие “знаковая система” шире и что 2) естественный
язык человека имеет некоторые качества, которых не имеют другие знаковые
системы человека и животных. Человеческий разговорный язык (“естественный
язык”) имеет звуковую природу. Звуковой знак, в отличие от зрительного и
ольфакторного знака животных, легко определим в своих границах, имеет временную
протяженность. Если пофантазировать, можно предположить, что эволюционный
процесс мог бы пойти по иному направлению, и язык, выполняющий все те
функции, которые выполняет человеческий язык, мог быть сформирован на
основе иных физических возможностей материальных тел, например, на физике
световых или электоромагнитных волн .
Длительное время существовавшее в антропологии и устаревшее в настоящее время
представление о причинной связи речевой функции со строением нижней челюсти,
подбородочного выступа, строением гортани и т.п. было следствием
гросподствовавших в эволюции представлении о закономерном характере
эволюционных изменеий и игнорировании фактора случайности. Можно с некоторой
долей уверености говорить лишь о корреляции, но не причинно-следственной
зависимости языка и речевой функции в том виде, в котором она существует у
современого человека, и анатомических факторов. Для говорения эволюция не
создала специальных органов, в порождении речи используются органы, которые
выполняли функции органов пищеварительной и дыхательной систем.
Антропоморфная ориентация исследоватей языков животных долгое время приводила
к тому, что поиски языковых возможностей животных начинались или сводились
полностью к изучению коммуникаций звукопроизносящих животных (напр.,таких,
как говорящие попугаи и т.п.). Первые опыты обучения обезьян человеческому
языку заключались в обучении обезьян человеческому звукопроизношению. Путь
сравнения языков человека и звуковых коммуникаций животных обречен на
неуспех, так как для животных звуковые знаки - не основные.
Тем не менее некоторые свойства знаковых систем млекопитающих, общие с
таковыми у человека, (групповая коммуникация) касаются как раз не звуковых, а
ольфакторных и зрительных сигналов. В то время как звуковые сигналы животных
не обладают всеми функциями знаковых систем, характерных для млекопитающих.
Знаковые системы человека разнообразны, и к ним относится не только звуковой
язык повседневного общения - естественный язык. Но только для звукового языка
характерен специфический синтаксис, который при определенных условиях
обладает одновременно двумя свойствами: разговорный синтаксис позволяет
строить фразы высокой степени сложности, которые могут быть восприняты после
эмитирования и адресантом (отправителем) и адресатом (получателем) в новом
контексте, то есть быть полисемичными и символичными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|