на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпора: Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

в) большинство африканских стран, часть азиатских государств (Бангладеш,

Бирма, Камбоджа и др.) реагирует на западное влияние нарастанием кризисных

тенденций. Углубляется экономическое отставание, нарастает политическая

нестабильность, усиливается нищета населения.

Что касается вопроса о превосходстве того или иного цивилиза-ционного типа,

то ответ, по-видимому, должен состоять в том, что разговор о Западе и

Востоке, переведенный в такую плоскость, малопродуктивен. Сегодня очевидна

несостоятельность тех социологических концепций, которые исходят из

безусловного превосходства Запада над Востоком. Конечно, «традиционное

общество» существенно ограничивает научно-технический прогресс, обладает

выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей

ценности автономное разви

тие свободной личности. Но и западная цивилизация, добившись впечатляющих

успехов, сталкивается в настоящее время с рядом сложнейших проблем:

представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-

технического роста оказались несостоятельны; баланс природы и общества

нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной

экологической катастрофой. Многие ученые обращают внимание на достоинства

традиционного мышления с его акцентом на приспособление к природе,

восприятием человеческой личности как части природного и социального целого.

2.

Среди социальных институтов современного общества образование играет

чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой

деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную

познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо

по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом

самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о

самообразовании.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям

человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного

предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоя-

тельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества

образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его

экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм

обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми

технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества,

школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку

квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий

поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и

содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно

выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспитания;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика

полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему

эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках кото

рой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его

роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе

освоения получаемой им информации;

2) выработать новую систему критериев эффективности результатов образования.

Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и

уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в

свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его

выживаемости в XXI в.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не

только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов

в длительном процессе их социализации.

Билет J\° 19

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение, человек, общество.

1.

Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в.

перед всем человечеством, от решения которых зависит существование

последнего.

1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения

мировых конфликтов начались практически сразу после окончания второй мировой

войны и победы над нацизмом. Тогда же было принято решение и о создании ООН –

универсальной международной организации, главной целью которой было развитие

межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами

оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов

мирным путем. Однако произошедший вскоре раздел мира на две системы –

капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной» войны и гонки

вооружений не раз приводили мир на грань яцерной катастрофы. Особенно

реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого

Карибского кризиса 1962 г., вызванного размещением советских ядерных ракет на

Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был

разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами

мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а

некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные

испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за

мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения

ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение. Именно

ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным

последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате

которой произойдет изменение климата на

Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой

природе и, возможно, к полному вымиранию человечества.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта

между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует

возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов

или в руки отдельных террористов.

2. Проблема преодоления эколо гического кризиса и его последст вии. Эта

проблема является наиболее актуальной. В процессе своей хозяйственной

деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию

потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы яв ляются

неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности

стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В

результате опасные для жизни и здоровья человека вещества вы брасывались в

атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загряз нению подверглись не только

воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению

(вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда

всего человечества. Решить проблему преодоления экологического кризиса

человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ

– Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по

окружающей среде и развитию.

Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической

безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как

Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они

стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия

специального экологического законодательства.

3. Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением

численности проживающего на территории планеты населения. По состоянию на

1990 г. его количество равнялось 5,3 млрд человек. Однако очевидно, что

ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду

стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.

4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами

Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север– Юг»). Суть

этой проблемы заключается в том, что большинство освободившихся во второй

половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего

экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать

развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню

ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической

ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые

в экономике успехи.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в

отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и

действия всего человечества.

2.

Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время

противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении

средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании

достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления,

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и

сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе,

придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение,

совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру.

Выделя-

ют несколько типов мировоззре ния:

1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных

обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и

убеждения человека;

3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает

научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности.

Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного

мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической

безопасности, нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек

вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который

ему предстоит в жизни.

Билет № 20

1. Общество и научно-технический прогресс.

*/12. Государство. Законодательная, исполнительная и судебная власти.

1.

Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием

научно-технической революции.

Научно-техническая революция – это качественный скачок в

развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на

основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

В научно-технической революции выделяют два этапа:

1) 50-е – конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель перемен – автоматизация

производственных процессов);

2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный двигатель перемен – развитие

микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция).

Основные направления научно технической революции:

1) автоматизация и компьютеризация производства;

2) внедрение новейших информационных технологий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструкционных материалов;

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Социально экономические по следствия научно технической ре волюции:

1) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли

простого труда, повышения требований к квалификации и образованию работников;

2) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;

3) изменяется социальная структура общества, существенно растет количество

людей с высшим образованием;

4) усиливается социальная направленность экономического роста;

5) обостряются проблемы занятости населения;

6) во весь рост встают экологические проблемы.

2.

Государство – важнейший институт политической системы общества. В

политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об

определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план

один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу,

интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление

эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее

распространенных является представление о государстве как о политико-

территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей

специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои

веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как

политическая, структурная и территориальная организация общества, как его

своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо

иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную

«машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе,

политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества).

Признаками государства, отличающими его от догосударствен-ных (первобытно-

общинной, родовой) форм общества, являются:

1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой

институт, как гражданство (подданство);

2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;

3)наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых

управлением (бюрократия);

4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих

функций;

5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).

Признаками государства, отличающими его от других политических организаций

современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются:

1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его

независимость на международной арене);

2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые

акты, обязательные для исполнения всем населением страны);

3) монополия на легальное применение насилия.

Функциями государства называются основные направления его деятельности,

выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам

определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции

государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним

относятся: экономические

(координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

социальные (организация системы социального обеспечения), культурные

(формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения),

охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений,

охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций

можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию

обороны государства.

Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью

контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур,

порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических

обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране

основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство

уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся

гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры,

лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты

развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных

беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав

стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного

органа или должностного лица является система

разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее

ветвями. Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные

времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских

мыслителей XVII–XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтес кье. Она исходила

из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо

осуществлять три вида деятельности – принимать законы, исполнять их и

наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и

компетентно будут выполнять эти функции государственные органы,

специализированные только на одной из них. Но есть и другой аспект проблемы:

с точки зрения сохранения демократии целесообразно распределить три этих

направления государственной деятельности между тремя различными ветвями

власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти

одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три

ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. При

последовательно проведенном принципе разделения властей законодательная

власть вверяется высшему представительному органу – парламенту, в составе

которого заседают избранные народом представители – депутаты. Исполнительная

власть, которая принадлежит президенту и правительству, обычно формируется

законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и

подотчет-

на парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом

занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не

может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность

правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от

законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции

судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на

основе законов,

разработанных парламентом. Разделение властей воплощается, таким образом, в

сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей

власти.

Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола,

беззакония, авторитаризма. Но принцип разделения властей нельзя

абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо

взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.