на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпора: Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы,

направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким

образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово-экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов,

государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его.

Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей

денежной политики. Под де нежной политикой понимают политику государства по

управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее

проведение, как правило, несет государственный банк страны, который

регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает,

либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие

производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные

пошлины. Пошли

на – это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он

вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и

потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны,

сдерживает импорт, а с другой – защищает соответствующие отечественные

отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных

производителей автомобилей).

3. Экономическое программиро вание

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития

экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где

подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов

сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на

практике обычно оказывают определенное влияние на частных

товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в

экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию

на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт

многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным

– экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему

основные принципы государственного регулирования экономики могут быть

сформулированы следующим образом: государство должно

экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

Билет .№ 5

1. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

2. Человек в системе рыночных отношений.

1.

Под социальными нормами

обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения

людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных

норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей

о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости,

реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой

общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило

поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения.

Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в

текстах священных книг либо установленные религиозными организациями

(церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под

угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4) политические нормы – нормы, устанавливаемые различными политическими

организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены

данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними

убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными

из них;

5) правовые нормы – формально определенные правила поведения, установленные

либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его

авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно

к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше,

соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей

либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в

виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно

понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в

общественно-значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть

позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует

установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В

таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. От-

кланяющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не

соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда

подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к

положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся

поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред

обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются

преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания,

которое развивается в результате систематического употребления человеком

спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное

в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии

имеет особое название – де-линквентное поведение.

2.

Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек,

многообразны. Место человека в экономических отношениях в первую очередь

характеризуют:

1) его положение в отношениях собственности;

2) его роль в процессе труда (производства);

3) его участие в бизнесе и предпринимательстве;

4) его положение в отношениях распределения и потребления

произведенного в обществе продукта.

Вступая в отношения собствен ности, человек реализует права владения

(возможность иметь у себя то или иное имущество), распоряжения (возможность

изменять назначение и принадлежность имущества), пользования (возможность

использовать полезные свойства имущества). Объем этих прав зависит от формы

собственности: общей, частной или смешанной.

Следует подчеркнуть, что влияние формы собственности на экономическое

поведение человека не является однозначным. На пример, частная собственность,

с одной стороны, разъединяет лю дей и отчуждает их от труда, но, с другой –

является необходимым условием их хозяйственной само стоятельности и

независимости Общая (или общественная) собст венность, в определенной степени

способствуя преодолению резкого имущественного и социального не равенства, по

мнению экономистов, не создает достаточных стимулов к труду и не может обеспе

чить устойчивый экономический рост.

Право собственности признает ся одним из естественных и неотчуждаемых прав

человека.

Важнейшая экономическая роль человека – его участие в процессе труда.

Объективными характеристиками трудовой деятельности че ловека являются

производительность, эффективность и место в системе общественного разделения

труда.

Ее оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней

предъявляемым:

требованиями профессионализма, квалификации, трудовой, технологической и

договорной дисциплины, а также исполнительности и инициативности.

В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает научно-

техническая и технологическая революция.

Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной из

важных форм участия человека в экономических отношениях. Предпринимательством

считается осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и

ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли

деятельность людей.

Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие

знания, инициативность, сила воли, готовность к риску, твердость, умение

самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову.

Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на

предпринимательскую, в ее противоположность – обман и жульничество.

Наконец, человек является участником отношений распределения и потребления.

Известны различные формы распределения произведенного в обществе продукта:

заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденд по купленным

акциям и др. Неравенство доходов зависит от положения

человека в отношениях собственности, уровня его образования, квалификации,

профессиональной подготовки и других факторов. Неизбежный в условиях рыночной

экономики разрыв в уровнях доходов отдельных людей и групп населения в

современных условиях призвано компенсировать государство (социальные

программы, пособия).

Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает

необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и

духовные потребности.

-

Билет № 6

1. Познание, истина и ее критерии.

2. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского

общества.

1.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным

содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании,

а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют

следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное,

социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является

изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъ-

ект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно

подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком –

все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый

предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в

которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая

называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitiu –

«воспринимаемый чувствами»), человек получает информацию о предметах и

явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами

чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств

предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы

чувств;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный

образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и

их свойства;

в) представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение

(чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет

воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не

воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рацио

нальное познание (от лат. ratio – «разум»). На этом этапе, опираясь на

данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с

окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и

предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения,

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и

существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение – есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными

понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с

помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с

чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от

чувственного познания, существующего в форме образов, результаты

рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким

образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем

сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный

образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного,

полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-

разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного

знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно,

эмпирики – что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты

утверждали, что критерием истины является только разум.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.