на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпора: Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

относятся различные формы взаимодействия между социальными группами

(классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым –

отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами,

отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или

всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм).

Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь

общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества.

Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие

нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных

организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих

странах (особенно в Англии и ее

бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение

имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм

представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего

общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости.

Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в

политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой

совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов,

представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание

субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях –

теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая

психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды,

лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства,

эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества

они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает

политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества

укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации

политических представлений. Политическая культура – это передаваемый из

поколения в поколение опыт политической деятельности, в кото-

ром соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Билет № 10

( 1. Духовное производство и духовное потребление.

2. Роль права в жизни общест-1ва. Правовое государство.

1.

Под духовным производством

обычно понимается производство сознания в особой общественной форме,

осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально

заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства

являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами

индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Отличительная

особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются

идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их

непосредственного производителя. Ученые выделяют три вида духовного

производства:

1) наука;

2) искусство;

3)религия.

Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право.

Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а

общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и

правовой

деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными.

Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято

называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и

основанные на данных научных исследований.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь

заметного 1 влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение

изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая

развитие материального производства, которое в свою очередь изменяется в

соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом

духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых

отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения,

электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так

называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество

получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент,

определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Искусство

есть специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности,

которая представляет собой отражение окружающей действительности в

художественных образах. Создавая художественные образы, которые с известной

долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с

ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и

мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели,

скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма

существенные стороны окружающей действительности .

Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее

помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества прежде всего на

ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление,

способность вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие

в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их

основе общественные связи играют важную роль в жизни многих обществ и

отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства

материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от

материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не

уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они

доступны всем, являются достоянием всего человечества.

2.

Среди различных регуляторов общественных отношений (мораль, обычаи, традиции,

нормы общественных организаций) особое место занимает право. В политической и

юридической науке нет единого подхода к определению понятия права. Наиболее

распространенным является определение права как системы общеобязательных норм

(правил) поведения, установленных или санкционированных государством и

обеспеченных его принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным

подходом, который подчеркивает зависимость права от государственной воли, в

юридической науке существуют и другие взгляды. Так, ряд ученых рассматривает

право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об

общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека,

запретах, условиях их возникновения и реализации. Право носит оценочный

характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же,

опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются

общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и

запрещенном.

В отличие от других политических и социальных норм, право характеризуется

следующими признаками:

1) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества

или определенных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права

обязательны для исполнения

всеми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в

специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в

необходимых случаях);

4) многократность примене ния – нормы права рассчитаны на неограниченное

количество случаев.

Функции права в обществе многообразны. Во первых, право, являясь

универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы

существующего строя. Во вторых, обязывая совершать активные положительные

действия, право способствует развитию общественных отношений. В третьих,

устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит

определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их

активности и эффективности. В четвертых, в практической деятельности

государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве

критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов,

является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям

правопорядка. В пятых, право играет и важную воспитательную роль, развивая в

людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы че

ловека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг

к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей,

используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная

независимость, свобода выбора и решения. Право же, отражая согласованные

интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит

преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-

либо определенный вариант действий.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся

общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности

государства. Последнее гарантирует также реализацию права, охраняет его от

нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь

на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы

и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев

государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу

взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной

веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие

философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция

правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.

Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности

подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая

правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона, «связанность» государства законом – все

государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане

в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь

законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально

соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься

компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в

соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной

иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные

нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии

с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только

провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные

права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на

практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы

«сдержек и противовесов», взаимоограничение и

взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона

должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности,

не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа

выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности,

свободе предпринимательства, Необходима экономическая независимость и

самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин

может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет

народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической

культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в

управлении государственными и общественными делами;

4) юридической предпосылкой является создание внутренне единой и

непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить

действительное уважение закона;

5) важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское

общество, т. е. систе-

ма отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.