на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпора: Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

заключаются в том, что человек присваивает себе некоторые вещи, отчуждая их

от других в свою пользу. Используя последние, собственник организует процесс

производства и извлекает доход, которым могут быть прибыль, плата за землю,

другие платежи, в том числе и по процентам за выделенный денежный кредит.

Истории известно несколько ти пов собственности. Исторически первым типом

собственности была общая собственность, при которой все средства производства

и произведенные блага принадлежали объединенным в коллективы людям. Вторым по

времени происхождения стала частная собст венность, при которой отдельные

люди относились к средствам производства как к принадлежащим лично им.

Частная собственность – это форма юридического закрепления за человеком прав

владения, пользования и распоряжения каким- табо имуществом, которое он может

использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для

ведения коммерческой деятельно сти. Частная собственность была господствующей

в экономике вплоть до XX в. В XX столетии широкое распространение получил

третий вид собственности – смешанная собственность, в ко

торой сочетаются признаки первых двух типов.

Наиболее распространенной формой этого типа собственности является

собственность корпорации, или акционерного общества. Капитал такого общества

образуется в результате продажи ценных бумаг – акций, которые свидетельствуют

о том, что их владелец внес свой вклад – пай – в капитал корпорации и имеет

право на получение дивиденда. Дивидендом называется часть прибыли, которая

выплачивается владельцу акции (как правило, пропорционально величине

внесенного им пая).

Также весьма распространена и индивидуальная частная собст венность. Она

является основной на предприятиях, действующих в сфере торговли и услуг, а

также в сельском хозяйстве.

Велико и значение в экономике такой формы собственности, как государственная

собственность. Обычно государство сосредоточивает в своих руках предприятия и

отрасли, имеющие стратегическое значение для существования и развития страны

(железные дороги, предприятия связи, атомные и гидроэлектростанции и т. д.),

приватизацию которых оно считает нецелесообразным.

Во многих странах сохранились и такие формы собственности, как кооперативная

и коллективная. При кооперативной собственности группа людей, объединившаяся

для совместного использования некоторого имущества (собственного или же

арендованного), осуществляет управление этим

имуществом. На коллективном предприятии собственником является коллектив

этого предприятия, который принимает участие в управлении процессом

производства.

Билет № 3

1. Человеческая деятельность, ее многообразие.

2. Россия на пути к рыночной экономике.

1.

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека,

направленная на преобразование им окружающего мира.

В структуре любой деятельно сти принято выделять объект, субъект, цель,

средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная

деятельность направлена; субъектом – тот, кто ее осуществляет. Прежде чем

начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в

своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится

достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему

необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства

выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того резуль

mama, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание

удовлетворить

свои потребности. Эти потребно сти могут быть физиологическими, социальными и

идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным

источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно

целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним

ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в

обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, уп рощенными представлениями

о каком-либо социальном процессе (конкретно – о процессе деятельности).

Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия

людей и как следствие – аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность прак тическую и духовную. Первая направлена на

преобразование существующих в реальности объектов природы и общества

Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

а) материально-производствен ную;

б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

а) познавательную деятельность;

б) ценностно-прогностическую деятельность;

в) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может

быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на

которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид

самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности

лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие

на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной

среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого

общества – это история деятельности людей.

2.

Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат

правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая

программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были:

переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация

государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С

помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить

существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны,

создать в России новый класс – класс собственников.

Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой, с

которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема

освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств,

необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка:

инициативности и ответственности.

Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая

либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у

населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от

проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем

слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами:

сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления

и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям

граждан минимальный жизненный уровень.

Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь

эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации, Под

разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в

экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм

собственности, а в конечном итоге – многоукладной экономики. Под

приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в

частные руки.

Приватизация может быть осуществлена в различных формах:

а) бесплатной раздачи гражданам части государственной собствен-

ности; б) аренды с последующим выкупом; в) преобразования государственных

предприятий в акционерные общества; г) выкупа предприятий на конкурентной

основе. Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в

последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако

цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в стране –

пока не достигнута.

Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стране

рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных

бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики

невозможно. Идет разработка правовой базы, регулирующей экономические

процессы в стране. Решен и ряд стратегических задач:

остановлена инфляция, достигнута относительная финансовая стабилизация,

которая дала возможность провести деноминацию рубля.

Билет № 4

1. Деятельность и общение.

2. Государство и экономика.

1.

Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование

им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности

является ее субъект, т. е. осущест

вляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения

необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими

субъектами, общаться с ними.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами

деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и

социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют

несколько видов обще ния\

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с

животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним

подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или

реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни

ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое

общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и

общение – противоположные понятия, поскольку общение есть только условие

деятельности, но

никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с

деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс

взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой

информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача

информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто

ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса

общения, отсутствует.

2.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного

ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают положительный

эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как

монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма

регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX – начале XX в.,

когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие

производство и рынок сбыта товаров. В 1929– 1933 гг. в мире разразился

экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и

массовая безработица.

Кризис 1929–1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие

положения эконо

мической теории. В частности, до середины 30-х годов XX в. среди них

господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего

лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком

высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать

людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица.

Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в

период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория

занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в

период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только

в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством.

Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия,

вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую

мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками

рыночных отношений. Они используют различные методы регулирования

экономической жизни.

1. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить

взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов

занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого

государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов,

поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.