p align="left">Заключение Подводя итоги, хотелось бы обобщить все вышеизложенное и отметить некоторые проблемные моменты, которые были выявлены в процессе исследования темы. Эколого-правовой статус гражданина является частью конституционного статуса и представляет собой систему законодательно определенных прав и обязанностей в сфере охраны окружающей среды. Закрепленные в законодательстве экологические права и обязанности дают возможность судить о положении личности в обществе, а также о характеристике государства в целом. В законодательстве Украины не закреплены понятия экологических прав и обязанностей граждан. На основании мнений разных ученых, разрабатывающих тему экологического статуса гражданина, можно сделать вывод, что экологические права граждан - это совокупность возможностей в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и использования природной среды, закрепленных в законодательстве и гарантированных системой права. Основанием для определения термина экологических обязаностей может послужить определение юридической обязанности, разработанное в теории права, с учетом особенностей охраны и обеспечения безопасности окружающей среды. Таким образом, экологические обязанности представляют собой систему закрепленных законом, общественно необходимых и государственно целесообразных мер поведения гражданина (лица), направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при использовании природной среды. Отсутствие законодательно определенных понятий экологических прав и обязанностей является существенным недостатком так, как нет однозначности в определении места данных прав в системе правового статуса человека в целом, поэтому необходимо внести соответствующие дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экологических прав и обязанностей гражданина. Как уже отмечалось в работе, экологические права и обязанности граждан нашего государства закреплены в Конституции Украины в ст.50 и ст.66, детализированы в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды » от 25.06.91 в ст. 12, ст.9 и других нормативно-правовых актах. Конституция определяет, что экологическими правами граждан являются - право на безопасную окружающую природную среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также право на свободный доступ к экологической информации о состоянии окружающей среды. Ст. 12 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды » расширяет и детализирует экологические права, гарантированные Конституцией, гражданам предоставляются также: 1. право на участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей природной среды, и внесение предложений государственным и хозяйственным органам, учреждениям и организациям по этим вопросам; 2. право на участие в разработке и осуществимые мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию ресурсов; 3. право на осуществление общего и специального использования природных ресурсов; 4. право на объединения в общественные природоохранные формирования; 5. право на участие в проведении общественной экологической экспертизы; 6. право на получения экологического образования; 7. право на обращение в суд с иском к государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного влияния на окружающую природную среду. В совокупности предоставленных гражданам экологических прав основополагающим является право на безопасную окружающую природную среду, все другие экологические права граждан связанные с его реализацией, направлены на его обеспечение или защиту. Например, право на участие в обсуждении материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей среды, или участие в проведении общественной экологической экспертизы имеют целью предупредить загрязнение окружающей среды. Право граждан на получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее влияние на здоровье населения, или право граждан обращение в суд с иском о возмещении вреда, причиненного их здоровью вследствие отрицательного влияния на окружающую природную среду, имеют цель обеспечить это право или судебную защиту в случае его нарушения. Однако, в законодательстве не выделено главенствующее значение права на безопасную окружающую природную среду, что, на наш взгляд, является ошибкой. Поэтому при закреплении экологических прав граждан в законодательстве, необходимо сделать акцент на том, что право на безопасную окружающую природную среду является основополагающим, а все остальные права производны от него. В отличие от международно-правовых актов, где предусмотрена «среда, которая разрешает вести достойную и цветущую жизнь», или «жизнь в гармонии с природой», или в отличие от законодательства других государств, которые закрепили в законодательстве право на благоприятную окружающую среду, граждане Украины, согласно законодательству, имеют право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду. Все эти вопросы нуждаются в определении критериев: какую среду можно считать благоприятной или безопасной для жизни и здоровья? На этот вопрос ни в международно-правовых актах, ни в законодательстве Украины нет четкого ответа. Конечно, обеспечение благоприятной окружающей природной среды -- более сложная задача, чем обеспечение безопасной для жизни и здоровья среды. «Благоприятная среда -- это такая среда, которое положительно влияет на состояние здоровья людей и биологические процессы функционирования живых организмов» -- считает. Безопасная же для жизни и здоровья окружающая природная среда -- это такая среда, которая не влияет отрицательно на состояние здоровья людей, не превышает установленных в законодательстве нормативов экологической безопасности. Получается, что граждане Украины имеют право жить в окружающей природной среде, которая допустима для жизни, в отличии от граждан других государств, которые имеют право жить в природной среде, которая благоприятна для жизнь в биологическом смысле. Такое положение вещей существенно ущемляет граждан Украины в правах человека, принятых на международном уровне и признанных другими государствами. С целью повышения экологического статуса граждан Украины до уровня международно-принятого необходимо признать право не только на безопасную, но и на благоприятную окружающую природную среду. Определение права на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье людей также имеет существенный недостаток - ограничение на предоставление информации, составляющей государственную тайну. Данную проблему разрабатывала в своих работах Сурилова О.О. Она считает, что общей проблемой является определение информации, которая подлежит оглашению, а также противоречие между обязанностью предоставить как можно более исчерпывающую информацию и необходимостью сохранения государственной тайны, охраной частных интересов. Мы полностью поддерживаем мнение автора, так как в любом демократическом государстве человек и его права признаны вышей ценностью, а сокрытие экологической информации является нарушением его прав. Более того, сокрытие экологической информации может привести к нарушению права граждан на безопасную окружающую среду, в том случае если эта информация касается нарушений нормативов безопасности окружающей среды. Хотелось бы отметить так же, что экологическая безопасность какого-либо государства касается не только этого государства, но и всей планеты. Природа взаимосвязана в своих явлениях, и если, к примеру, в одной стране произойдет загрязнение грунтовых вод, то в другой стране, где эти воды выходят на поверхность, может произойти экологическая катастрофа. Именно так произошло в 1986 году, когда случилась катастрофа на Чернобыльской атомной станции - пострадали не только граждане Украины, но и ближнего зарубежья, когда в их странах прошли радиационные дожди, или в результате перемещения воздуха повысился уровень радиации на их территориях. Поэтому, на наш взгляд, необходимо снять ограничения на доступ к экологической информации составляющей, государственную тайну, или в крайнем случае минимизировать данное ограничение. Несмотря на то, что практически во всех законодательных актах предусмотрено участие общественности в принятии экологических решений, отсутствует прописанный механизм или процедура такого участия. В настоящее время реальная возможность участия общественности в системе экологического регулирования и реализации экологических прав граждан оценивается как недостаточные. Существующие возможности для общественного участия носят неоднозначный характер. Они обеспечивают очень позднее и очень ограниченное участие общественности. Имеющие место случаи общественного участия обязаны своим существованием скорее настойчивости активных общественных экологических организаций, чем государственной политике привлечения общественности к принятию экологически значимых решений. Участие общественности в принятии решений на проектной стадии происходит только в отношении тех объектов, скрыть информацию по которым заказчику не удалось, либо если госслужбы находятся в состоянии конфликта с заказчиком и нуждаются в общественной поддержке. Такое положение дел является нарушением права граждан на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду. Для минимизации нарушений данного права необходимо, чтобы принятие решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, было возможно только с участием и с позитивной оценкой граждан, интересы которых прямо затрагивает принятие этого решения. Отсутствие в Украине широкой судебной практики по защите экологических прав обусловлено двумя основными моментами, а именно: - не знание гражданами своих экологических прав, и в том числе о возможности их судебной защиты, а также отсутствие уверенности в ее эффективности; - отсутствие у судей опыта и практики рассмотрения дел данной категории, отсутствие необходимого информирования судей о механизме реализации экологических прав. При отсутствии механизма реализации экологические права теряют свое значение для граждан и становятся лишь номинально провозглашенными. Как видим, экологические права, несомненно, связаны друг с другом. Например, право на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, во многом зависит от наличия информации о необходимости принятия данного решения, которая предоставляется гражданам на праве свободного доступа к экологической информации. Судебная защита экологических прав граждан возможна при развитом механизме реализации этих прав. Если судья не имеет представления о том, как реализуется на практике право граждан на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, он не сможет должным образом защитить это право. Такое положение дел наталкивает на необходимость четко регламентировать экологические прав граждан и определить механизм их реализации. Свои сложности имеются и в регулиовании экологических обязанностей граждан. В Конституции закреплена основная экологическая обязанность каждого -- не причинять вреда природе, культурному наследию, возмещать причиненные убытки. Исполнение данной обязанности заключается в пассивном поведении граждан - в не совершении действий, которые могли бы причинить вред природе. Такая позиция Украины, на наш взгляд, отличается от точки зрения Организации Объединенных Наций (ООН), изложенной в Стокгольмской декларации, где сказано: «охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества, целью, которая должна быть достигнута совместно и в соответствии с установлениями и основными целями мира и международного сотрудничества». Названная позиция ООН предусматривает, прежде всего, активные действия по улучшению, охране природы, то есть поведение граждан, которое привносило бы в природу нечто, улучшающее ее состояние и способствующее ее сохранению. Предусмотренная п.1.ст.12 Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» обязанность граждан Украины беречь природу, охранять и рационально использовать ее ресурсы в соответствии с требованиями законодательства в полной мере не отражает стремление Украины обязать своих граждан к совершению активных, общественно полезных действий по сохранению и улучшению окружающей природной среды, как это сделали другие государства, преследуя цели, провозглашенные Стокгольмской декларацией ООН. Обобщая сделанные выводы, хотелось бы отметить, что в целом законодательство определяет экологический статус граждан по средствам закрепления прав и обязанностей в сфере защиты и охраны окружающей природной среды, однако, эти права и обязанности требуют законодательного определения терминов и значительных дополнений для раскрытия их значения и сущности, а также механизмов реализации. На наш взгляд, этот вопрос можно решить путем принятия соответствующего нормативного акта, который бы носил не только концептуальный, но и практический характер. Таким актом может стать Концепция экологического статуса граждан Украины. Для разработки данного документа необходимо создать рабочую группу не только из специалистов Украины по экологическому праву, но и специалистов общественных негосударственных экологические организаций. В Концепции обязательно должны содержатся понятия экологических прав и обязанностей граждан, она должна содержать перечень всех экологических прав Украины с указанием главенствующей роли права на безопасную и благоприятную окружающую природную среду. Экологические обязанности должны основываться на общей цели сохранениея и улучшения состояния окружающей среды. Так же должен быть четко прописан механизм реализации каждого экологического права и обязанности. Концепция может содержать и другие положения по охране окружающей среды, прав и обязанностей гражданина. Главное, чтобы при ее разработке учитывались научные разработки отечественных ученых, мировой опыт и практика, а также нормы международного экологического сотрудничества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|