на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Эколого-правовой статус гражданина
p align="left">Граждане имеют право на осуществление общего и специального природопользования. Законодательство Украины гарантирует гражданам право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетичных, оздоровительных, рекреационных, материальных) бесплатно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством.

В порядке специального пользования гражданам, а также предприятиям, учреждениям и организациям природные ресурсы предоставляются во владение или аренду на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления хозяйственной и другой деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, на льготных условиях.

Граждане имеют право на получение экологического образования. Экологическое образование и воспитание являются важными средствами повышения экологической культуры общества, которая является необходимым условием решения экологических проблем. В статье 7 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено общее обязательное комплексное образование и воспитание в области охраны окружающей среды, в том числе в дошкольных детских учреждениях, в системе общего среднего, профессионального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. [7] На наш взгляд, экологическое воспитание, осуществляемое в дошкольных детских учреждениях имеет очень важное значение для восприятия и понимания человеком острой необходимости сохранения безопасной окружающей среды. С раннего возраста человек должен знать о своих правах в экологической сфере, о последствиях своей деятельности и об ответственности за нарушение экологических норм. Учеными доказано, что первые 7-10 лет жизни человека являются фундаментом для последующего формирования его характера и мировосприятия, и очень важно, что бы в фундаментальные основы сознания человека было заложена суть экологических прав, а главное, обязанностей личности. Экологическое образование и воспитание должны быть беспрерывными, продолжаться на протяжении всей жизни человека, пополняя знания об окружающей природной среде, которые постоянно изменяются.

Вопросы экологического образования и воспитания имеют международное значение: они включены к международной программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера», являются одним из важных направлений деятельности Международного союза охраны природы, Программы ООН по окружающей среде.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены гарантии экологических прав граждан, среди которых, в частности, проведение государственных мероприятий по охране, восстановлению, улучшению состояния окружающей среды; обязанность министерств, ведомств, учреждений и организаций осуществлять меры по предотвращению вредного влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую природную среду. Гарантиями экологических прав граждан является их участие в осуществлении государственного и общественного контроля за соблюдением экологического законодательства; предусмотренная законом компенсация в установленном порядке вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения экологического законодательства. Как одна из гарантий экологических прав предусмотрена неотвратимость ответственности за экологические правонарушения, которая сегодня является, к сожалению, лишь декларацией, поскольку расследование и рассмотрение этой категории дел непопулярно, не имеет приоритетного значения в деятельности правоохранительных органов, большинство экологических правонарушений латентны, то есть не раскрываются или если и раскрываются, то не передаются для вынесения судебного решения или приговора.

Защита экологических прав осуществляется путем признания или подтверждения этих прав; прекращения нарушения прав; устранения препятствий для их осуществления; восстановления нарушенных прав; взыскания с виновного убытков; компенсации морального вреда и другими предусмотренными законом способами.

2.3 Экологические обязанности граждан

В теории права любому праву соответствует некая обязанность, а их совокупность составляет определенный статус индивида. Перед тем как углубится в исследование экологических обязанностей граждан необходимо выяснить, что же такое юридическая обязанность в целом. Юридическая обязанность - гарантированная законом мера общественно необходимого (полезного) и государственно целесообразного поведения лица, объективно обусловленная потребностями существования и развития других лиц, социальных групп, наций, человечества.[80] Основываясь на общей норме теории права, экологические обязанности граждан можно определить как - систему закрепленных законом, общественно необходимых и государственно целесообразных, мер поведения гражданина (лица), направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при использовании природной среды.

Обязанность - парная категория с правом, так как обязанность служит способом обеспечения прав. Использование человеком своих прав одновременно предполагает его обязанность защищать и укреплять эти права - ради самого себя и ради других.

Права существуют только тогда когда признаются другими гражданами государства. Свои требования к гражданам государство формирует в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Граждане - сами хранители своей свободы, направления и границы внешнего выражения которой даны в правах. Именно для того, чтобы укрепить свои права, граждане в демократическом обществе принимают на себя обязательства и исполняют свои обязанности. Во Всеобщей декларации прав человека (п.1ст.29) определено: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Так же, как и права человека, основные юридические обязанности фиксируются в Конституции и других законах государства. [26]

Экологическим правам граждан корреспондируются их обязанности в области охраны окружающей природной среды. В статье 66 Конституции Украины закреплена обязанность каждого не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки.[1] Данная статья закрепляет за экологическими обязанностями статус конституционных обязанностей гражданина.

Бабъяк О.С. и Белечук П.Д. в своих трудах разделили экологические обязанности граждан, предусмотренные ст. 12 Закона «Об охране окружающей природной среды», на общие и специальные. Общие обязанности граждан предусмотрены Законом Украины «Об охране окружающей природной среды:

· беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства;

· осуществлять свою деятельность с неуклонным соблюдением требований экологической безопасности и других экологических нормативов;

· не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

· вносить плату за специальное использование природных ресурсов;

· компенсировать вред причиненный влиянием на окружающую природную среду.[40, c.180]

Специальные обязанности граждан предусмотрены системой экологического законодательства, они производны от условий права собственности на природные ресурсы, природопользования и реализации гражданами экологически опасной деятельности. В зависимости от имущественного критерия специальные экологически обязанности граждан подразделяются на имущественные и неимущественные. К имущественным обязанностям относятся:

· своевременно вносить плату за загрязнение окружающей природной среды и сверхлимитное использование природных ресурсов;

· эффективно использовать природные ресурсы, осуществлять комплексные мероприятия по их восстановлению;

· проводить мероприятия по предупреждению негативного влияния деятельности на состояние окружающей природной среды.

Экологические обязанности неимущественного характера заключаются в следующем:

· получать разрешения на осуществление деятельности, способной негативно влиять на состояние окружающей среды;

· предоставлять органам экологического контроля сведения о характере экологически опасной деятельности;

· передавать экологически опасные объекты на экологическую экспертизу;

· осуществлять первичный учет использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду;

· овладевать экологическими знаниями и практическими навыками их реализации;

· согласовывать свою деятельность с иными субъектами, если она способна потенциально вредить здоровью человека и природным ресурсам;

· исполнять распоряжения органов экологического контроля.[40, c.176]

В Земельном (ст. 40), Лесном (статьи 18, 19). Водном (ст. 44) кодексах, в Кодексе о недрах (ст. 24), в Законе «О животном мире» (ст. 26) закреплены обязанности соответственно земле-, лесо-, водопользователей, пользователей недр, животного мира, которые детализируют и специализируют общие обязанности в области охраны окружающей природной среды соответственно определенному природному ресурсу и с учетом специфики его правового режима.[59, c.82]

Значительной преградой реализации гражданами их экологических прав и исполнения обязанностей в области охраны окружающего природной среды является низкий уровень эколого-правового сознания населения, которое довольно плохо знает свои экологические права и обязанности и механизм их реализации, что требует улучшения экологического и эколого-правового образования и воспитания.

РАЗДЕЛ III. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ДРУГИХ СТРАН

3.1 Экологические права граждан стран Европы и СНГ

В конституциях первой половины ХХ века изредка можно встретить лишь достаточно скупые общие принципы использования природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. В конце ХХ века в связи с надвигающимся экологическим кризисом в законы стран Европы вносятся не только положения о рациональном потреблении и сохранении природных благ, как условиях жизни человека, но и дополнения о правах человека на окружающую среду, его экологических обязанностях, мерах государства по оздоровлению природы, прежде всего в целях охраны здоровья людей.[64, c.320] Понятно, в законах предусматриваются вехи, контуры государственной и правовой экологической политики, статуса личности которые потом проявляются в применении, соблюдении, исполнении правовых требовании, но по нормам-принципам можно судить о главных направлениях и проявлениях природоохранной деятельности, проецировании ее на остальные иные правовые институты.

Немаловажен и полезен сравнительный анализ украинских и законодательных природоохранных положений стран европейского континента.

Конституции европейских стран восприняли и ввели природоохранные нормы прежде всего через европейские концепции прав и свобод человека и гражданина, провозглашая последнюю треть ХХ века, соответствующей естественным экологическим правам граждан, включая их в так называемые «права второго поколения».

В Королевстве Бельгия право каждого вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, конкретизируется в праве на здоровую окружающую среду наряду с правом на достойное жилище и правом на культурное и социальное процветание.[64, c.321]

По многим европейским конституциям, в отличие от украинской, граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду (Словакия, Словения, Чехия, Югославия), и, кроме того, в Болгарии - в соответствии с установленными стандартами и нормативами; в Испании - для развития человека; в Молдове - на экологически безопасную для жизни и здоровья среду, а также на безопасные продукты питания и предметы быта; в Норвегии - на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье, и на охрану природной продовольственной продукции и ее многообразия; в Португалии - жить в человеческой здоровой среде, в условиях экологического равновесия. [41, c.94] На наш взгляд, представляется не совсем понятной формулировка «человеческая здоровая среда». Если предположить, что человек - это один из видов биологически живых существ, для которого характерна определенная среда обитания, то она является неким сектором природы, в котором может существовать человек. Следовательно, иные живые существа (животные, микроорганизмы) обитают в присущей им среде, занимают иной сектор той же природы. Непонятным остается критерий, по которому разграничивается или определяется человеческая среда от других в границах единой природной среды обитания всех живых существ.

В России, Белоруссии и ряде иных стран каждый имеет право не только на благоприятную окружающую среду, но и на возмещение причиненного вреда, при этом в Азербайджане, Молдове, России - ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; в Белоруссии- вреда, причиненного нарушением права на благоприятную среду; в Словении закон устанавливает условия и размер возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. [42, c.201]

Право граждан на судебную защиту экологических прав прямо не закреплено, однако, эта защита экологических прав входит в общее понятие защиты прав и свобод человека, осуществляемой на всех уровнях законодательства. Непосредственная защита экологических прав граждан, как правило, осуществляется в рамках национального законодательства. Когда человек не смог восстановить нарушенные экологические права, пройдя все судебные и административные инстанции своей страны, он имеет право обратится за помощью в международные инстанции, в частности, в Европейский суд по правам человека. Граждане различных государств и их адвокаты неоднократно пытались защитить нарушенные экологические права, ссылаясь на закрепленное Европейской Конвенцией Прав Человека право на Жизнь, но в подавляющем большинстве случаев эти попытки не были успешными. Однако, не смотря на это, положительные решения в делах по защите экологических прав граждан могут стать основой для качественно новой судебной практики в экологической сфере. Подтверждающим аргументом данного факта является решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу Фадеевой против России, которое было вынесено 9 июня 2005 года. Данное дело является первым российским экологическим делом в Европейском суде по правам человека, которое послужило важным прецедентом для других граждан, проживающих в экологически опасных зонах. Суть дела заключается в том, что заявительница гражданка России Надежда Михайловна Фадеева проживает в г. Череповец - крупном металлургическом центре в санитарно-защитной зоне завода «Северосталь», расположенном в 300 км к северо-востоку Москвы. Несмотря на то, что теоретически, указанная зона должна была отделить завод от жилых районов города, на практике тысячи людей проживают в этой зоне. Указом Совета Министров РСФСР от 10.09.1974 года на Министерство черной металлургии была возложена обязанность расселить жителей, проживающих в санитарно-защитной зоне, к 1977 году. Однако, расселение на было осуществлено. В течении последующих лет Правительство приняло несколько новых программ, направленных на улучшение экологической обстановки в г.Череповце. В соответствии с действующей в настоящее время программой, промышленные выбросы от завода «Северсталь» должны достичь безопасного уровня в 2010-2015 гг. В 1993 году сталелитейный завод был приватизирован, и жилые дома, находящиеся в собственности завода в пределах санитарно-защитной зоны, были переданы в собственность органов местного самоуправления. В 1995 году заявитель и другие жители санитарной зоны подали в суд иск против металлургического завода, требуя переселения в экологически безопасные районы города вне пределов санитарно-защитной зоны. Суд подтвердил право заявителя на переселение за счет средств местной власти, однако, в своем решении суд не указал на конкретное переселение истицы, а обязал включить ее в список на льготное получение нового жилья, поставив ее переселение в зависимость от наличия средств. Решение суда не было исполнено на основании того, что не существует списка на льготное получение жилья жителей санитарно-защитных зон. Заявительница была внесена в общий список на получение жилья под номером 6820. Попытка исполнить судебное решение через суд путем подачи иска к органам местной власти была отклонена на том же основании, что не существует списка на получение льготного жилья, и местный совет не располагает жилыми площадями. Фадееву такой результат не устраивал, и в декабре 1999 года она подала жалобу в Европейский суд по правам человека. Заявительница в жалобе утверждала, в частности, что деятельность завода, расположенного в непосредственной близости от ее жилища, создает угрозу для ее здоровья и благосостояния. Суд рассмотрел все факты и доказательства и признал, что имело место нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской Конвенции по правам человека.[88] Российские суды также должны использовать это решение при разрешении аналогичных споров, поскольку решение Европейского суда по правам человека обязательно для исполнения всеми государственными органами. Вышеописанное дело должно служить положительным примером и вселять в граждан уверенность в защите своих экологических прав. Остается высказать надежду на то, что в недалеком будущем практика международных судебных инстанций в защите экологических прав граждан станет более широкой, и даст возможность применения ее на национальном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.