p align="left">Граждане имеют право на осуществление общего и специального природопользования. Законодательство Украины гарантирует гражданам право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетичных, оздоровительных, рекреационных, материальных) бесплатно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством. В порядке специального пользования гражданам, а также предприятиям, учреждениям и организациям природные ресурсы предоставляются во владение или аренду на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления хозяйственной и другой деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, на льготных условиях. Граждане имеют право на получение экологического образования. Экологическое образование и воспитание являются важными средствами повышения экологической культуры общества, которая является необходимым условием решения экологических проблем. В статье 7 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено общее обязательное комплексное образование и воспитание в области охраны окружающей среды, в том числе в дошкольных детских учреждениях, в системе общего среднего, профессионального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. [7] На наш взгляд, экологическое воспитание, осуществляемое в дошкольных детских учреждениях имеет очень важное значение для восприятия и понимания человеком острой необходимости сохранения безопасной окружающей среды. С раннего возраста человек должен знать о своих правах в экологической сфере, о последствиях своей деятельности и об ответственности за нарушение экологических норм. Учеными доказано, что первые 7-10 лет жизни человека являются фундаментом для последующего формирования его характера и мировосприятия, и очень важно, что бы в фундаментальные основы сознания человека было заложена суть экологических прав, а главное, обязанностей личности. Экологическое образование и воспитание должны быть беспрерывными, продолжаться на протяжении всей жизни человека, пополняя знания об окружающей природной среде, которые постоянно изменяются. Вопросы экологического образования и воспитания имеют международное значение: они включены к международной программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера», являются одним из важных направлений деятельности Международного союза охраны природы, Программы ООН по окружающей среде. В Законе «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены гарантии экологических прав граждан, среди которых, в частности, проведение государственных мероприятий по охране, восстановлению, улучшению состояния окружающей среды; обязанность министерств, ведомств, учреждений и организаций осуществлять меры по предотвращению вредного влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую природную среду. Гарантиями экологических прав граждан является их участие в осуществлении государственного и общественного контроля за соблюдением экологического законодательства; предусмотренная законом компенсация в установленном порядке вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения экологического законодательства. Как одна из гарантий экологических прав предусмотрена неотвратимость ответственности за экологические правонарушения, которая сегодня является, к сожалению, лишь декларацией, поскольку расследование и рассмотрение этой категории дел непопулярно, не имеет приоритетного значения в деятельности правоохранительных органов, большинство экологических правонарушений латентны, то есть не раскрываются или если и раскрываются, то не передаются для вынесения судебного решения или приговора. Защита экологических прав осуществляется путем признания или подтверждения этих прав; прекращения нарушения прав; устранения препятствий для их осуществления; восстановления нарушенных прав; взыскания с виновного убытков; компенсации морального вреда и другими предусмотренными законом способами. 2.3 Экологические обязанности граждан В теории права любому праву соответствует некая обязанность, а их совокупность составляет определенный статус индивида. Перед тем как углубится в исследование экологических обязанностей граждан необходимо выяснить, что же такое юридическая обязанность в целом. Юридическая обязанность - гарантированная законом мера общественно необходимого (полезного) и государственно целесообразного поведения лица, объективно обусловленная потребностями существования и развития других лиц, социальных групп, наций, человечества.[80] Основываясь на общей норме теории права, экологические обязанности граждан можно определить как - систему закрепленных законом, общественно необходимых и государственно целесообразных, мер поведения гражданина (лица), направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при использовании природной среды. Обязанность - парная категория с правом, так как обязанность служит способом обеспечения прав. Использование человеком своих прав одновременно предполагает его обязанность защищать и укреплять эти права - ради самого себя и ради других. Права существуют только тогда когда признаются другими гражданами государства. Свои требования к гражданам государство формирует в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Граждане - сами хранители своей свободы, направления и границы внешнего выражения которой даны в правах. Именно для того, чтобы укрепить свои права, граждане в демократическом обществе принимают на себя обязательства и исполняют свои обязанности. Во Всеобщей декларации прав человека (п.1ст.29) определено: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Так же, как и права человека, основные юридические обязанности фиксируются в Конституции и других законах государства. [26] Экологическим правам граждан корреспондируются их обязанности в области охраны окружающей природной среды. В статье 66 Конституции Украины закреплена обязанность каждого не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки.[1] Данная статья закрепляет за экологическими обязанностями статус конституционных обязанностей гражданина. Бабъяк О.С. и Белечук П.Д. в своих трудах разделили экологические обязанности граждан, предусмотренные ст. 12 Закона «Об охране окружающей природной среды», на общие и специальные. Общие обязанности граждан предусмотрены Законом Украины «Об охране окружающей природной среды: · беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства; · осуществлять свою деятельность с неуклонным соблюдением требований экологической безопасности и других экологических нормативов; · не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов; · вносить плату за специальное использование природных ресурсов; · компенсировать вред причиненный влиянием на окружающую природную среду.[40, c.180] Специальные обязанности граждан предусмотрены системой экологического законодательства, они производны от условий права собственности на природные ресурсы, природопользования и реализации гражданами экологически опасной деятельности. В зависимости от имущественного критерия специальные экологически обязанности граждан подразделяются на имущественные и неимущественные. К имущественным обязанностям относятся: · своевременно вносить плату за загрязнение окружающей природной среды и сверхлимитное использование природных ресурсов; · эффективно использовать природные ресурсы, осуществлять комплексные мероприятия по их восстановлению; · проводить мероприятия по предупреждению негативного влияния деятельности на состояние окружающей природной среды. Экологические обязанности неимущественного характера заключаются в следующем: · получать разрешения на осуществление деятельности, способной негативно влиять на состояние окружающей среды; · предоставлять органам экологического контроля сведения о характере экологически опасной деятельности; · передавать экологически опасные объекты на экологическую экспертизу; · осуществлять первичный учет использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду; · овладевать экологическими знаниями и практическими навыками их реализации; · согласовывать свою деятельность с иными субъектами, если она способна потенциально вредить здоровью человека и природным ресурсам; · исполнять распоряжения органов экологического контроля.[40, c.176] В Земельном (ст. 40), Лесном (статьи 18, 19). Водном (ст. 44) кодексах, в Кодексе о недрах (ст. 24), в Законе «О животном мире» (ст. 26) закреплены обязанности соответственно земле-, лесо-, водопользователей, пользователей недр, животного мира, которые детализируют и специализируют общие обязанности в области охраны окружающей природной среды соответственно определенному природному ресурсу и с учетом специфики его правового режима.[59, c.82] Значительной преградой реализации гражданами их экологических прав и исполнения обязанностей в области охраны окружающего природной среды является низкий уровень эколого-правового сознания населения, которое довольно плохо знает свои экологические права и обязанности и механизм их реализации, что требует улучшения экологического и эколого-правового образования и воспитания. РАЗДЕЛ III. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ДРУГИХ СТРАН 3.1 Экологические права граждан стран Европы и СНГ В конституциях первой половины ХХ века изредка можно встретить лишь достаточно скупые общие принципы использования природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. В конце ХХ века в связи с надвигающимся экологическим кризисом в законы стран Европы вносятся не только положения о рациональном потреблении и сохранении природных благ, как условиях жизни человека, но и дополнения о правах человека на окружающую среду, его экологических обязанностях, мерах государства по оздоровлению природы, прежде всего в целях охраны здоровья людей.[64, c.320] Понятно, в законах предусматриваются вехи, контуры государственной и правовой экологической политики, статуса личности которые потом проявляются в применении, соблюдении, исполнении правовых требовании, но по нормам-принципам можно судить о главных направлениях и проявлениях природоохранной деятельности, проецировании ее на остальные иные правовые институты. Немаловажен и полезен сравнительный анализ украинских и законодательных природоохранных положений стран европейского континента. Конституции европейских стран восприняли и ввели природоохранные нормы прежде всего через европейские концепции прав и свобод человека и гражданина, провозглашая последнюю треть ХХ века, соответствующей естественным экологическим правам граждан, включая их в так называемые «права второго поколения». В Королевстве Бельгия право каждого вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, конкретизируется в праве на здоровую окружающую среду наряду с правом на достойное жилище и правом на культурное и социальное процветание.[64, c.321] По многим европейским конституциям, в отличие от украинской, граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду (Словакия, Словения, Чехия, Югославия), и, кроме того, в Болгарии - в соответствии с установленными стандартами и нормативами; в Испании - для развития человека; в Молдове - на экологически безопасную для жизни и здоровья среду, а также на безопасные продукты питания и предметы быта; в Норвегии - на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье, и на охрану природной продовольственной продукции и ее многообразия; в Португалии - жить в человеческой здоровой среде, в условиях экологического равновесия. [41, c.94] На наш взгляд, представляется не совсем понятной формулировка «человеческая здоровая среда». Если предположить, что человек - это один из видов биологически живых существ, для которого характерна определенная среда обитания, то она является неким сектором природы, в котором может существовать человек. Следовательно, иные живые существа (животные, микроорганизмы) обитают в присущей им среде, занимают иной сектор той же природы. Непонятным остается критерий, по которому разграничивается или определяется человеческая среда от других в границах единой природной среды обитания всех живых существ. В России, Белоруссии и ряде иных стран каждый имеет право не только на благоприятную окружающую среду, но и на возмещение причиненного вреда, при этом в Азербайджане, Молдове, России - ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; в Белоруссии- вреда, причиненного нарушением права на благоприятную среду; в Словении закон устанавливает условия и размер возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. [42, c.201] Право граждан на судебную защиту экологических прав прямо не закреплено, однако, эта защита экологических прав входит в общее понятие защиты прав и свобод человека, осуществляемой на всех уровнях законодательства. Непосредственная защита экологических прав граждан, как правило, осуществляется в рамках национального законодательства. Когда человек не смог восстановить нарушенные экологические права, пройдя все судебные и административные инстанции своей страны, он имеет право обратится за помощью в международные инстанции, в частности, в Европейский суд по правам человека. Граждане различных государств и их адвокаты неоднократно пытались защитить нарушенные экологические права, ссылаясь на закрепленное Европейской Конвенцией Прав Человека право на Жизнь, но в подавляющем большинстве случаев эти попытки не были успешными. Однако, не смотря на это, положительные решения в делах по защите экологических прав граждан могут стать основой для качественно новой судебной практики в экологической сфере. Подтверждающим аргументом данного факта является решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу Фадеевой против России, которое было вынесено 9 июня 2005 года. Данное дело является первым российским экологическим делом в Европейском суде по правам человека, которое послужило важным прецедентом для других граждан, проживающих в экологически опасных зонах. Суть дела заключается в том, что заявительница гражданка России Надежда Михайловна Фадеева проживает в г. Череповец - крупном металлургическом центре в санитарно-защитной зоне завода «Северосталь», расположенном в 300 км к северо-востоку Москвы. Несмотря на то, что теоретически, указанная зона должна была отделить завод от жилых районов города, на практике тысячи людей проживают в этой зоне. Указом Совета Министров РСФСР от 10.09.1974 года на Министерство черной металлургии была возложена обязанность расселить жителей, проживающих в санитарно-защитной зоне, к 1977 году. Однако, расселение на было осуществлено. В течении последующих лет Правительство приняло несколько новых программ, направленных на улучшение экологической обстановки в г.Череповце. В соответствии с действующей в настоящее время программой, промышленные выбросы от завода «Северсталь» должны достичь безопасного уровня в 2010-2015 гг. В 1993 году сталелитейный завод был приватизирован, и жилые дома, находящиеся в собственности завода в пределах санитарно-защитной зоны, были переданы в собственность органов местного самоуправления. В 1995 году заявитель и другие жители санитарной зоны подали в суд иск против металлургического завода, требуя переселения в экологически безопасные районы города вне пределов санитарно-защитной зоны. Суд подтвердил право заявителя на переселение за счет средств местной власти, однако, в своем решении суд не указал на конкретное переселение истицы, а обязал включить ее в список на льготное получение нового жилья, поставив ее переселение в зависимость от наличия средств. Решение суда не было исполнено на основании того, что не существует списка на льготное получение жилья жителей санитарно-защитных зон. Заявительница была внесена в общий список на получение жилья под номером 6820. Попытка исполнить судебное решение через суд путем подачи иска к органам местной власти была отклонена на том же основании, что не существует списка на получение льготного жилья, и местный совет не располагает жилыми площадями. Фадееву такой результат не устраивал, и в декабре 1999 года она подала жалобу в Европейский суд по правам человека. Заявительница в жалобе утверждала, в частности, что деятельность завода, расположенного в непосредственной близости от ее жилища, создает угрозу для ее здоровья и благосостояния. Суд рассмотрел все факты и доказательства и признал, что имело место нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской Конвенции по правам человека.[88] Российские суды также должны использовать это решение при разрешении аналогичных споров, поскольку решение Европейского суда по правам человека обязательно для исполнения всеми государственными органами. Вышеописанное дело должно служить положительным примером и вселять в граждан уверенность в защите своих экологических прав. Остается высказать надежду на то, что в недалеком будущем практика международных судебных инстанций в защите экологических прав граждан станет более широкой, и даст возможность применения ее на национальном уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|