на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Форма российского государственного усройства
p align="left">Говоря о национально-территориальном принципе, который лежит в основе структуры РФ, нельзя не упомянуть об идее сообществ из лиц соответствующей национальности или языка. В мире существуют федерации, как союзы этих общин. Такая федерация например в Бельгии, где субъекты представлены тремя языковыми общинами - фламандскими, валлонскими, немецкоязычными. Они занимаются вопросами национального языка, культуры, образования. Большинство граждан соответствующей общины проживают компактно. Страна поделена на три области. Видно, что языковой и территориальный принцип переплетаются. Внедрение данной проблемы в РФ вызовет определенные проблемы. Идею национального единства лучше воплотить в национально-культурной автономии. При этом она должна объединять только тех лиц соответствующей национальной принадлежности, которые живут за пределами компактного проживания данного этноса. Кокотов А.Н. Нация и российская государственность. Екатеринбург.: Право. 2005г. стр. 59

2.2 Основные характеристики РФ как федеративного государства

Центром всего строя федеративных отношений является РФ. Россия - федеративное государство, созданное по воле многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Она имеет все признаки государства федеративного, а именно:

Как федеративное государство Россию характеризует наличие своего Основного закона - Конституции, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношения между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства и взаимоотношение Федерации с ее субъектами, форму правления. Возможность самостоятельно решать эти вопросы свидетельствуют об учредительном характере федеральной государственной власти, и говорит о том, что Россия носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр. 301

У РФ есть своя территория и территориальное верховенство. Территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, т. к. территориальные споры чреваты военными конфликтами, порождают много трудностей. Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависит поле действия федерального законодательства и судебной власти.

Территория РФ включает сухопутное пространство, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Внутренние воды включают реки, озера, моря, заливы, лиманы и т.д. Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство включает высоту до 100 км. В понятие государственная территория входят расположенные под сухопутной и водной территорией недра. Закон РФ «О недрах» устанавливает, что недра в границах территории РФ, подземное пространство, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы являются государственной собственностью. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ».

Исключительная экономическая зона - морское пространство шириной до 200 миль от берега. Прибрежные государства могут создавать искусственные острова, установки и сооружения, осуществлять рыболовство, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.

Охрана территории, континентального шельфа, исключительной экономической зоны находится в ведении федеральных властей. Они должны обеспечивать территориальную целостность РФ и ее субъектов. Федеральным законом «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне» регулируется прилежащая зона - морской пояс, расположенный за пределами территориального моря, граница которого находится на расстоянии 24 миль от исходных линий. Баглай М.В. Конституционное право России. М.: Норма. 2007г. стр. 349

Территориальное верховенство включает два аспекта: внутренний и внешний. Внешнеполитический аспект состоит в том, что никто извне не может распоряжаться территорией РФ, проводить изменения - отделение, присоединение, переустройство и т.д. Внутренний аспект в том, что органы субъектов РФ не могут производить изменения территории РФ без ее участия. Изменение границ между субъектами утверждает Совет Федерации. Не допускается установление внутренних границ. В ст. 74 ч. 2 Конституции указывается, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с ФЗ если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья, охраны природы и культурных ценностей. Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского государства. М.: Проспект. 2004г. стр. 103

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Конституция РФ, ее ФЗ имеют верховенство на всей ее территории. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на всей территории.

Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является наличие единого гражданства, право приема в гражданство и решение вопросов связанных с прекращением гражданства. Конституция РФ в ст. 6 предусматривает единую федеральную законодательную основу гражданства в виде Федерального закона. Таковым является ФЗ «О гражданстве в РФ» от 31 мая 2002 г., который предусматривает единое гражданство РФ, хотя на начальном этапе государственного строительства допускалось гражданство, как федерации, так и республик в составе РФ. Прием в российское гражданство и разрешение выхода из него являются компетенцией Федерации. Закон о гражданстве также определяет порядок разрешения споров между Федерацией и субъектами по вопросам гражданства. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.: Проспект. 2006г. стр. 46

Для России как федеративного государства характерно наличие общих для всей Федерации органов государственной власти: Президента - главы государства, Федерального собрания - представительного и законодательного органа РФ, Правительство - осуществляет исполнительную власть. В структуре, процедурах деятельности органов государственной власти отражена федеративная природа России: субъектам РФ предоставляется право на создание своей системы органов государственной власти, но обуславливает эту систему основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, установленными Федеральным законом.

В ч. 2 ст. 77 Конституции установлено, что по вопросам ведения Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти образуют единую систему органов исполнительной власти в РФ. Конституция РФ позволяет федеральным органам исполнительной власти для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц.

Президент и Правительство обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ в соответствии с Конституцией.

Конституция разрешает федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов по обоюдному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дрофа. 2005г. стр. 129

Для РФ как федеративного государства характерна единая внутренняя и внешняя политика. России присуще ее международное признание и международное правосубъектность, т.е. участие в международных правоотношениях. Это означает, что международное сообщество воспринимает Россию с учетом ее федеративного устройства и структурного состава. Внешняя и внутренняя политика осуществляется органами Федерации, формируется с участием субъектов РФ.

К элементам конституционно-правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей РФ в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Россия обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договора и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных межгосударственных союзах. Проводя единую внешнюю политику, РФ признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, право на самоопределение, равноправие и невмешательство во внутренние дела, территориальную целостность и нерушимость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, мирное урегулирование споров, добровольное выполнение обязательств и др., принципы и нормы международного права. Приоритетными являются отношения с бывшими союзными республиками Союза ССР. РФ обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой федеральной системы права, разветвленного законодательства, регулирующего абсолютное большинство общественных отношений в стране. В Конституции выражается принцип верховенства федеральных законов (ч. 2 ст. 4). В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов не могут противоречить ФЗ, принятым по вопросам ведения РФ и по предметам совместного ведения.

Федеративная система права включает федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты государственных органов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления в системе права РФ относятся также некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему законодательству РФ. Составной частью системы права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Федеральные законы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления палат Федерального собрания РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, служб, агентств; соглашение о делегировании полномочий РФ ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения и т.д.

Ядром системы права РФ служит ее Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемое на всей территории РФ. Единство федеративной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и ФЗ на всей ее территории. Это обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов, муниципальных нормативных актов. Отрицание верховенства ФЗ по предметам ведения РФ, провозглашение верховенства законов субъектов ведет к войне законов в рамках единого государства и правового развала РФ. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр. 306

Практически все федеративные государства мира имеют единую армию и не позволяют создание войсковых формирований субъектам Федерации. Россия как федеративное государство имеет единые Вооруженные силы, которые подчиняются верховному Главнокомандующему ВС РФ - Президенту РФ. Россия располагает единой системой служб безопасности и внутренних дел. Органы безопасности в истории федеративного строительства создавались с учетом территориальной структуры государства, только с вертикальным подчинением. Руководители органов внутренних дел субъектов РФ назначаются Президентом РФ по представлению Министра ВД РФ. Россия определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику РФ.

Россия как государство располагает единой, денежной, кредитной финансовой системой, с единой денежной единицей, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком и т.д. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в России является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ России. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Денежная система РФ включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ осуществляется исключительно банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов и монет. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами. Банк России планирует объем производства, перевозки и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов, устанавливает правила хранения, перевозки, инкассации наличных денег, устанавливает признание платежности денежных знаков, порядок замены поврежденных банкнот, порядок их уничтожения, порядок ведения кассовых операций в России.

Система налогов, общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ. На федеральном уровне законом устанавливается система налогов взимаемых в федеральный бюджет. Субъекты РФ, обладая правом на введение налогов, обязаны делать это в соответствии с общими принципами налогообложения. Единство экономической системы выражается в плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и защите конкуренции.Баглай М.В. Конституционное право России. М.: Норма. 2007г. стр. 357

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.