на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Форма российского государственного усройства
p align="left">При этом правовой статус субъектов не во всем одинаков. Различие вытекает из того, что республики объявляются государствами, а другие субъекты рассматриваются как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, специально созываемыми для этой цели, а уставы субъектов - только законодательными собраниями. Это дает возможность говорить об ассиметричности российского федерализма. Все они, конечно, имеют разный экономический потенциал, численность населения, административно-территориальное устройство, не одинаково используют те или иные возможности; статус субъекта определяется совместно РФ и субъектом, т.е. субъект не может в одностороннем порядке определить свой конституционно-правовой статус. Об этом четко сказано ч. 1,2,5 ст. 66 КРФ; Захаров А.А. Ассиметричность федерации. М.: Юристъ. 2006г. стр. 164

У каждого субъекта имеется свой основополагающий акт, имеется свое законодательство, гарантии самостоятельного правотворчества по вопросам своего ведения; Каждый субъект имеет своеобразное территориальное верховенство, которое состоит в том, что территорию субъекта нельзя изменить без согласия этого субъекта. Границы между субъектами изменяются с их взаимного согласия. Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами РФ, но делает это лишь по представлению заинтересованных субъектов и не вправе принимать соответствующее решение, если не проявлена их инициатива.

Субъекты имеют свою систему органов государственной власти, которая устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Субъекты имеют право на государственную собственность. Разграничение государственной собственности относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Субъекты не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, природные ресурсы, материальные объекты по признаку их расположения на территории субъекта. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 2. М.: Юристъ. 2007г. стр.110

У субъектов есть право участия в международных и внешнеполитических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению РФ и субъектов. Федерация координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов. Субъекты обязаны учитывать интересы Федерации. Дипломатические, консульские учреждения являются едиными для Федерации. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств. Многие субъекты заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с другими государствами, приняли долговые обязательства и обязательства по их реструктуризации. Эти соглашения не являются международными договорами. ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» требует, чтобы эти соглашения согласовывались с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти не несут ответственность по соглашениям, заключенным органами государственной власти субъектов, за исключением, когда они заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо имеются официальные гарантии Правительства РФ. Эти соглашения регистрируются Министерством юстиции РФ. Баглай М.В. Конституционное право России. М.: Норма. 2007г. стр. 375

Согласно Федеральному закону «О международных договорах РФ», международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта. Основные положения или проект договора, затрагивающего полномочия субъекта РФ по предметам совместного ведения, направляются органам государственной власти заинтересованного субъекта, а поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта. Для внесения предложений субъект должен иметь не менее двух недель. Представители субъектов участвуют в переговорах и процедуре подписания договора. Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 19 августа 1999г. СЗ РФ 2000г. Ст. 2119

Субъекты имеют право на свои символы: герб, флаг, гимн, столицу (для республик), административный центр (для других субъектов).

3.1 Особенности правового положения отдельных субъектов

В составе РФ в настоящее время находится 21 республика: Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия.

Республика в составе РФ - демократическое правовое государство, созданное в рамках России. Власть в этих государствах не является суверенной, они самостоятельны в пределах установленных Конституцией РФ. Они не вправе нарушать государственную целостность РФ, единство системы государственной власти. Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации. Основание для этого носит не сколько юридический, сколько этический характер.

С национальной точки зрения население носит смешанный характер из-за чего выделение той или иной республики породила бы дискриминацию и межнациональные конфликты. До принятия Конституции РФ, ряд республик - Татарстан, Саха, Башкортостан, Тыва - закрепили статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан закрепил свое положение как государства «ассоциированное с РФ».

Республики равноправны в отношениях с субъектами, но не с самой Федерацией. В договорах речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не с раздела суверенитета и территории. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр.324

Неправомерность постановки вопроса о суверенитете республик раскрыта в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г.: «По смыслу преамбулы, ст. 3,4,5,15,65,66,71 Конституции в их взаимосвязи, республики не имеют статуса суверенного государства; решить этот вопрос в контекстах иначе они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства». Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000г. по делу о толковании ст. 66 Конституции РФ. СЗ РФ 2002г. Ст. 501

Статус республик в составе РФ характеризуется тем, что она имеет свою территорию. Так Конституция Якутии устанавливает, что территория принадлежит многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов. Территория является пространственным пределом власти, она обладает территориальным верховенством в пределах территории. Территория не может быть изменена без ее согласия. В конституциях, уставах устанавливается порядок выражения такого согласия. Так, Конституция Бурятии устанавливает, что изменение территории осуществляется путем референдума, если проголосовало более половины граждан, в том числе Бурятской национальности.

Правовой статус республик РФ характеризуется наличием конституционно-правовой системы: конституция, законы, договоры и соглашения. Конституция устанавливает основы конституционного строя: права, свободы, государственно-правовой статус, систему, принципы организации, компетенцию органов власти. Они принимаются в порядке определенном самой республикой. Так в Карелии этот вопрос относится к ведению Палаты Председателей Законодательного Собрания.

Республики пользуются правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ; участвуют в разработке Федеральных законов по предметам совместного ведения. При Президенте РФ имеются постоянные представительства, для координации взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента РФ.

Республики имеют право собственности на землю, недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, памятники истории, культуры, объекты национального достояния. По взаимной договоренности часть природных ресурсов могут приобретать статус федеральных.

Республики могут устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления они употребляются наряду с государственным языком РФ. Согласно Степному Уложению Калмыкии, статус государственного языка предоставлен русскому и калмыцкому языкам, Бурятии - бурятскому и русскому, в Коми - коми и русскому языкам.

В местностях компактного проживания национальных групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований, наряду с государственным языком республик в официальных сферах общения могут использовать язык населения данной местности.

Говоря о международной правосубъектности можно привести пример. В ст. 62 Конституции Республики Коми говорится: республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами РФ, если это не противоречит Конституции России.

Республика самостоятельно утверждает Государственный флаг, герб, гимн - официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов. Например, Государственный флаг Республики Тыва представляет собой прямоугольное голубое полотно, со стороны древка из верхнего и нижнего углов исходят наклонные и голубые полосы. Голубые полосы соединяются и образуют одну полосу. Параллельно ей, сверху и снизу проходят белые полосы. Условный треугольник имеет золотой цвет. Отношение ширины к длине - 1:2 м.

Государственным гербом является изображение на голубом фоне всадника в национальной одежде, скачущего на встречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной ленте «кадак» белого цвета надпись «Тыва». Изображение в обрамлении пятилепестковой формы с чередованием по контуру полос золотого и белого цвета. Республика имеет свой гимн. Столицей является город Кызыл, статус которого определяется законом Республики. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр.327

Самостоятельностью республики наделены и в вопросе своего наименования, пользуясь, чем почти все республики изменили свои наименования: Республика Горный Алтай переименована в Республику Алтай, Ингушская Республика - в Ингушетию, Северная Осетия - в Республику Северная Осетия-Алания. Большинство такого рода изменений было связано и с распадом СССР: Калмыцкая ССР - в Республику Калмыкия - Хальмг Тангч, Марийская ССР - в Марий Эл.

Согласно ст. 66 Конституции, статус республики может быть изменен по взаимному согласию РФ и республики, в порядке установленном Федеральным конституционным законом. Например, в республике Тыва, изменение статуса осуществляется на основе волеизъявления 2/3 ее граждан, обладающих избирательным правом. Баглай М.В. Конституционное право России. М.: Норма. 2007г. стр. 380

Конституция РФ, Федеративный договор и конституций республик определяют предметы ведения республик. Часть из них составляют предметы совместного ведения. Перечень вопросов составляющих предметы совместного ведения РФ и субъектов, и предметы собственного ведения субъектов РФ был указан выше. По данным вопросам имеются договора РФ и субъектов. Например, договор РФ и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий». Согласно нему, органы РФ и органы Республики Татарстан совместно осуществляют и другие полномочия: защита суверенитета и территориальной целостности; организация подготовки народного хозяйства; вопросы продажи оружия, боеприпасов, военной техники и имущества, конверсия оборонной промышленности; руководство разработкой и производством вооружений, военной техники на территории республики; образование фондов регионального развития; проведение денежной политики, координация ценовой политики; деятельность геодезии, метеорологии, коллизионные вопросы гражданства; управление объектами собственности. РФ и Республика Татарстан совместно осуществляют полномочия по вопросам создания общих фондов для финансирования совместных программ; подготовку национальных кадров для школ, учебных заведений, учреждений культуры, СМИ, обеспечение дошкольных учреждений и учебных заведений литературой на родном языке; координация научных исследований в области истории, культуры народов и их языков; координация управления энергетической системой, железнодорожным, трубопроводным, воздушным, водным транспортом, связью; координация деятельности правоохранительных органов, органов безопасности, разработка и реализация целевых программ по борьбе с преступностью; обеспечение режима беспошлинного и беспрепятственного транспорта, грузов, продукции. Договор РФ и Республики Татарстан от 15 февраля 1994г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий». РГ 2004г.

Говоря о предметах исключительного ведения республик, можно привести пример Республики Бурятия, - к исключительному ведению которой относятся принятие Конституции, внесение изменений и дополнений в нее, контроль за ее соблюдением; территория и административно-территориальное устройство; защита статуса; вопросы гражданства в Республике; установление системы республиканских органов государственной власти, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; установление республиканского бюджета; республиканские и местные налоги; создание фондов экономического, социального, культурного развития. В ее ведении находится заключение Федеративного договора, межпарламентские, межправительственные договора и соглашения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.