на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации
p align="left"> Таким образом, проблема организации своевременного и качественного учета избирателей заключается в первую очередь в том, что необходимо создать условия, позволяющие наиболее полно обеспечить гарантии избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов, а также повысить эффективность работы избирательных комиссий различного уровня за счет системного подхода к автоматизации работы по подготовке достоверных сведений об избирателях и оптимизации затрат при проведении регистрации (учета) избирателей. Система регистрации (учета) избирателей должна обеспечивать единую, предусматривающую использование комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» (далее ГАС «Выборы»)1

1 Постановлением Правительства РФ № 1242 от 18.12.95 г. утверждена Федеральная целевая Программа развития ГАС РФ «Выборы » на 1996-2000 годы. // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5166.

В 2001 году Постановлением ЦИК РФ № 145/1325-3 от 18.12.2001г. утверждена Программа развития ГАС РФ «Выборы» на 2001-2004 годы // Вестник ЦИК РФ. 2001. № 11.

, технологию регистрации и учета граждан РФ, обладающих активным избирательным правом, и составления сведений о зарегистрированных кандидатах.

На основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, образуются избирательные округа и избирательные участки.

Избирательный округ - это территория, образуемая в установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутаты и выборные должностные лица. Избирательные округа делятся на одно - и многомандатные. Первые составляют территории, от которых избирается один депутат, вторые - территории, от которых избирается два и более депутатов. Больше всего одномандатных избирательных округов (225) создается на 1 выборах депутатов Государственной Думы. В случае образования многомандатного округа - число депутатских мандатов, подлежащих распределению больше одного, но не может превышать пяти.

При проведении выборов избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15%. Это требование не применяется при проведении выборов в федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ;

б) при образовании избирательного округа на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами субъектов РФ может превышать указанные пределы, но должно быть не более 30%;

в) избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. При соблюдении указанных требований учитывается административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются - избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий. В целях создания максимальных удобств для избирателей избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха), в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за 5 дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки могут образовываться и в воинских частях.

По данным статистики в общей сложности было образовано свыше 94 тысяч избирательных участков как на выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году11 «Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ. 1999». Электоральная статистика. - М: Изд-во «Весь Мир». 2000. С. 26., так и на выборах Президента РФ в 2000 году22 «Выборы Президента РФ 2000» Электоральная статистика. М: Изд-во «Весь Мир». 2000. С.29»..

Таким образом, образование избирательных округов и избирательных участков - это существенная стадия избирательного процесса, а не просто создание территориальных единиц, имеющих организационно-техническое значение.

§3 Избирательные комиссии и порядок их формирования.

Избирательные комиссии являются одним из наиболее значимых субъектов избирательных отношений. Им принадлежит ведущая роль в системе организационного обеспечения реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления11 Князев С. Д. «Правовой статус избирательных комиссий в РФ: перспективы развития» // Журнал российского права. 1999. № 10. С. 36..

Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, проведение выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления22 «Козлова Е. Н. Кутафин О. Е. Указ. соч. С. 321-322»..

В соответствии со ст. 2 и 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, обеспечивающие реализацию и защиту граждан, осуществляющие подготовку и проведение выборов в РФ.

В основе правового статуса избирательных комиссий лежит принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов33 Князев С. Д. «Принципы российского избирательного права» // Правоведение. 1998. № 2. С.28-29.. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Особо следует подчеркнуть, что ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ на законодательном уровне охарактеризованы в качестве государственных, органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти. Однако вряд ли в этом стоит усматривать формирование новой ветви государственной власти, дополняющей законодательную, исполнительную и судебную власть. По мнению Ю.А. Веденеева и В.В. Смирнова, в механизме разделения властей в его российской варианте должно быть найдено место для избирательной власти, через которую в первую очередь реализует свой суверенитет гражданское общество, которая выражает фундаментальное разделение между обществом и государством функций политического господства и управления11 Веденеев Ю. А., Смирнов В. В. «Роль выборов и референдумов в трансформации политической системы». М. 1997. С. 20-21.. И хотя примеры добавления к классической триаде ветви избирательной власти уже имеется в конституциях некоторых стран Латинской Америки22 Чиркин В. Е. «Российская конституция и международный опыт» // Государство и право. 1998. № 12. С. 13., представляется, по крайней мере, преждевременным ратовать за аналогичные новации в российских условиях. Более того, нельзя не согласиться с В. Пастуховым в том, что в перспективе система избирательных органов в России неизбежно должна эволюционировать в государственно-общественный институт, исключающий претензии на статус особой ветви государственной власти. В противном случае весьма реальной будет вероятность того, что держателем крупного суверенитета гражданского общества в процессе организации и проведения выборов окажутся органы, находящиеся в монопольном ведении государственного аппарата и склонные вследствие этого к бюрократизации электоральной деятельности, что в свою очередь, чревато серьезными деформациями демократического избирательного процесса.

В статье 20 Федерального закона об основных гарантиях представлен полный перечень видов избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. К ним относится: ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Систему избирательных комиссий в РФ возглавляет - ЦИК России. Она действует на постоянной основе и является юридическим лицом, осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в соответствии с существующим законодательством.

Избирательные комиссии субъектов РФ - координируют деятельность избирательных комиссий на территории соответствующего субъекта РФ, обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатным избирательным округам.

Избирательные комиссии муниципальных образований - обеспечивают на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления.

Окружные избирательные комиссии - контролируют исполнение законов о выборах депутатов на территории соответствующего округа, координируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий и т.д.

Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.) - координируют работу участковых избирательных комиссий и осуществляют иные полномочия.

Участковые избирательные комиссии - информируют население о своем местонахождении, времени работы, а также о дне и месте голосования, уточняют список избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования, информируют избирателей о кандидатах, списках кандидатов и т.п.

Таким образом, на избирательные комиссии возлагается основная работа по организации и проведению выборов. Именно они осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан, распределяют средства, выделенные на финансовое обеспечение выборов и контролируют их целевое использование, составляют списки избирателей, регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, утверждают тексты бюллетеней для голосования и обеспечивают их изготовление, контролируют соблюдение равных правовых условий участия избирателей и кандидатов в предвыборной агитации, решают материально-технические вопросы подготовки и проведения голосования, определяют итоги выборов и доводят их до сведения избирателей, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством11 Иванченко А. В. «Избирательные комиссии в РФ: история, теория, практика». М. 1996. С.56.. При этом решения избирательных комиссий, принятых в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами.

2003 год дает старт избирательному марафону на территории Рязанской области и одновременно формированию законодательных основ в проведении выборов в органы государственной власти Рязанской области и на муниципальном уровне. Задача большая и ответственная. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ требует от организаторов выборов еще большего профессионализма. Закон дает возможность создавать постоянно действующие территориальные избирательные комиссии.

Для обеспечения работы территориальных комиссий на постоянной основе необходима не только значительная финансовая база, но и новый уровень профессиональной подготовки членов комиссий. В соответствии с законом на территориальные комиссии возлагается ответственность за организацию деятельности участков избирательных комиссий.

В ноябре 2002 г. были сформированы и утверждены члены избирательных территориальных комиссий Рязанской области. Рабочей группой была проделана большая работа. На протяжении двух месяцев Избирательная комиссия Рязанской области собирала предложения от органов местного самоуправления, региональных политических партий и общественных организаций, от коллективов предприятий, учреждений и о избирателей по месту жительства, тщательно обсуждалась каждая кандидатура.

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Так, из 15 членов ЦИК назначаются в порядке предусмотренном Постановлением Совета Федерации от 18.02.99 г. № 52-СФ «О порядке формирования Советом Федерации ФС РФ списков кандидатур для назначения на должность членов ЦИК РФ», в соответствии, с которым формируется 5 списков кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, по следующим группам: 1 - Северо-запад, 2 - Центр, 3 - Юг, 4 - Урал и Западная Сибирь, 5 - Восточная Сибирь и Дальний Восток.

В целях единообразного применения федерального законодательства ЦИК России в соответствии со своими полномочиями разработала и утвердила Постановлением № 3/8-111 от 14 апреля 1999 года Методические рекомендации о порядке формирования избирательных комиссий субъектов РФ, которые были направлены руководителям законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, руководителям избирательных объединений. Порядок формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий определен федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента, а также даны разъяснения в Постановлениях ЦИК России, на основании которых окружная избирательная комиссия формируется в количестве 8-14 членов, территориальная - 5-9 членов, а участковая - 5-10 членов комиссии. Аналогичные по составу территориальные и участковые избирательные комиссии формируются при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.