на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации
p align="left">В соответствии со статистическими данными по выборам Президента РФ, в установленные законодательством сроки (2-9 февраля 2000г.) были сформированы - 2 141 территориальных избирательных комиссий, в их составы назначены более 24 тысяч человек с высоким опытом проведения избирательных кампаний. Всего в избирательной кампании участвовали свыше 94 тысяч участковых избирательных комиссий, из них почти 20 тысяч совмещали полномочия по выборам Президента РФ с дополнительными полномочиями по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Таким образом, избирательные комиссии играют решающую роль в организации и проведении выборов на всех уровнях. Принимая во внимание то обстоятельство, что избирательные комиссии представляют собой обязательный субъект избирательных кампаний, от которого напрямую зависит функционирование организационно-правового механизма выборов, следует признать, что вопросы развития их правового статуса нуждаются в постоянном внимании со стороны юридической науки и законодательной практики.

§4 Выдвижение и регистрация кандидатов

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты является одной из основных стадий избирательного процесса. Именно на этой стадии появляются физические лица - граждане Российской Федерации, претендующие на то, чтобы в результате выборов занять выборную должность или стать членом представительного учреждения в системе органов государственной власти и местного самоуправления11 Окуньков Л. А., Крылов Б. С., Постников А. Е. «Рассмотрение избирательных споров судами в субъектах РФ» // Журнал российского права. 1999. № 9. С. 114-123..

Выдвижение кандидата - это первый акт публичного заявления кандидата о своих намерениях и притязаниях на участие в выборах.

Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округами, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей. Решения о выдвижении кандидата от избирательного объединения принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) федеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений. Например, в 1999 году по выборам депутатов Государственной Думы в выдвижении кандидатов по одномандатным округам приняли участие 8 избирательных блоков («Союз Правых Сил», «Отечество - вся Россия», «Русское дело» и др.) и 18 избирательных объединений (Общественно-политическая организация «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)», Общероссийская политическая общественная организация «Коммунистическая партия РФ» и др.). Ими было выдвинуто 1852 кандидата.

В избирательной кампании 2000 года по выборам Президента избирательные блоки не создавались, из 147 общероссийских политических общественных объединений, зарегистрированных Министерством юстиции РФ не позднее, чем за год до дня голосования, правом выдвижения кандидатов на должность Президента воспользовались только 5 избирательных объединений: «ЛДПР», «Всероссийская политическая партия народа», «Общероссийское общественное политическое движение «За гражданское достоинство», «Консервативная партия России» и «Партия народного капитала».

В России процедура сбора подписей в поддержку кандидатов производилась с первых свободных выборов и существует в настоящее время. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов обеспечивает защиту избирателей от случайных, не имеющих авторитета и поддержки в обществе, кандидатов, от партий и других общественных объединений. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Подписи могут собираться среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов.

Кроме того, впервые в истории российского избирательного законодательства предусмотрена возможность введения института избирательного залога конкретными федеральными законами, законами субъектов РФ. Избирательный залог может являться альтернативой сбору подписей и равноценным ему основанием для регистрации кандидата или списка кандидатов. Надо сказать, что внесение избирательного залога является обычной практикой избирательного процесса во многих странах мира, а теперь и российский законодатель, наконец, преодолел существовавшее ранее предубеждение против избирательного залога как способа, доступного лишь «денежным мешкам». Законодатель практически поставил в равные условия тех, кто собирает подписи, и тех, кто вносит залог, поскольку и средства на сбор подписей, и избирательный залог вносятся только из избирательного фонда. Размер залога не может составлять более 15% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, а это в среднем соответствует затратам на сбор подписей.

Для обеспечения необходимого контроля со стороны избирательной комиссии законами о выборах соответствующего уровня установлен порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога. Например, кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Также предусмотрено, что для регистрации кандидатов (списков кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов).

Решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации принимается соответствующей избирательной комиссией в установленный законом срок, который не должен превышать 10 дней. В случае отказа избирательная комиссия обязана в течение одних суток выдать кандидату копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата может быть подана в суд в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

Например, по статистическим данным в окружные избирательные комиссии представлены документы для регистрации 2 758 (в том числе на основании избирательного залога - 801) кандидатов в депутаты Государственной Думы, из них выдвинуты избирательными объединениями и блоками - 1 281, избирателями - 1 174, в порядке самовыдвижения - 303 кандидата. После проверки представленных документов зарегистрировано 2 233 кандидата, из них на основании избирательного залога - 721. Окружными избирательными комиссиями отказано в регистрации 381 кандидату в депутаты Государственной Думы, в том числе на основании избирательного залога -17.

Следует отметить, что основными причинами отказов в регистрации кандидатов является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата в подписных листах; недостоверность сведений, представляемых кандидатами о себе (неполные сведения об имеющейся собственности и доходах, транспортных средств, об участии в капитале коммерческих предприятий); несвоевременное открытие специальных счетов избирательных фондов; а также непредставление кандидатами всех необходимых документов.

§5. Понятие предвыборной агитации с позиции ее целей, содержания, и участвующих субъектов

Одним из важных, политически значимых этапов любой избирательной кампании является предвыборная агитация. Она ведется представителями различных сил среди широких кругов избирателей за участие в выборах и голосование за или против тех или иных кандидатов, списков кандидатов на депутатский мандат, выборную должность, выдвинутых в установленном законом порядке и зарегистрированных избирательными комиссиями11 Коваленко А. И. «Конституционное право России». - М.: Право и Закон. 1997. С. 85..

Предвыборная агитация - наиболее политизированная часть избирательной кампании. Используя различные формы предвыборной агитации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и стоящие за ними политические партии, движения, общественные объединения ведут упорную борьбу за депутатские места в законодательных (представительных) органах, выборные должности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. От умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее того или иного кандидата, избирательного объединения, блока. Предвыборная агитация способна оказывать, и оказывает большое влияние на умонастроение избирателей. Именно в этот период сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса избирателей. Поэтому предвыборная агитация - самый чувствительный нерв избирательной кампании.

Понятие предвыборной агитации закреплено в статье 2 Федерального закона об основных гарантиях и определяется как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов (списки кандидатов) или против него (них), либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)».

Исследование рассмотренных подходов позволяет подойти к определению понятия «предвыборная агитация» с позиции ее целей, содержания, участвующих субъектов11 Мостовщиков В. Д. «Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки» // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С. 19-24..

Цель предвыборной агитации - складывается из нескольких, с одной стороны, самостоятельных, а с другой - взаимосвязанных элементов (подцелей). Законодатель на первое место ставит побуждение избирателей к участию в выборах.

При этом допустимая законом цель агитации - побуждение к голосованию против всех кандидатов - порой прикрывает истинную ее цель: обеспечить признание выборов несостоявшимися в случае, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превысит число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее их число. Причем истинная цель не «озвучивается» официально, а доводится до сведения избирателей негласно.

Закрепленные законом цели предвыборной агитации определяющим образом влияют на ее содержание. Так, агитация в пользу участия в выборах может включать самые разные сведения: о конституционно-правовом регулировании политических прав и свобод человека и гражданина, о политической системе государства и системе его государственных органов, о политической системе конкретного субъекта РФ в системе его государственных органов и органов местного самоуправления, о конкретной системе формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.п. Она способствует развитию политической и правовой культуры граждан, воздействует на их отношение к происходящим событиям, в том числе и к выборам, к конкретным избирательным кампаниям.

Предвыборная агитация в пользу голосования за того или иного кандидата (списков кандидатов) - это, по сути, отправная ступень и одновременно основное звено в деле знакомства избирателей с личностью и предвыборными программами (платформами) кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. С точки зрения этих субъектов избирательной кампании, она представляет собой наиболее распространенный и действенный инструмент политической борьбы.

Содержание проводимой предвыборной агитации во многом зависит от «исходной позиции», с которой она начинается, будь то кампания лица, находящегося на выборной должности или не занимающего таковой. Многие отечественные и зарубежные исследователи вполне справедливо отмечают, что первые вступают в политическую кампанию с огромным преимуществом, уже имея и широкое общественное признание, и деньги», и время. У таких кандидатов главным содержанием агитации является информация об их деятельности на конкретном посту, которая, как правило, и ранее была связана с освещением ее средствами массовой информации. Среди них - члены правительства, губернаторы, главы муниципальных образований. Об этом же свидетельствуют и результаты социологических исследований популярности органов власти и должностных лиц.

Содержание агитации в пользу таких кандидатов отражает уровень консолидации различных ветвей власти, а также крупного финансового и промышленного капитала в интересах своего сохранения, что имеет место практически в ходе любых избирательных кампаний. Результатом этой корпоративной унии нередко является закрытие доступа в органы власти для интеллигенции, людей свободных профессий, активистов общественных ассоциаций. То есть тех, кто ни одним из этих преимуществ не обладает. Кроме того, они разнятся между собой по общественному или служебному положению, партийной принадлежности, имущественному состоянию, а также по предшествующему политическому опыту. Соответственно и содержание агитации в пользу таких кандидатов имеет существенные особенности и различия.

Законодатель устанавливает и перечень субъектов предвыборной агитации: граждане РФ, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения. Этому кругу субъектов гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Одновременно законодатель не только устанавливает перечень субъектов предвыборной агитации, но и вводит прямые запреты на участие в ней. Статья 48 п.7 Федерального закона об основных гарантиях запрещает участие в агитации комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственным органам, органам местного самоуправления, благотворительным организациям, религиозным объединениям, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, а также лицам, находящихся на государственной и Муниципальной службе, в том числе военнослужащим. При этом не делается различий между агитацией в пользу участия в выборах и агитацией в пользу голосования за или против кандидатов (списков кандидатов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.